Арне Якобсен - датский дизайнер - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Арне Якобсен - датский дизайнер

Корякина К.С. 1
1Ставропольский филиал МПГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Арне Якобсен, выдающая личность, оставившая заметный след в истории дизайна. Изучение его биографии и творческой деятельности, покажет будущему дизайнеру, как нужно идти к своей цели и добиваться высот, не останавливаться даже в условиях не пригодных для творчества, и никогда не переставать совершенствоваться и учиться.

Цель исследования: выявить роль Арне Якобсена в развитии дизайна.

Задача:

исследовать жизнь и творческую деятельность Арне Якобсена;

В данном исследовании были задействованы такие профессиональные дисциплины, как история дизайна, науки и техники, цветоведение, а также проектирование, конструирование и история.

За основу была взята информация с сайта «Википедия». При проведении исследования были использованы такие факты, как дата рождения Арне Якобсена, места учебы и работы, участие в выставках и конкурсах, даты создания проектов Арне Якобсена.

Арне Якобсен (1902–1971) — автор знаменитых кресел «Swan» и «Egg», стульев «Ant» и «Series 7».

Ведущий представитель функционализма в архитектуре и «отец» датского дизайна. Созданные им сооружения вошли в список национального наследия Дании. «Swan» и «Egg», «Ant» и «Series 7», были спроектированы в 1950 годы, и по сей день не выходят из моды: датская компания «Fritz Hansen» продает эти стулья и кресла миллионными тиражами. Именитые декораторы и архитекторы постоянно участвуют в проектах по их перерождению: придумывают обивки, ставят на фантазийные ножки или объединяют парами.

Якобсен еще в детстве показал себя радикальным минималистом: цветочные обои в своей комнате он закрасил белой краской — так они его раздражали. Вырос Арне, в мелкобуржуазной семье в Копенгагене и рано проявил любовь к рисованию, хотел стать художником, но его отец настоял на более практичной строительной специализации.

Перед поступлением на архитектурный факультет Королевской академии изящных искусств (1924), Якобсен отправился в Нью-Йорк, устроившись на корабль матросом, работал каменщиком в Германии и закончил строительный колледж. В 1925 году принимал участие в знаменитой парижской выставке Декоративных искусств, которая дала название стилю ар-деко, и получил серебряную медаль за кресло из ротанга, которое назвал в честь этого события «Paris Chair». В Париже Якобсен был впечатлен модернистским павильоном Ле Корбюзье из стекла и бетона «L'Esprit Nouveau». Он хотел быть на волне авангардных течений и отправился в Берлин знакомиться с творчеством деятелей немецкого Баухауса Вальтера Гроппиуса и Миса ван дер Роэ. Якобсен молниеносно усваивал эстетику новой архитектуры и сразу же начинал проектировать в этом направлении.

В 1929 в компании с Флеммингом Лассеном, Арне Якобсен победил в конкурсе Датской ассоциации архитекторов и ему поручили строить «Дом будущего» на выставке в Копенгагенском форуме. Это был круглый в плане спиралевидный павильон с плоской крышей, из стекла и бетона. Там были гараж и вертолетная площадка, эллинг с шикарной яхтой. Окна опускались, как в автомобиле, встроенная конвейерная труба для почты, вращающийся мат для чистки обуви и небольшая кухня. Мебель из стальных трубок. Якобсен моментально получил славу ультра-современного архитектора. В следующем году он открыл собственное бюро.

В 1930 годы Арне много строил в Копенгагене и его окрестностях. Самый масштабный проект «Беллависта» севернее Копенгагена. Там Якобсен обустроил курорт, многоквартирный жилой комплекс, бензоколонку будущего, театр «Бельвю», усовершенствовал старый ипподром. Для пляжа он проектировал все, начиная от киосков и рекламных щитов, до униформы сотрудников. Фирменный стиль был в бело-голубых тонах. «Беллависта» стала самым популярным местом отдыха. Рядом был возведен белоснежный разноуровневый жилой комплекс с плоскими крышами и ритмичными балконами, что позволило обеспечить вид на море из каждой квартиры.

Работы Якобсена вызывали массу споров и воспринимались как слишком смелые. В «Беллависте» местное население не дало построить центральный элемент — вышку с вращающимся рестораном наверху. Газетные критики яростно требовали навсегда изъять у него диплом архитектора. А к грандиозному зданию муниципалитета в Орхусе под давлением общественности пришлось пристроить традиционную башню с часами — без нее ратуша напоминала рассерженным горожанам заводской цех. Сегодня муниципалитет в Орхусе вошел в Датский культурный канон — список из 108 произведений искусства и архитектуры, официально признанных неотъемлемой частью датской культуры. Дом Стеллинга, как и завершенный к 1942 году муниципалитет в Сёллерёде, и многие другие постройки Якобсена, вошел в список зданий, охраняемых государством.

Во время Второй мировой войны Дания была оккупирована. В сентябре 1943 начали готовить депортацию датских евреев в лагеря смерти. За 72 часа датчанам удалось спасти 7200 человек, которых ночью вывозили в рыбацких лодках в Швецию. Среди спасенных был и Якобсен. В Швеции ему нельзя было заниматься архитектурой, и он начал заниматься дизайном тканей и обоев. Якобсен с легкостью создавал как элегантные геометрические орнаменты, так и живописные композиции. В нынешнее время, обои, по некоторым эскизам того периода, выпускает шведская фабрика «Boras Tapeter».

