Творческая деятельность – это многогранное понятие, она проявляется во многих сферах жизни. Прежде всего, следует помнить, что данная деятельность является формой человеческой активности, направленной на создание чего-то нового, не существовавшего ранее. Существуют предпосылки к творческой деятельности. К основным можно отнести пластичность мышления, способность выстраивать причинно-следственные связи, восприятие целостности и прочее. Творческая деятельность выражается как результат деятельности, но в процессе проявляется не менее ярко.
Помимо общепринятых направлений, творческая деятельность может проявить себя в обособленном ключе.
Наиболее часто встречающаяся классификация выделяет основные виды творческой деятельности. Социальная, научная, техническая и художественная.
В социальном аспекте творчество связывают с практической деятельностью людей в сфере материального производства и изменением или совершенствованием существующих общественных отношений. Деятельность следует воспринимать как любое проявление социальной активности, представляющей собой способ существования социальной действительности. Социальная творческая деятельность – это преобразование общественных отношений, улучшение ситуации царящей в социуме окружающем их. Социальное творчество – явление добровольное, почти всегда основывается на инициативе человека. Это поиск решения, не используемого ранее. Это выбор. Это ответственность перед обществом.
Научное творчество определяют как деятельность, направленную на производство нового знания, которая входит в систему науки, совокупность высших познавательных процессов, расширяющих границы научного знания. Данное творчество нацелено на приобретение знаний, новых и общественно значимых. В этом выражается основная функция науки.
Техническое творчество. В рамках технического аспекта творчество работает по схеме «наука – техника - производство». Поэтому анализ научного творчества как социального феномена требует также рассмотрения творчества в технике как одного из необходимых компонентов целостного социального действия. Исходным пунктом анализа технического творчества является понимание его как существенного момента социальной практики. Практика — это общественно-историческая деятельность людей, направленная на преобразование природы и совершенствование системы общественных отношений. В практике человек противостоит природе как объекту своей деятельности, целесообразно преобразует ее и удовлетворяет свои потребности. Потребности человека основаны на производстве и определяют производство необходимых продуктов. Практическое действие реализуется на основе осознания социальным субъектом цели деятельности, средств ее достижения, а также особенностей объекта преобразования. Под влиянием практики у потребностей человека появляется четкая форма, потребности перетекают из разряда субъективных в объективные. Происходит объективация, процесс становления цели из формы субъективной деятельности в форму объекта. В высшей и завершенной форме объективация предстает в условиях выражения сущностных сил человека: как творца. Идея является универсальным средством творческой деятельности. С учетом человеческих потребностей в практике происходит преобразование объекта. В конечном итоге появляется предмет, прошедший путь от идеи до воплощения.
Содержание и уровни этого вида практики образуют эксплуатация, изготовление и проектирование техники. Продуктом технической практики является техника, эффективность и надежность работы техники. Средством – промышленное оборудование и приборы. Техническое творчество является синтезом духовного и материального производства. Проходя путь от идеи к её реализации творчество охватывает как процесс производства, так и развитие духовного потенциала человека.
Художественное творчество. Художественное творчество, как и научное и техническое нацелено на новизну. Это процесс создание чего-то нового, до этого момента не существовавшего. Оригинальность является одним и основных критериев художественного творчества и потенциала творца. Искусство опирается на технические и научные методы, с их помощью решая основную задачу – сотворение эстетической ценности. Так же в искусстве присутствует понимание превосходства над наукой в возможности использовать силу художественного вымысла и интуиции. Искусство как вид жизнедеятельности людей отличается, в частности от науки тем, что элементы иллюзорности не только присутствуют в конечных результатах художественного творчества, но и имеют такую же большую ценность, чем итоги непосредственного научного анализа, синтеза, эксперимента и наблюдения.
Виды творчества существую рядом друг с другом, образуя синтез видов творческой деятельности. Они существуют неразрывно, переплетаясь и помогая развиваться.
Деятельность можно разделить на такие виды как материально-практичную и духовно-теоретическую. Каждая из них включает в себя ряд более мелких видов. Практическая деятельность плотно связана с производством, управление и обслуживанием. Её результаты можно встретить в таких отраслях как сельское хозяйства, промышленность, медицина и прочее. Духовно- теоретическая выражается в формах сознания общественного. Это может быть искусство, наука, мораль, религия.
Основываясь на различные виды практической и теоретической деятельности определяются и виды творчества. В данном случае художественное, социальное, научное и техническое. При рассмотрении видов творчества так же необходимо учитывать конкретные условия. В первую очередь историческую и политическую ситуацию, далее заинтересованность отдельных социальных групп и классов в развитии определенной области жизни. Ещё в домарксистской понятие творчества относилась лишь на малу долю деятельности. Творчество признавалось в трудах деятелей искусства и науки, остальные виды деятельности, а тем более физический труд, объявлялись нетворческими.
Понятие творческой деятельности многозначно. Творческая деятельность находит свое воплощение как в поэзии, изобразительном искусстве, скульптуре и музыке, так и в организации творческих процессов.
Список использованных источников.
1. Гайдукова К «Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений» - Международный студенческий научный Форум РАЕ. 2015.
2. Рунге В. Ф. «Основы методологии дизайна» - М.: М3 Пресс, «Социально политическая МЫСЛЬ», 2005. – 246 с.
3 Алексеева В.В. «Что такое искусство?», М.: «Советский художник», 1999г.-483с.
4 Литература и искусство. Универсальная энциклопедия школьника. Сост. Воротников А.А., Минск: «Валев», 1995г.- 672с.
5 Серия «Малая история искусств», М.: «Искусство» 2004г. - 325с.