Что такое психический калькулятор
У каждого человека в психике есть калькулятор. Этот калькулятор считает ресурсы, которые затрачиваются по отношению к явлению или процессу и те ресурсы, которые человек получает от явления или процесса. Перейдём сразу к студентам.
Каждый студент тратит свои ресурсы на обучение. К ресурсам относятся время, деньги, энергия, статус [Гандапас ... ]. Статус у всех студентов одной группы примерно одинаковый — это «студент», денежное взаимодействие осуществляется вне процесса обучения. Остаются ресурсы: время и энергия. Если это не занятие физкультурой, то основная расходуемая энергия — психическая.
Студент затрачивает психическую энергию и время. Чтобы занятие было полезным, нужно получать больше, чем отдано.
Польза — это разность приобретённых и затраченных ресурсов.
Приобретает студент статус знающего человека, это статус и это тоже ресурс. Но знания без применения на практике бесполезны. Кроме того, применение на практике должно приносить удовольствие. Это способствует выработке дофамина и вызывает чувство удовлетворения. Происходит подкрепление процесса обучения: «Я изучаю это, потому что я могу применить это». Применение этого приносит удовольствие, значит, изучение этого приведёт в итоге к удовольствию. Процесс изучения подкрепляется дофамином.
Применение знаний может происходить на экзамене, награда за знание — положительная оценка. Применение знаний может происходить в бытовой и рабочей деятельности. В технической области — в создании и совершенствовании машин и приборов. Чем более полезно техническое устройство, тем большее удовольствие оно приносит его создателю.
Пример 1. Студент за 500 часов напряжённой работы, затратив 20 тысяч рублей, создал прототип летательного аппарата, который отметили на выставках и конференциях. Затраченный ресурсы — деньги (20 тыс. р.), время (500 ч), энергия. Приобретённый ресурс — статус (статус создателя выдающегося устройства). Если статус высокий и приносит удовольствие, то вся техническая деятельность, включая обучение, является полезной. Происходит подкрепление и выработка дофамина. Такой студент способен упорно учиться в будущем.
Если поведение приносит удовлетворение и оправдывает ожидания, то мозг потенциирует соответствующее количество выделяемого дофамина на будущее, делая это ожидание, равно, как и деятельность подобного рода приятной. [Дофамин, мотивация и обучение]
Это длинный цикл. От момента изучения технических основ до создания работающего устройства и отметки его на конференциях могут пройти месяцы и годы.
Циклы деятельности
Длина цикла от затрат до приобретения ресурсов бывает разная.
Перейду к авиамодельному кружку, как к знакомому для меня месту. Там занимаются дети с 12-15 лет. Обучение в кружке проходит по циклам. Сначала короткий цикл: ученик за время порядка одного часа строит простейшую модель и запускает её. Ему приятно наблюдать за полётом своей модели. Если модель не летает, то происходит отладка: изгиб рулей, перенос центра тяжести; на это тратятся секунды. И снова полёт модели. Если приятные ощущения перекрывают временные и энергетические затраты, то мозгом такая деятельность воспринимается как полезная. Происходит подкрепление и проецирование дофамина на будущее. Далее строится более сложная модель, на которую уходит два дня. И снова запуск и полёт. Если ученику не свойственно испытывать приятные ощущения при виде своей летающей модели, то мозг воспринимает эту деятельность как вредную, человек уходит из авиамоделизма. Если результат деятельности положительный и ощущения приятные, то подкрепление происходит ещё и ещё раз. Взрослые моделисты способны тратить порядка года на строительство модели, а авиаконструкторы, вышедшие из моделизма, могут работать несколько лет от идеи до первого прототипа летательного аппарата.
Исторические замечания о циклах деятельности
К сроку деятельности 1 год.
Возможно, этот срок связан с урожайностью в северных широтах. За год происходит посев, обслуживание земли, сбор урожая и его потребление. Поэтому срок ожидания 1 год воспринимается терпимо. Сроки более 1 года бывал в случае неурожайных лет. Из этого следует, что длительное, точнее, годичное, подкрепление жизненно важной деятельности у человека исторически обусловлено.
К межполовым взаимоотношениям.
В 50-е годы девушки после знакомства с парнем и до начала активного общения могли использовать манипулятивные приёмы для проверки парней хоть месяц, хоть год [Бирюков А. Н. ... ]. Это считалось проверкой на стойкость. И это давало свои результаты: процент разводов был самый низкий за весь регистрируемый период в России.
Именно в то время, в 50-е, в стране отмечался технический и научный бум.
В то время человек мог воспринимать терпимее более длинный цикл деятельности. Это относится к учёбе, к научной и технической деятельности, к бытовой деятельности (межполовые взаимоотношения и пр.).
Предложения по циклам деятельности в техническом обучении
Вернёмся к обучению в вузе. Подкрепление обучения происходит в конце семестра на экзамене. Длительность цикла — полгода. Это относится к дисциплинам, польза от которых в течение периода обучения не ощущается. Желательно сократить циклы. Для этого первые занятия по предмету можно проводить в познавательных и развлекательных целях: наглядные демонстрации, экскурсии — это всё то, от чего учащиеся испытывают удовольствие. При этом, чем значительнее объект демонстрации, тем больше приятных ощущений испытывается при созерцании.
Для абитуриентов нужно проводить экскурсии. Если это авиационный вуз и, в частности, факультет авиационных двигателей, то полезна будет экскурсия на аэродром, на моторостроительный завод, в исследовательский институт и конструкторское бюро. Это покажет результаты деятельности и трудозатратный процесс. Абитуриент сам соотнесёт, полезно ли ему это. Нравится ли ему результат трудов, не чрезмерно ли затратный процесс.
Выводы
Современный студент терпимо воспринимает малые циклы деятельности. В техническом обучении ему нужно помочь, вводя в начале обучения поощрительные элементы, которые вызовут приятные ощущения. Деятельность с самого начала будет считаться полезной. Далее будет происходить дофаминовое подкрепление более длинных циклов и процесс длительного обучения станет приятнее и легче. Внутренний психический калькулятор воспримет такое обучение как полезное.
Список использованных источников
Бирюков А. Н.. Мужчина — душа нараспашку! / Рязань: Издательство ГУП РО «Рязанская областная типография», 2015. — 176 с.
БСЭ. Большая советская энциклопедия, 3-е издание. Электронный словарь для системы «ABBYY. Lingvo».
Гандапас Р. «Время статус энергия деньги». URL: https://www.youtube.com/watch?v=jVPW7hvmHG4 (Дата обращения 29.11.2018).
Дофамин, мотивация и обучение. URL: http://www.turkulets.com/information/dofamin-motivaciya-i-obuchenie.html (Дата обращения 22.11.2018).
Дофамин: эмоции, неуверенность, стресс и удовольствие. Заметки, для чего, зачем, как, что. URL: http://www.turkulets.com/zametki/dofamin-emocii-neuverennost-stress-i-udovolstvie.html (Дата обращения 22.11.2018).