Вернувшись в 1945 на родину, Якобсен сразу же окунулся в работу, по которой скучал в годы простоя. Сначала это было простое многоквартирное жилье — после войны в нем была острая нехватка, строительство шло быстро и с минимальными затратами. Через некоторое время он вновь вернулся к экспериментальным и авангардным формам. Рядом с «Беллавистой» в конце 1940, начале 1950 строится комплекс «Sоholm» — комплекс коттеджей из желтого кирпича. В одном из них архитектор жил с 1951 до самой своей смерти в 1971. Он пристроил к дому студию для работы. На участке не было ни единого высокого кустарника и дерева, но был разбит шикарный цветник. Сегодня дом отреставрирован, и подлежит аренде, но жильцы должны будут пускать посетителей несколько раз в год, и давать экскурсию по бывшему жилищу архитектора.

В 1957 Якобсен школу «Munkegaard» в Гентофте. Это был комплекс зданий, ориентированный под тысячу детей, при этом спроектирован так, что сотрудники и учащиеся имели ощущение уюта и маленьких кабинетов. Якобсен сформировал гипподамову сетку из длинных низких домиков, создающих квадратные дворы-патио. Стены со стороны двора были стеклянными, так же из стекла были переходы из одного корпуса в другой. Спортивная площадка, так же выполняющая роль зала для общих собраний, была ниже уровня земли. Лаборатории и администрация — в отдельностоящих сооружениях. Школа стала памятником архитектуры, и в 2008 году архитектурная компания «Dorte Mandrup Architects» бережно реконструировала и расширила учебный комплекс.

Во время своей работы Арне Якобсен не останавливался только на создании архитектурного вида зданий: он отвечал за всё: декор интерьера, материалы для облицовки фасадов. Он тщательно выбирал текстиль, конструировал мебель, системы освещения и светильники, подбирал материалы для отделки стен, пола и потолков. Мебель, созданная в рамках одного конкретного проекта, зачастую находила спрос на масштабном производстве. Так, диван «Mayor Sofa», спроектированный для муниципалитета в Сёллерёде, выпускает компания «&tradition». Стулья «Mosquito» и «Tongue» из школы «Munkegaard» делает «Howe», а кресла «Oxford» из колледжа «St. Catherine» — «Fritz Hansen». Используется даже шрифт, разработанный Якобсеном для табличек в Орхусе. Студия «Design Letters» использует его в качестве декора посуды, постельного белья и всевозможных предметов интерьера. Легендарный стул «Муравей» — «Ant» — из формованной под давлением фанеры в 1951 был придуман для кафетерия фармацевтической компании «Novo Nordisk». Спустя два года Арне спроектировал самые успешные стулья «седьмой серии» — которые миллионными тиражами продает Fritz Hansen.

Но больше всего икон дизайна родилось в результате создания отеля «SAS Royal Hotel» в 1956—1960 гг. (в настоящее время «The Radisson Blu Royal Hotel»). Он стал первым в мире дизайнерским отелем, авторским в нем было все — от архитектуры, имитирующей две сигаретные пачки, поставленные перпендикулярно друг другу, ручек на дверях, смесителей и пепельниц, которые сразу стали бортовыми сувенирами авиакомпании SAS (ей первоначально и принадлежала гостиница). В холе отеля, где стояли кресла Egg, Swan и Drop, можно было зарегистрироваться на рейс. Эти неповторимые кресла выглядели как скульптуры, ведь именно так они и создавались: Якобсен лепил различные формы из глины, прежде чем у него получилась идеальная форма, которую и воплотила в жизнь фабрика «Fritz Hansen» их из армированного стекловолокном пластика. Для отеля были созданы лаконичные светильники, которые сейчас «Louis Poulsen» производит под названием «AJ», даже серебрянные столовые приборы, были похожи на арт-объект. Благодаря своему непривычному всему миру виду, они тут же заняли место в коллекции нью-йоркского музея современного искусства «MoMA». Их копию продает фирма «Georg Jensen».

Свой последний проект — Национальный банк Дании — Арне Якобсен начал в 1966, но так и не закончил. Ученики его студии «Dissing+Weitling» сделали это за него. Мраморный холл здания получился торжественным, за счет скульптурной лестницы, он был похож на собор, и получил звание самого красивого общественного интерьера в Копенгагене.

Заключение

Арне Якобсен, выдающийся дизайнер и архитектор, в истории его творчества много работ, заслуживших всемирное признание, а некоторые из них стали культурным наследием. Не всегда его творения вызывали положительные эмоции, но он не сдавался и продолжал трудиться, ни смотря не на что, чтобы стать примером для многих начинающих декораторов и людей искусства. Арне никогда не сидел без дела, он мог работать не только творчески, но и физически, что закаляло его характер и волю. Он участвовал во всевозможных выставках и всегда получал гранты, благодаря своему вниманию к деталям. Не зря в настоящее время многие из его творений выпускаются массово и имеют популярность, он сумел создать предметы вневременные и навсегда оставшиеся актуальными.

Современным дизайнерам, есть чему научится у Якобсена, перенять его стремление и любовь к собственному делу, научится по-настоящему жить своей профессией.

Список использованных источников

Сайт: Nordic Design - http://nordicdesign.ru

Сайт: Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Якобсен,_Арне

Сайт: Архитектурный Дизайн - https://www.admagazine.ru/

Сайт: Soho-design - https://www.soho-design.pro/arne-jacobsen

Приложение

Кресла Swan иEgg,1958


стулья Series 7, 1995

Кресла Drop1958

Стул Ant 1995

Эскиз Дома будущего для выставки в Копенгагенском форуме, 1929. Бензоколонка, рядом с Беллавистой, 1934

Жилой комплекс Беллависта, 1934

Обои

Колледж St. Catherine, Оксфорд, 1962

Национальный банк Дании

Просмотров работы: 10