Формирование культуры межнационального общения у младших школьников на уроках математики - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Формирование культуры межнационального общения у младших школьников на уроках математики

Горшкова А.В. 1
1ЧГПУ им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Российская Федерация является многонациональным и многоконфессиональным государством. Её территорию населяют множество народов с различными своеобразными культурами, разными историческими традициями, религиозными верованиями. Известно, что человек не может существовать вне общения с другими людьми, а нации не могут развиваться обособленно, вне общения друг с другом. Поэтому проблема взаимоотношений разных народов, преимущественно в пределах одного государства, присутствовала во все времена.

Понятие «культура межнационального общения» имеет множество трактовок. По мнению В.Г. Крысько, культура межнационального общения – это совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах[1, с. 269].

Формирование культуры межнационального общения следует начинать в начальной школе, так как именно там начинается первая ступень любого образования. Образовательные стандарты второго поколения определили необходимость изменения содержания обучения и воспитания в начальной школе, поскольку на этом этапе развития учащихся происходит усиленное обогащение знаниями об окружающем мире и взаимоотношений в многонациональном обществе, а также формирование позитивного эмоционального отношения людям, принадлежащим различным этническим группам, которые закладывают моральные и культурные основы формирования личности учащихся и ее гражданской ориентации, наступает этап формирования этнической идентичности. Лишь только формирование у младших школьников межнациональной снисходительности в процессе урочной и внеклассной деятельности способно сохранить устойчивое положение под действием национального, межрелигиозного и межличностного сопротивления.

С целью реализации идеи формирования культуры межнационального общения и образования на уроках математики, целесообразно поставить перед собой задачи формирования у учащихся таких компетенций, как:

владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;

уметь определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в группе сверстников, в государстве;

владеть культурными нормами и традициями, которые встречаются в их близком окружении;

иметь опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;

уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур;

владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; уметь задать вопрос, вести учебный диалог;

владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

иметь позитивные навыки общения в многонациональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Современное математическое образование позволяет реализовать указанные компетенции, как через различные методы организации учебной деятельности, так и при решении различных видов математических заданий.

Широкое применение имеют на уроках математики считалки, загадки, пословицы, поговорки, устная народная нумерация, народные единицы величин. Они содержат богатый числовой материал, который помогает не только считать, но и увидеть связь математики с другими сторонами окружающего мира, выступают как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления.

Изучая загадки, пословицы и поговорки с числовым материалом, дети узнают, что математика не является замкнутым в себе миром чисел, величин, формул, а представляет собой важную и неотъемлемую часть того, что окружает человека и во многом помогает ему. Размышляя над народными изречениями, учащиеся видят, что числа входят в народные изречения наравне с другими понятиями, помогая образно и точно выразить самые сложные отношения между людьми, предметами, фактами.

Так, при изучении темы «Многозначные числа» можно рассматривать задачи такого типа:

В 2019 году 550-летний юбилей отметит наш город Чебоксары. В каком году он образовался?

В городе Набережные Челны Республики Татарстан проживает 529 797 человек, а на территории Республики Мордовия – 805 056 человек. На сколько человек больше проживает в Республике Мордовия, чем в городе Набережные Челны?

Изучая тему «Величины. Единицы длины. Километр» учащимся предлагаются такие задачи:

Длина Белого озера, расположенного в Яльчикском районе составляет 570 м, ширина – 380 м. Найдите площадь озера?

Исток реки Ока находится на Среднерусской возвышенности, а устье в Нижнем Новгороде. Длина Оки составляет около 1500 км. Сколько это будет в метрах?

В ходе изучения темы «Единицы времени. Секунда. Век» прекрасный пример:

Крепостное право в России отменили в 1861 году. Сколько лет прошло с тех пор?

По теме «Письменные приемы сложения и вычитания» можно рассмотреть следующие задачи:

По данным статистики на 2016 год в республике Чувашия проживает 1 236 247человек. Из них городское население составляло 758 064 человек. Сколько жителей республики проживает в сельской местности?

Содружество Независимых Государств международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. Она была образована в 1991 году. Сколько лет тому назад произошло это событие?

Этнокультурный материал для составления задач содержал в себе такие данные, как численность населения основных народов, живущих в России, площадь территории проживания народов; длина рек, площадь озер и др.

Использование этнокультурного материала привносит в урок выразительность, эмоциональность, красочность, показывая связь предмета с жизнью своего народа, города, села, традиций.

Нам всегда необходимо помнить, что в процессе духовного становления каждого этноса складываются разносторонние традиции воспитания и образования, национальных культур. Они самобытны, неповторимы и, порой, весьма отличны друг от друга. Вместе с тем, в каждой национальной культуре содержится немало общезначимых черт, исходящих из универсальных нравственных и эстетических категорий, а также сходных условий исторического, социального, экономического развития того или иного народа.

Универсальные тенденции развития поликультурного образования выявляются при исследовании культуры и педагогики многонациональных народов России. Общечеловеческие гуманистические ценности гармонично сочетаются в ней с самобытными чертами, исходящими из специфики менталитета народов. Фольклорные и научные педагогические традиции во все времена являлись важнейшим средством просвещения, воспитания и образования. Уклад жизни, верования и обычаи сказывались на характере образования. Степень воздействия уклада жизни, верования, обычаев на формирование нравственно-эстетического потенциала народа определяет их значимость в педагогике.

Таким образом, мы приходим к тому, что формирование культуры межнационального общения следует начинать в начальной школе, поскольку именно она является той социальной средой, в которой младшие школьники получают первостепенные знания о своей родной культуре, о культуре разных народов, приобретают первоначальные навыки общения с представителями различных народов нашей необъятной страны. Содержательный диалог народов возможен лишь при условии, если каждая из сторон, во-первых, знает историю, особенности культуры своего народа, уважает их и следует им. Во-вторых, проявляет интерес к культуре других народов и учитывает их самобытность. Важность математика при формировании культуры межнационального общения обусловлена тем, что она основана на точности и служит источником истинности знаний. Следование данным основаниям позволит сформировать культуру взаимного, доверительного межнационального общения.

Литература:

1. Крысько, В. Г. Этническая психология : учеб. для бакалавров. – 10-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2014. – 358 с.

2. Тенякова, Е. А. Воспитание культуры межнационального общения как актуальная проблема современной педагогики // Использование исторического опыта воспитания и обучения учащихся в современной практике : сб. науч. тр. Чебоксары, 2009. С. 145150.

3. Кочетова, Е. А. Воспитание культуры межнационального общения у младших школьников // Начальная школа. 2006. № 10. С. 5556.

4. Корочкова, Н. Н. Воспитание культуры межэтнических отношений в начальной школе // Этнопсихологические процессы в современном обществе : сб. науч. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., г. Чебоксары, 24 окт. 2013 г. Чебоксары, 2013. С. 8387.

Просмотров работы: 62