Исследования влияния студенческих клубов и объединений на профессиональное развитие будущих педагогов - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Исследования влияния студенческих клубов и объединений на профессиональное развитие будущих педагогов

Бугров В.А. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема деятельности студенческих клубов уже долгое время обсуждается специалистами в области психологии профессионального развития. Мы можем встретить множество исследований, посвященных истории клубного движения, структуре клубных объединений, формам и методам их работы. В зарубежной литературе проблема изучения студенческих клубов рассматривается с точки зрения влияния системы внеаудиторной деятельности на социализацию бакалавров (М. Бэнтол). Отечественные исследователи в своих работах уделяли внимание особенностям общения в клубных объединениях (М. Иванова), типологии клубных объединений (И.Н. Еременко). [1] Изучив теоретическую базу по деятельности студенческих объединений, мы решили выявить степень влияния студенческих клубов на профессиональное развитие студентов в процессе обучения в вузе.

Обществом давно сформулирован образ успешного человека: хорошо оплачиваемая работа, высокий жизненный уровень, постоянный карьерный рост. Принято считать, что всего этого можно добиться при условии, что человек обладает лидерскими качествами, инициативностью, высокой социальной активностью.

Обучение в современных высших учебных заведениях призвано подготовить выпускников к работе в самых разных сферах: от бюджетной до сферы управления. Не случайно государство и руководство вузов поощряют разнообразные формы студенческого самоуправления. Отечественные и зарубежные ученые видят во внеаудиторной работе в высших учебных заведениях самую сильную сторону современного высшего образования. Так, президент Гарвардского университета Нейл Руденштайн заявил: «Университет видит свое предназначение в том, чтобы быть местом обучения и свободного развития студентов». [2] В этом отношении университет рассматривает студенческие объединения как среду, в которой студенты осваивают свои гражданские роли. Специфика студенческих клубов как раз и состоит в том, что они являются частью функционирования высших учебных заведений.

Интересно, что в зарубежной литературе не отмечается дифференциация понятия «клуб» и «клубное объединение». Напротив, понятием «клуб» в работах зарубежных ученых называют и общность людей, коллективно проводящую досуг, и учреждение, где этот досуг проводят. Анализируя литературу, мы пришли к выводу о том, что в западных высших школах клубы широко распространены: средний американский университет насчитывает 125 клубных объединений (и это, не считая неофициальные студенческие клубы). [3]

В России клубное движение также активно развивается. Администрация вузов стремится создавать новые студенческие объединения, руководствуясь потребностью во «взращивании» новых кадров. Однако, в условиях современной экономической ситуации материальная поддержка студенческих объединений внутри вуза ограничена. Ведущую роль, заключающуюся в поддержке и финансировании студенческих объединений, играют такие организации как Федеральное агентство по делам молодежи, Российский союз молодежи (РСМ), Международная ассоциация студенческого телевидения (МАСТ), Фонд президентских грантов и другие. Ежегодно РСМ и Фондом президентских грантов разыгрываются гранты на поддержку и развитие студенческих объединений.

Рис. 1. Степень важности критерия «наличие клубов» при выборе учебного заведения

Заинтересованность в клубном движении среди молодежи с каждым годом возрастает. Вопрос о вхождении в студенческие клубы возникает у молодых людей еще на этапе определения будущего места обучения. В связи с этим мы провели социологическое исследование среди выпускников средней школы. Мы сформулировали вопрос следующим образом: «Является ли критерий «Наличие студенческих клубов по интересам» важным при выборе вами учебного заведения?» (Рис.1). Более половины опрошенных считают важным для себя наличие в высшем учебном заведении студенческих объединений. Они выбирают место своего будущего обучения, в том числе основываясь на этом критерии. 32% опрошенных сказали, что не считают этот критерий важным при выборе учебного заведения, и лишь 12% твердо ответили, что не собираются вступать в студенческие объединения. Очевидно, что молодежь настроена на участие в общественной жизни, что подтверждают результаты проведенного нами социологического опроса.

Одна из характерных черт студенческого клубного объединения – разнообразие его деятельности. Это связано, во-первых, с тем, что студенчество – молодежная группа, характеризующаяся повышенной потребностью освоения социальных ролей. Это обуславливает разнообразие деятельности клубов. Во-вторых, разнообразие определяется интеллектуальным потенциалом студенческой среды. Таким образом, разнообразие способствует многогранной социализации студентов. Студенческий клуб становится наиболее демократической формой самоуправления студентов, средством развития их самодеятельности и гражданской позиции.

Студенческие объединения в высших учебных заведениях России можно разделить на несколько групп:

Волонтерские.

Творческой направленности.

Медиа-сфера.

Спортивные.

