Павел Моисеевич Гречишкин – выдающийся художник Ставропольского края, известный как мастер пейзажа. Живописец умело передавал колорит разной местности, позволяя проникнуться красотой природы из разных уголков России.
Картина Гречишкина «Ставропольский лес» написанная в 1957 году, показывает разнообразие природы, непосредственно окрестности Ставрополя. Эта работа одна из его первых больших картин.
Смотря на картину «Ставропольский лес» первое, что привлекает внимание – это ручей, протекающий в овраге к массивным камням. Ручей является точкой входа в картину, с которого начинается осмотр произведения.
На первом плане можно увидеть огромные серые, мокрые камни, от правого нижнего угла, разбросанные до линии горизонта. Это характерная черта Ставропольских лесов, каменные горные породы под слоем почвы, которые вымываются на поверхность леса ручьями. Некоторые из них покрыты зеленым мхом, что придает ощущение нетронутой природы.
Так же в картине используются контраст темно-коричневого, тем самым выделяя передний план, делая его более четким, а задний план светло-желтым исчезающим в бесконечном лесу.
На втором плане виднеются два склона, из которых произрастают деревья. Тонкие стволы расположены по обе стороны от ручья, они слегка склоняются над ним, создавая естественные изгибы живой природы, они параллельны друг другу и это указывает на статичность в картине.
На втором плане изображен удаляющийся вдаль лес. С помощью желтого, коричневого и оранжевого колорита, Гречишник передает спокойное настроение солнечного и теплого дня осени. На это указывает и голубое безоблачное небо, которое виднеется за кронами деревьев и отражается в водной поверхности ручья. Присмотревшись внимательнее можно заметить зеленое пятно среди желтых крон, это еще не пожелтевшие листья, которые говорят нам о том, что это не поздняя осень.
Линия горизонта расположена ниже геометрической середины картины, чтобы показать возвышающиеся деревья, устремленные в небо.
Ручей берет свое начало от линии горизонта, демонстрируя перспективу, создается впечатление глубины.
Гречишкин написал этот пейзаж так, что стоя перед картиной можно погрузиться в нее, будто видишь этот пейзаж перед собой живым. Услышать журчание ручья, ощутить теплоту и умиротворение этого осеннего дня.