Проведение научных исследований в современных условиях - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Проведение научных исследований в современных условиях

Саяхов И.Ф. 1
1Уфимский государственный авиационный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На протяжении всей истории научные исследования были источниками технологий и новых материалов. Благодаря новым открытиям становилось возможным создавать более качественные изделия с низкой стоимостью, создавались новые лекарства от болезней и так далее.

Однако сейчас заниматься наукой весьма затратно. Это связано с тем, что вероятность получения практического результата из результатов исследования в большинстве случаев мала, а вот стоимость научных изысканий весьма высока в связи с потребностью в экспериментальном оборудовании и сырье. Следовательно, на сегодняшний день содержание собственных исследовательских структур доступно не для всех организаций [1].

Большая доля научных работ в России финансируется через фонды (Российский фонт фундаментальных исследований, фонд министерства образования и др.) и целевые отраслевые программы (Космическая программа, программа развития оборонно-промышленного комплекса и др.).

За все время существования философии было сформулировано множество различных определений термина «наука». Одним из наиболее логичных является определение, согласно которому мысль является научной, если она проходит три стадии [2]:

1) постановку проблемы; 

2) формулирование гипотезы; 

3) проведение эксперимента, подтверждающего или опровергающего гипотезу. 

Эти три стадии позволяют легко контролировать ход и результаты исследований. При этом отчет по научной работе позволяет:

— наглядно увидеть на решение какой проблемы направлена исследовательская работа;

— использовать гипотезу, подтвержденную экспериментально;

— исключать гипотезу, опровергнутую в ходе экспериментов;

— использовать сведения о результатах эксперимента для последующий исследований.

В современных реалиях финансирование получают работы, в которых может отсутствовать гипотеза и тем более ее экспериментальное подтверждение. Такие работы направлены на разработку методик исследований или изучение свойств материалов. Такие работы имеют совершенно другой характер результатов. Поэтому нужно классифицировать результаты исследовательских работ [3]:

— научный результат. В результате исследовательской работы была подтверждена или опровергнута гипотеза путем прямого эксперимента;

— методический результат. В результате исследований были выведены рациональные методики проведения экспериментов;

— справочный результат. В результате исследовательской работы получены данные по отдельным материалам;

Современные научные исследования в России имеют несколько тормозящих факторов:

— В связи с тем, что нет единой базы проводимых работ и каждая компания ведет свои собственные работы, часто возникает дублирование работ. 

— Труднодоступность результатов исследований выражается в том, что результаты работ в основном хранятся в печатном виде.

— Отсутствие финансирования для выполнения предварительных экспериментов, которые могли бы подтвердить актуальность работ.

— Слабо налаженное сотрудничество между научными предприятиями.

Таким образом для повышения эффективности расходов на выполнение научно-исследовательских работ, рекомендуется:

— создание единой базы данных с результатами исследований, приведенных к одной форме, включающей три раздела: проблема, предложенная гипотеза и результат проверки гипотезы;

— регламентация результата работы в техническом задании в части определения какого типа результат должен быть получен: научный, методический или справочный;

— создание единой базы научных изысканий и наладка взаимодействия между учреждениями;

— проведение регулярного финансирования предварительных экспериментов.

Список литературы:

Долгов, Александр Иванович. Методология научных исследований : учеб. пособие / А. И. Долгов ; М-во образования и науки РФ, Дон. гос. техн. ун-т. — Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2013. — 160 с.

Ермаченко, Надежда Ивановна. Основы научных исследований: теоретико-методологический подход / Н. И. Ермаченко. — Красноярск : Сибирский ин-т бизнеса, управления и психологии, 2012. — 119 с.

Наука и научная деятельность: организация, технологии, информационное обеспечение : [учебное пособие] / Б. И. Бедный, А. А. Миронос, Ю. М. Сорокин, Е. В. Сулейманов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского-нац. исслед. ун-т. — Нижний Новгород : Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2013. — 228 с.

Просмотров работы: 15