Промышленный или индустриальный дизайн имеет отношение к той области дизайнерского искусства, которая занимается художественным проектированием элементов предметного наполнения среды обитания человека. Промышленные дизайнеры создают облик различных предметов бытового назначения и одновременно делают их максимально функциональными. Так же стоит заметить, что от удобства пользования, функциональности и внешнего вида изделия зависит его успех на рынке.
Филипп Старк - известный промышленный дизайнер , дизайнер интерьеров и потребительских товаров серийного производства.
Филипп Старк родился 18.01.1949г. во французской столице. Его мать была художницей, а отец работал в сфере авиаконструирования, интерес к дизайну проявлялся даже в раннем возрасте, когда юный Филипп, вдохновляясь работой отца, придумывал различные художественные оформления. Все детство Старк провел среди различных чертежей, создавая новые предметы, распиливая, разрезая и склеивая старые.
По специальности Филипп Старк является дизайнером интерьера, образование он получил в престижном высшем учебном заведении - парижской Эколь Ниссен де Камондо.
Уже в 18 лет, Старк основал своё первое проектное бюро, которое занималось рекламными надувными инсталляциями.
С 1971 г. Старк работал дизайнером-оформителем у Пьера Кардена, успев при этом спроектировать более 60 моделей мебели.
В 1977 году дизайнер отправился в кругосветное путешествие. Два года странствий дали ценный опыт и помогли определиться с будующими творческими целями. Вернувшись в Париж, в 1979 году он основал дизайнерскую компанию «Stark product». Компания не специализировалась на чем-то конкретном, она занималась всем и сразу: создавала проекты мебели, предметов обихода, осветительных приборов, интерьеров, целых зданий и даже бутылок минеральной воды. При этом все сферы дизайна успешно давались изобретательному Филиппу Старку. С ним стремились сотрудничать влиятельные фирмы Старого Света.
Будучи иконой современного стиля и воображения, Старк произвёл на свет огромное количество уникальных проектов - от зубных щёток до мебели.
Высокое признание Старк заслужил в 1983 году, когда для оформления частной резиденции в Елисейском дворце его приглашают президент Франсуа Миттеран и министр культуры Джек Ланг. Это была огромная поддержка и отличная реклама бренда Старка. Он привлёк международное внимание смесью элегантности и минимализма . Старк изготовил санузел с конической ванной, коническим унитазом и коническим биде. После успешно выполненной работы Филипп был востребован как никогда. Однако, по его признанию, он старается не браться за оформление частных, жилых интерьеров, считая дизайнерское оформление вредным: «пространство для жилья человек должен строить самостоятельно, руководствуясь только своими желаниями, а не навязанной модой». Старка больше интересуют общественные пространства: музеи, кафе, рестораны, отели и магазины. Их дизайнер сравнивает с машинами, «обеспечивающими людям новые ощущения».
Начиная с 1984 года Старк активно занимается предметным дизайном и посвящает ему большую часть времени, он проектирует аксессуары для дома, посуду, мебель, предметы декора и пр. Многие его работы выставлены в музеях искусства и дизайна США, Англии и Франции. Среди самых известных творений дизайнера – первый в мире прозрачный стул из поликарбоната Louis Ghost для Kartell (2000). Он стал самым продаваемым дизайнерским стулом в мире.
В 1984 Старк разработал интерьер Café Costes. Стул из дерева и металла, спроектированный для кафе, пользовался огромным успехом, и его количество изготовленных копий к 1990 году составило более четыреста тысяч.
В 1985 он спроектировал Café Manin в Токио, а три года спустя Старк разработал концепцию для гостиницы Royalton в Нью-Йорке.
Интересно наблюдать, как скромные начала Старка понемногу получали международное признание. Он смешивает культуры и традиции разных городов по всему миру, превращая объекты своей работы в места удовольствий, красоты и незабываемых встреч.
Не является дипломированным архитектором, Старк много работал над гостиницами, павильонами и домами в Европе, Азии и Штатах, благодаря чему заработал славу как, индустриальный дизайнер, изобретатель, знаменитость и философ.
По мнению Старка все продукты, которые он создаёт, должны быть не быстро устаревающими одноразовыми «фишками», а простыми, практичными и прочными объектами с великолепным дизайном.
