ПРОБЛЕМА ПОЛУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ХОДЕ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОБЛЕМА ПОЛУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ХОДЕ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном процессе учебной подготовки молодых инженеров-специалистов особую роль имеет практическая составляющая учебного процесса. Практика – это важнейшая составляющая образовательного процесса, имеющая своей целью закрепление и углубление знаний, полученных в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых навыков и опыта практической работы по изучаемой специальности. Готовность будущих инженеров-специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, мотивация к труду формируются в первую очередь в процессе практического обучения, производительного труда на предприятии.

В период прохождения производственной практики студентов часто возникает проблема непроработанности договорных отношений между учебным заведением и предприятием. Проявляется она в несоблюдении или несоответствии исполняемых обязательств сторон. [1] Это существенная проблема, так как она может привести к неэффективности практического обучения, особенно в области машиностроения.

В качестве примера могу привести собственную производственную практику, которая проводилась на предприятии ПАО “ОДК УМПО”. Будучи студентом специальности “Высокоэффективные технологии нанесения покрытий”, меня и мою группу отправили на данное предприятие и распределили по цехам связанных с нанесением покрытий. В итоге нас закрепили за технологами цеха, которые показали нам цех, принцип работы механизмов нанесения покрытий, обитаемые камеры и станки с ЧПУ. Потом нам показали старую технологию, по которой наносили покрытие детали. И всё. Всё это происходило в течении первого дня практики. Дальше нами никто не занимался, так как инженер-технолог, который должен чем-то тебя занять, показать, как писать технологию, просто напросто был очень занят из-за большой нагруженности. Смысл от такой практики я не понял. После окончания учёбы и получения диплома, я пошёл работать на это предприятие, но, как оказалось, мест по моей специальности просто не было. И я пошёл работать в цех механической обработки, где окончательно понял, что за 4 года пяти-шести дневного обучения, я получил просто абсолютно минимальное представление о том, как происходит процесс написания технологий и принцип работы цеха в общем. За первые два месяца работы в цеху, я получил багаж знаний в разы превосходящий тот, который я получил в процессе прохождения производственных практик во время обучения.

В принципе, неэффективность практического обучения, на мой взгляд, так же видна и на курсах магистратуры. Являясь студентом второго курса магистратуры, могу сказать, что объём получаемых практических навыков был крайне низок. За время обучения, я ни разу не видел как составляются технологии по моей специальности. И в итоге, как мне кажется, работу по своей специальности я вряд ли найду, ввиду того, что работодатель в первую очередь будет смотреть на практические навыки, умение использовать теоретические знания на реальном производстве, а что, работодателю, может показать студент на собеседовании, если он во время учёбы в глаза не видел способы применения этих знаний на деле.

Практика на предприятиях должна предоставлять большой комплект педагогических мер, в ходе которых студент может получить представление о будущей профессии. Но в реалиях получается, что не всегда на практике создаются такие необходимые педагогические условия как: комплексно-методическое сопровождение практики, рациональное сочетание активных и традиционных методов практического обучения студентов, повышение роли профессионально мотивационной сферы личности, самостоятельность деятельности практикантов на предприятии, адаптация их к взаимодействию с работодателями. При создании всех этих условий повышается эффективность производственной практики в реализации модели современного специалиста.[2]

Собственно из данной проблемы вытекает ещё более крупная проблема, такая как устройство на работу. Заканчивая университет, студент получает диплом специалиста по выбранной профессии. Но когда студент приходит на собеседование в предприятие, то отвечать на поставленные вопросы он может только в теоретической области, например: знания ЕСКД и ЕСТД. А на вопросы по типу: “Покажите, как бы вы установили деталь на приспособление для последующей обработки” (вопрос-то сам по себе очень лёгкий), то у студента без практических знаний появляются затруднение с ответом. И работодатель не всегда готов брать такого “специалиста” на работу, так как понимает, что его нужно будет ещё и обучать как минимум месяц. Тут же для работодателя появляются риски по типу материальных затрат на обучение работника, который в свою очередь после получения такого опыта может и уйти с предприятия. Это, на мой взгляд, очень частая и важная проблема в машиностроительной области.

На самом деле, чтобы увидеть неэффективность практического обучения в некоторых ВУЗах, достаточно просто послушать СМИ. Часто вижу как и на ТВ, так и в интернете высказываются инженеры и конструктора, как к ним в компании приходят на собеседования специалисты без практических навыков. Кто как не работодатель может лучше всего оценить знания собеседуемого специалиста, который только что закончил обучение.

Подводя итоги можно сказать, что производственная практика является неотъемлемой частью опыта работы, столь необходимого в начале профессиональной карьеры. Возможность получить такой опыт еще до окончания университета повышает конкурентоспособность такого специалиста на рынке труда. И конечно же, сам студент должен понять суть своей специальности с помощью производственной практики, так как только “пощупав руками” изделия, на примере машиностроительной специализации, можно будет представить, как происходил процесс обработки и в общем технологический процесс изготовления детали.

Литература:

1. Статья: Болдырев С.А., Арискин М.В., Медведева Л.М., Дмитриева Н.Е. – “Проблемы организации производственной практики студентов” – 2014г.

2. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. – М.: Высш. шк., 1989. – 144с.

Просмотров работы: 90