Ставропольский филиал Московского педагогического государственного университета, БОФС ДИС1601
Павел Моисеевич Гречишкин – Заслуженный художник РСФСР. Родился 16 января 1922 в живописном селе Татарка близ города Ставрополя. В этих местах прошли его детство и юность. Образ его мыслей, душевные качества, формировались под влиянием богатой природы Ставрополья.
Жанр пейзажа является преобладающим в творчестве художника. Во все времена творческих деятелей вдохновляла осень.
Картина «Мостик в лесу» была написана в 2001 году. Думаю, что художника вдохновила не только она, но и богатая краской Ставропольская осень. Это произведение станковой живописи выполнено на холсте маслом в жанре пейзаж. Оно имеет горизонтальный формат размером 148 на 106 см. Линия горизонта в картине выше середины холста. Точкой зрения художник выбрал уровень своего роста.
Мы видим милый самодельный мост в Ставропольском лесу, на котором отразились все краски чарующей осени. Картина всецело погружает в свою атмосферу: тихий шум реки, шелест и запах опадающих золотых листьев, приятный легкий прохладный ветер. Художником был запечатлен момент спокойствия и умиротворения. Содержание и форма в равной степени выражают самочувствие природы гармоничная и невозмутимая.
На первом плане картины мы видим берег, усыпанный растущей калужницей, опустившуюся к реке ветвь с осенними листьями, плавно опускающимися в водное пространство.
На втором плане, в центре композиции, располагается мостик, который возможно смастерил из подручных средств какой-нибудь местный житель, которому часто приходиться переходить реку. Мост является горизонтальной доминантой картины и самым светлым, контрастирующим пятном.
На третьем плане произведения располагается склон с группой деревьев, где ближе всего к нам две обвивающих друг друга березы. Кажется, будто они друг друга обнимают, что бы согреться, это вносит необыкновенный уют картине.
Далее мы видим продолжение реки, в которой отражаются краски осени, и противоположный берег так же усыпан осенним «золотом». Он уводит зрителя дальше, в свой сказочный лес.
На пятом плане, который находится где-то вдали, мы видим лишь продолжение этого леса.
Картина очень живописна. Осенний лес, листья, местами лежащие на Земле, вписываются художником для большего погружения в картину. Фактура холста объемная, зрителю видно, как виртуозно художник владеет кистью, прописывая детали объемными мазками. Это придает картине дополнительную живость.
Произведение написано в тёплой гамме. Художником использовано множество оттенков для передачи золотистой осени в лесу. Доминирующие цвета картины близкородственные, теплые, яркие и насыщенные жёлтые и зелёные в множестве оттенков. Стоит отдельно отметить перекликание цветовых пятен на всем пространстве холста, именно благодаря этому приему картина выглядит гармоничной и завершенной.
В центре композиции картина довольно детализирована, что бы привлечь внимание зрителя к главному. Картина реалистична, за счет прекрасно переданной воздушной перспективы. Художественным пространством картины является та небольшая часть леса с мостком, для перехода через реку. Помимо воздушной перспективы зритель может проследить и линейную: через берег реки или же по направлению поперечных плах моста. Картина статична, хоть и видна мелкая рябь на глади реки и ритм устремленных ввысь стволов деревьев.
Эта картина привлекла меня своим буйством красок и насыщенностью, а позже она погрузила меня в себя полностью: внесла в мое сердце необыкновенное спокойствие, выключила происходящий вокруг шум, будто перенеся, и отдав меня, в это золотистое царство прекрасной осени. Именно в момент пребывания в нем, хотелось сказать «остановись мгновенье, ты прекрасно».