РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ НАЛОГОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ НАЛОГОВ

Сейтбагимова С.Р. 1
1ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Налоги выражают определенную объективно существующую сферу экономических отношений, а в качестве категории имеют специфическое назначение – формирование денежных средств государства и их использование.

По той причине, что налог представляет собой составляющую финансов, он характеризуется как финансово-перераспределительная категория, благодаря которой на стадиях распределения и перераспределения валового внутреннего продукта происходит формирование финансовых ресурсов.

С позиции юридической природы он представляет собой меру упорядочения имущественных отношений, введения ее в соответствующие рамки, иначе говоря, налог представляет собой систему юридических отношений всех налогоплательщика с Российской Федерацией на основании следующих принципов: принуждение, законность, а также безвозмездность. Таким образом, эту категорию можно рассматривать с двух точек зрения: с правовой и с юридической точки зрения.

Сущность налога может быть раскрыта, прежде всего, через его функции. Например, некоторые ученые [1, 4] называют следующие его функции: поощрительная, регулирующая, фискальная, распределительная, контрольная; кто-то из ученых [3] выделяют лишь две функции: распределительную и контрольную, некоторые из них называют только производственную функцию, а другие авторы выделяют две функции налога: экономическую и фискальную, и так далее.

То есть, через функции налога непосредственным образом выражается его социальное предназначение, что касается роли налога, то она проявляется вследствие практического его использования. Это форма выражения проводимой Российской Федерацией экономической политики. Такая форма является конкретной, она проявляется в реальных результатах.

Есть точка зрения относительно того, что налог выполняет экономическую функцию. У нас возникают некоторые сомнения по поводу целесообразного названия указанной выше функции, поскольку с теоретической точки зрения это неправильно, так как налог – это экономическая категория. Что касается самой главной цели налогообложения, то она состоит в следующем: обеспечить выполнение экономических и социальных функций Российской Федерации в совокупности с интересами всех без исключения хозяйствующих субъектов. Стоит отметить, что рассматриваемая нами функция – это не что иное, как сущность налога, в связи с этим будет просто нецелесообразным выделять ту или иную функцию и именовать ее экономической.

Для налогов, по мнению многих специалистов, характерна еще и такая функция, как контрольная [3]. Мы с этим не согласны, поскольку контроль в действительности является функцией налоговых инспекций Российской Федерации. На основании специфики налоговых отношений будет весьма целесообразным назвать такие функции рассматриваемой нами категории: регулирующая, перераспределительная, а также фискальная [4].

Возникновение налогов обуславливается наличием насущной необходимости в обеспечении потребностей, имеющихся у государства, что проявляется в их фискальной функции, которая во все времена была присуща всем странам мира. Ею обуславливаются причины возникновения этой экономической категории. Огосударствление НД, которое возрастает вследствие фискального характера, создает предпосылки для налогового регулирования экономики, тем самым обуславливая перераспределительную и регулирующую функции налога.

Государство выполняет разнообразные экономические, социальные и политические функции через систему перераспределения доходов с помощью налогов. Следовательно, налоги выполняют перераспределительную функцию исходя из целей и задач государства.

Вместе с тем на развитие национальной экономики государство влияет за счет совокупности экономических методов, самым главным их которых являются налоги. Они способны, либо сдерживать, либо же активно стимулировать темпы развития национальной экономики, таким образом, для налогов характерна также и регулирующая функция.

Стоит подчеркнуть, что эффективность осуществления указанных выше функций налогов будет непосредственным образом зависеть от изыскания приемлемого соотношения между налогами, а также от таких целей, которые ставит государство на той или иной стадии своего развития, беря во внимание сложившиеся (текущие) экономические условия.

Таким образом, рассматривая экономическую сущность налогов и ее роль в современном обществе, необходимо отметить, что в целом указанные функции, посредством которых и реализуется экономическая сущность налогов в государстве, играют роль стабилизаторов в экономике. Так, фискальная функция обеспечивает налоговое регулирование экономики, перераспределительная, затрагивая интересы различных социальных групп, в рамках перераспределительных процессов, способствует достижению социального равновесия, регулирующая функция налогов оказывает регуляторное воздействие на развитие экономики, обусловливая, кроме всего прочего, аккумулирование средств на восстановление используемых ресурсов.

Список литературы

Белоцеркович Д.В. Налоговое право Российской Федерации в схемах и определениях / Д.В. Белоцеркович, Н.В. Моргунова. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2018. – 210 с.

Качур О.В. Дискуссионные вопросы сущности, функций и принципов налогов / О.В. Качур // Вестник ВГУ. Серия «Экономика и управление». – 2014. – № 3. – С. 103–108.

Куликов Н.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие: Н.И. Куликов, М.А. Куликова, Н.П. Назарчук. – Тамбов: Изд–во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. – 288 с.

Черник Д.Г. Основы налоговой системы: Учебник для вузов / Д. Г. Черник, А. П. Починок, В. П. Морозов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Юнити, 2002. - 517 с.

Просмотров работы: 89