На протяжении всей истории научные исследования были источниками технологий и новых материалов. Благодаря новым открытиям становилось возможным создавать более качественные изделия с низкой стоимостью, создавались новые лекарства от болезней и так далее.
Однако сейчас заниматься наукой весьма затратно. Это связано с тем, что вероятность получения практического результата из результатов исследования в большинстве случаев мала, а вот стоимость научных изысканий весьма высока в связи с потребностью в экспериментальном оборудовании и сырье. Следовательно, на сегодняшний день содержание собственных исследовательских структур доступно не для всех организаций [1].
Большая доля научных работ в России финансируется через фонды (Российский фонт фундаментальных исследований, фонд министерства образования и др.) и целевые отраслевые программы (Космическая программа, программа развития оборонно-промышленного комплекса и др.).
За все время существования философии было сформулировано множество различных определений термина «наука». Одним из наиболее логичных является определение, согласно которому мысль является научной, если она проходит три стадии [2]:
1) постановку проблемы;
2) формулирование гипотезы;
3) проведение эксперимента, подтверждающего или опровергающего гипотезу.
Эти три стадии позволяют легко контролировать ход и результаты исследований. При этом отчет по научной работе позволяет:
— наглядно увидеть на решение какой проблемы направлена исследовательская работа;
— использовать гипотезу, подтвержденную экспериментально;
— исключать гипотезу, опровергнутую в ходе экспериментов;
— использовать сведения о результатах эксперимента для последующий исследований.
В современных реалиях финансирование получают работы, в которых может отсутствовать гипотеза и тем более ее экспериментальное подтверждение. Такие работы направлены на разработку методик исследований или изучение свойств материалов. Такие работы имеют совершенно другой характер результатов. Поэтому нужно классифицировать результаты исследовательских работ [3]:
— научный результат. В результате исследовательской работы была подтверждена или опровергнута гипотеза путем прямого эксперимента;
— методический результат. В результате исследований были выведены рациональные методики проведения экспериментов;
— справочный результат. В результате исследовательской работы получены данные по отдельным материалам;
Современные научные исследования в России имеют несколько тормозящих факторов:
— В связи с тем, что нет единой базы проводимых работ и каждая компания ведет свои собственные работы, часто возникает дублирование работ.
— Труднодоступность результатов исследований выражается в том, что результаты работ в основном хранятся в печатном виде.
— Отсутствие финансирования для выполнения предварительных экспериментов, которые могли бы подтвердить актуальность работ.
— Слабо налаженное сотрудничество между научными предприятиями.
Таким образом для повышения эффективности расходов на выполнение научно-исследовательских работ, рекомендуется:
— создание единой базы данных с результатами исследований, приведенных к одной форме, включающей три раздела: проблема, предложенная гипотеза и результат проверки гипотезы;
— регламентация результата работы в техническом задании в части определения какого типа результат должен быть получен: научный, методический или справочный;
— создание единой базы научных изысканий и наладка взаимодействия между учреждениями;
— проведение регулярного финансирования предварительных экспериментов.
Список литературы:
Долгов, Александр Иванович. Методология научных исследований : учеб. пособие / А. И. Долгов ; М-во образования и науки РФ, Дон. гос. техн. ун-т. — Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2013. — 160 с.
Ермаченко, Надежда Ивановна. Основы научных исследований: теоретико-методологический подход / Н. И. Ермаченко. — Красноярск : Сибирский ин-т бизнеса, управления и психологии, 2012. — 119 с.
Наука и научная деятельность: организация, технологии, информационное обеспечение : [учебное пособие] / Б. И. Бедный, А. А. Миронос, Ю. М. Сорокин, Е. В. Сулейманов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского-нац. исслед. ун-т. — Нижний Новгород : Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2013. — 228 с.