В нашем Шуйском филиале Ивановского государственного университета сегодня существуют и работают все выделенные типы студенческих объединений. Это волонтерские отряды «Данко», «Надежда», «Дорога к сердцу», творческие объединения «Артстудия», театр мод «Театр образа», КВН, танцевальные студии. В отдельную группу мы выделили студенческие клубы, относящиеся к медиа-сфере, под которыми мы понимаем объединения молодых журналистов. В Шуйском филиале ИвГУ к таковым можно отнести медиацентр ВУЗа – «Flicker prod.». Спортивные объединения также присутствуют в клубной среде университета.

Характеризуя профессиональное развитие будущих педагогов, нельзя не обратиться к требованиям профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». [4] Современный профессиональный стандарт педагога предполагает сформированность у выпускников высших учебных заведений таких трудовых действий, умений и знаний как:

Организаторские способности:

Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения;

Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления;

Способности к работе с информацией:

Владеть ИКТ-компетенциями;

Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

Интеллектуально-проектировочные

Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока);

Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

Способности к установлению продуктивных взаимоотношений:

Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка);

Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;

Рассмотрим степень влияния студенческих клубов на профессиональное развитие будущих педагогов и формирование компетенций согласно профессиональному стандарту педагога.

Наиболее важными для формирования компетенций современного специалиста, выпускника ВУЗа, являются клубы социальной направленности (в это понятие мы включаем волонтерские и творческие объединения, медиацентры). Стоит отметить, что эти клубы так или иначе занимаются различными сторонами студенческой жизни. Их деятельность полностью нацелена на реализацию социальных потребностей студентов. Так, например, упоминаемое ранее волонтерское объединение Шуйского филиала ИвГУ «Надежда» осуществляет свою деятельность в Шуйской коррекционной школе-интернате, Шуйском детском доме-школе, пансионате для пожилых людей «Уютный дом» и других социально-значимых учреждениях города. Участники волонтерского клуба планируют и проводят развивающие занятия с детьми, проектируют ситуации, развивающие эмоциональную сферу детей. Участие в работе клуба студентов направления подготовки Педагогическое образование способствует раннему включению их в педагогическую профессию, началу осмысления компетенций, заложенных в профессиональный стандарт педагога.

Не менее интересным с точки зрения трудовых действий, умений и знаний, включенных в профессиональный стандарт педагога, и формирующихся при непосредственном участии в студенческих клубах, является медиацентр Шуйского филиала ИвГУ «Flickerprod.». Актуальность знаний в области ИКТ постоянно растет. Стандарт включает в себя требования к ИКТ-компетенциям выпускников высших учебных заведений. Современный педагог обязан обладать минимумом знаний в области ИКТ, необходимых для успешного ведения своей профессиональной деятельности. Работа в студенческих медиацентрах позволяет будущим педагогам в роли журналистов в полной мере освоить ИКТ-компетенции. К другой группе способностей, формирующихся у студентов-работников медиацентра, можно отнести способности к установлению продуктивных взаимоотношений. Профессиональный стандарт педагога предусматривает умение сотрудничать с коллегами, готовность к взаимодействию между участниками образовательного процесса. Ввиду высокой социальной мобильности члены медиацентра учатся устанавливать деловые и приятельские контакты – осваивают компетенции, которыми должен обладать выпускник вуза. Кроме того, члены такого клуба формируют информационную среду, благоприятную для установления продуктивных взаимоотношений в вузе.

Таким образом, любой тип студенческих клубов способствует освоению студентами социальных ролей и профессионализации личности. Многие отмечают, что студенты, принимающие участие в работе студенческих объединений, ввиду своей большей занятости и включенности в социокультурную среду вуза, успешнее своих коллег: они быстрее трудоустраиваются, ярче проявляют себя, им проще «влиться» в коллектив. Поэтому можно сделать вывод о том, что активное участие студентов педагогического направления подготовки в работе студенческих клубов предоставляет возможность раннего освоения компетенций, включенных в профессиональный стандарт педагога.

Библиографический список.

Айнутдинова И.Н. Студенческие клубы учащейся молодежи в США как фактор их социального воспитания.: Автореф. … дис. канд. пед. наук. – К., 2004. – 22 с.

Comparative Education Review. – Chicago, 1998. - №1, 2, 4. – 1998. – V. 33. - №1, 2. – pp. 3-60

Жаркова А.А. Клубные объединения студентов как фактор социального воспитания будущего специалиста: сравнительно-педагогический анализ: [Текст] / А.А.Жаркова // Казанский педагогический журнал. – 2012. № 5-6/ - с. 170-175

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». – Режим доступа: http://профстандартпедагога.рф/профстандарт-педагога/

Просмотров работы: 99