Филипп Старк - известный и авторитетный дизайнер. О нем написано множество статей в газетах и журналах ( статья “Архитектурно: коллекция Филиппа Старка для Gorenje” на портале VOGE, 16 СЕНТЯБРЯ 2015, статья в журнале ELLE Decoration “ Десять баллов: что вдохновляет Филиппа Старка, 26 марта 2018г.и др.) Он является обладателем пятнадцати престижных наград, таких как Люмино- Оскар (Oscar de luminaire) (Париж, 1980),Государственный гран-при за промышленное дизайнерство (Grand Prix National de la Création Industrielle) (Франция, 1988) и т.д.
За свою карьеру Старк проектировал все: зубные щетки и жилые кварталы, огромное количество стульев и факел для зимних Олимпийских игр 1992 года, механическую соковыжималку для цитрусовых и телефонный аппарат в виде крючка, телевизоры и бутылки минеральной воды, компьютерную мышь и кухонные принадлежности, и интерьеры личных покоев Франсуа Миттерана. При этом предметы под маркой Starck предназначены не для узкого круга эстетов — дизайнер стремится к тому, чтобы они стали частью мира, чтобы самые лучшие вещи были доступными для большого количества людей. Он придумывает и запускает в массовое производство практичные бытовые предметы. Его творения часто стилизованы, просты и органичны. Он использует необычные комбинации материалов (стекло и камень, пластмасса и алюминий, плюшевая ткань и хромированный металл и т.д.) Классика от Старка — это стильные зубные щётки 1989 года и культовая соковыжималка Juicy Salif 1990 года.
Ключевые состовляющие творческого мышления Старка - природные, обтекаемые и антропоморфные формы. Он не сторонник излишнего декора и гламура. Его работы просты и минималистичны, но при этом обладают невероятной смысловой глубиной и философией: «Все, что я делаю – символично, и у всего есть значение».
Филипп большой поклонник Сальвадора Дали и всегда вкладывает в свои творения яркую ноту сюрреализма и иронии. Это прослеживается во многих его проект, так например он разработал W.W. Stool, представляющий собой нечто космически-растительное, он больше похож на скульптуру, чем на барный табурет. Обтекаемый кусок литого алюминия, отделанный бледно-зеленой эмалью, кажется, прорастает в пол корневидными ножками, а подставки для ног напоминают листья растений. Эксперименты с материалами и формой заметно преобладают над цветовой палитрой. Один из фаворитов дизайнера – желтый цвет. Старк убежден, этот солнечный оттенок способен творить чудеса, наполняя пространство частичками счастья.
На сегодняшний день авторству Филиппа Старка принадлежат более 10 000 завершенных проектов в области дизайна и архитектуры. Он невероятно популярен и востребован во всем мире. Его регулярно приглашают на лекции, конференции и встречи с начинающими дизайнерами, которым он советует не гнаться за гонорарами и красотой: «дизайн без пользы теряет смысл».
Любое творение человека Старк оценивает по трем параметрам: элегантность, честность и юмор. Он убежден, что дизайн будущего должен быть созидающим, гуманистичным и демократичным. Сегодня, создавая проекты, он прежде всего думает о пользе для общества, стараясь предугадать результаты прогресса, природные изменения и потребности людей.
С 2008 года Филипп занимает пост арт-директора председательства Франции в Евросоюзе. Помимо многочисленных премий и побед в международных дизайнерских конкурсах Старк обладает двумя почетными званиями от правительства Франции: кавалер ордена искусства и литературы (1998) и кавалер ордена Почетного легиона (2000). Главные музы и вдохновительницы дизайнера – его жена Жасмин и дочь Ара.
За всю свою карьеру Филипп спроектировал огромное количество различных бытовых предметов, зданий и интерьеров, и ко всем задачам он всегда находит особый индивидуальный подход. Создавая очередное творение, он пытается заглянуть в будущее, и сделать предмет максимально функциональным, простым в использовании и с отличным дизайном. Так же стоит отметить, что дизайнер стремиться к тому, что бы предметы создаваемые им, имели массовое производство и были доступны для каждого. Филипп Старк и его работы вдохновляют на создание лаконичных предметов, и различные эксперименты с формой и материалами. Его работы учат тому, что обыденные и привычные формы вещей которыми мы пользуемся в повседневной жизни, могут выглядеть совсем иначе, или же использоваться в другом предназначении.
Интернет ресурсы
1. Википедия - https://ru.wikipedia.org
2. TOTALARCH- http://famous.totalarch.com
3. STARCK- https://www.starck.com