Проект, в общем смысле, это система, в которой планируется, разрабатывается «что-либо» для дальнейшего внедрения или создания уникальных продуктов и услуг. Любой проект состоит из процессов. Процесс, в свою очередь, это комплекс каких-либо действий, которые приносят результат.
Управление проектами – это деятельность, которая направлена на решение поставленных задач, на достижение целей и реализацию идей, при этом, используя определенные ресурсы – время, капитал, людей. Любой проект в процессе своей реализации проходит различные стадии, которые, в совокупности, называются жизненным циклом проекта. Для реализации различных функций управления проектом необходимы действия, которые в дальнейшем именуются процессами управления проектами.
Процессы управления проектами – это определенные действия, касающиеся любого предприятия, то есть описание работ проекта. Такие процессы делятся на пять основных групп, реализующих различные функции управления:
Процессы инициации - принятие решения о начале выполнения проекта;
Процессы планирования - определение целей и критериев успеха проекта и разработка действенных схем их достижения;
Процессы исполнения - координация людей и различных ресурсов для выполнения плана;
Процессы контроля – сравнение плановых и фактических показателей, анализ состояния проекта;
Процессы завершения – официальное оформление проекта и подведение его к упорядоченному финалу.
Процесс инициации – это процесс, который определяет и авторизует проект или фазу проекта. Инициация проекта может включать следующие процедуры:
Разработка концепции проекта:
Анализ проблемы и потребности в проекте
Сбор исходных данных
Определение целей и задач проекта
Рассмотрение альтернативных вариантов проекта
Рассмотрение и утверждение плана проекта
Принятие решения о начале проекта:
Определение и назначение менеджера проекта
Принятие решения об обеспечении ресурсами выполнения первой фазы проекта
Процесс планирования – это процесс, в основе которого лежит определение и согласование наилучшего способа действий для достижения поставленных задач и целей проекта, при этом учитываются все факторы его реализации. Планирование – функция, которая предполагает рассмотрение нескольких функциональных задач проекта, также включает анализ и прогнозирование. Планирование проекта может учитывать следующие процедуры:
Планирование целей и содержания проекта
Календарное планирование работ проекта
Планирование затрат и финансирования проекта
Планирование качества
Организационное планирование
Планирование коммуникаций
Планирование управления рисками
Планирование контрактов
Разработку сводного плана проекта
При этом важно учесть и не забывать, что в ходе реализации проекта, происходит уточнение и более четкая детализация планов, а также возможно перепланирование проекта.
Процесс исполнения проекта – это процесс обеспечения реализации плана проекта путем организации выполнения включенных в него работ и координации исполнителей и других ресурсов. Организация исполнения проекта может включать следующие процедуры:
Распределение функциональных обязанностей и ответственности
Постановку системы отчетности
Организацию контроля выполнения расписания проекта
Организацию контроля затрат по проекту
Организацию контроля качества
Оперативное управление мерами по снижению и предотвращению рисков
Развитие и управление командой проекта
Выбор поставщиков
Подготовку и заключение контрактов
Управление изменениями в проекте
В ходе процессов организации исполнения менеджеру проекта потребуются лидерские навыки, умение решать проблемы и разрешать конфликты.
Процесс контроля исполнения проекта - процесс сравнения показателей плановых и фактических показателей выполнения проекта, анализ отклонений и их причин, оценка возможных альтернатив и принятие, в случае необходимости, решений о корректирующих действиях для ликвидации нежелательных отклонений. Контроль проекта может включать следующие процедуры:
Сбор отчетности в ходе выполнения работ
Контроль затрат
Анализ текущего состояния проекта относительно основных базовых показателей (время, результаты, стоимость)
Мониторинг и контроль рисков
Прогнозирование достижения целей проекта
Подготовку и анализ последствий корректирующих воздействий
Принятие решений о воздействиях и изменениях
Процесс завершения проекта – процесс закрытия, формального окончания работ, завершения всех операций и процессов. Завершение проекта может включать следующие процедуры:
Сдача результатов проекта Заказчику
Заключительная оценка финансовой ситуации
Заполнение отчетной документации
Закрытие контрактов
Завершение закупок
Разрешение возникших споров и вопросов
Роспуск команды проекта
Архивация всех документов и отчетности
Заключительный отчет по проекту
Список использованной литературы:
Управление проектами: учебник для бакалавров / А. И. Балашов, Е. М. Рогова, М. В. Тихонова, Е. А. Ткаченко ; под общ. ред. Е. М. Роговой. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 383 с.
Шапиро, В.Д. Управление проектами: Учебное пособие для студентов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге; Под общ. ред. И.И. Мазур. - М.: Омега-Л, 2014. - 960 c.
Ньютон, Р. Управление проектами от А до Я / Р. Ньютон. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 180 c.
https://www.osp.ru/cio/2000/03/170815