ДИНАМИКА ЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ДИНАМИКА ЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время не нужно доказывать, что межличностное общение – это совершенно необходимое условие жизнедеятельности людей, что без него невозможно полноценное формирование личности. В отрыве от общества у человека невозможно полноценное развитие ни одной психической функции и процесса.

Межличностные отношения оказываются таким явлением, которое помогает выстраивать пути взаимодействия с окружающими нас людьми, тем самым проходит процесс социализации в обществе. В процессе межличностных отношений и взаимодействий у современного школьника возникает ряд проблем, связанных с созданием новых способов отношений. Особенно важно сформировать навыки построениягармоничных отношений у обучающихся, т.к. неспособность налаживания связей может явиться барьером для благоприятного освоения в социуме.

Отношения в классе – это одно из важных аспектов обучения. Кажется, как связаны процесс обучения и одноклассники? Но это очень важно. Если ребёнок будет испытывать отвращение к своему классу, возможны негативные проявления в поведении и характере ребенка: он может проявлять агрессивность в общении с одноклассниками. Это негативно будет влиять на остальных детей в классном коллективе. Так же ребенок может демонстрировать на фоне сложившейся ситуации упрямство, неуправляемость, неусидчивость, с помощью которых он пытается утвердить себя, как личность. Однако данное поведение обучающегося негативно влияет на класс не только в плане учебной успеваемости, но в плане психического состояния класса и каждого обучающегося в нем.

Если же класс будет относиться к ребенку предвзято. Тогда на обучающегося будет оказываться психологическое давление со стороны сверстников, одноклассников. Одноклассники – это составная часть нашей жизни, которая длится 9-11 лет. Мы ссоримся, миримся, спорим, обсуждаем. А иногда и просим друг у друга помощи. Отметим, что становлению отношений в классе способствует и учитель. Его задача – настроить класс на сплоченность, доброжелательность друг к другу и способность прийти на помощь в любой ситуации, даже в ссоре. Потому что все дети с разными характерами, с разными темпераментами, взглядами, с разным образом жизни и воспитанием, что порой приводит к разногласиям, но, несмотря на это, учащийся должен оставаться человеком.

По мнению советского психолога А.В.Петровского [2], межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Так же А.В. Петровский [2; 3] считал, что в процессе общения происходит психологическое воздействие личности на группу и наоборот. Человек в той или иной ситуации может проявлять конформность, негативизм или принципиальность, позитивизм, коллективизм.

В то же время российский психолог, социолог Г.М. Андреева [1] отмечает, что «природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений…». Таким образом она подчеркивает, что существование межлич­ностных отношений является реализацией общественных связей в деятельности конкретных людей, в роли их общения и взаимодействия.

Американский ученый Т. Шибутани [4] представляет межличностные отношения как взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизируются у индивидов, находящихся в длительном контакте. Характер этих взаимоотношений в каждом случае будет зависеть от личностных черт, включенных во взаимодействие индивидов. Кроме того, шаблон межличностных отношений, развивающихся между людьми, включенными в совместное действие, создает еще одну матрицу, которая накладывает дальнейшие ограничения на то, что каждый человек может или не может делать. Таким образом, межличностные отношения, в отличии от других типов отношений, предполагают определенные ограничения и ответственность за себя и за человека, с которым вступают в отношения.

Обобщая все вышесказанное, межличностные отношения школьников очень важны. Необходимо поощрять стремление учеников к совместной деятельности, а так же создавать условия совместной работы, опираясь на возраст учащихся, способствовать их взаимодействию друг с другом. Это будет благотворно влиять на межличностные отношения в классном коллективе и между учащимися. Не стоит ставить одного ребенка выше другого или как употребляют в разговорном жанре – «заводить любимчиков», тем самым делая это, учитель разрушает коллектив. Важно понимать, что межличностные отношения влияют на многие сферы жизни учащегося. Например, учебная деятельность, здоровье обучающегося, желание стремится достигнуть цели. Постоянные конфликтные ситуации, могут спровоцировать ребенка на нервные срывы, нежелание общаться с людьми. Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми.

Список литературы

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении. М.: Аспект Пресс, 2001.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Издательство политической литературы, 1982.

Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология. Учебное пособие. –М.: Аспект Пресс, 2001.

Шибутани Т. Социальная психология. / Т. Шибутани; пер. с англ. В.Б. Ольшанского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

Просмотров работы: 122