О субъекте преступления ст.124 УК РФ «Неоказание помощи больному» - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

О субъекте преступления ст.124 УК РФ «Неоказание помощи больному»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Всеобщая декларация прав человека1 в ст. 25 устанавливает, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. В данном документе устанавливается в том числе право на медицинскую помощь.

Понятие медицинского ухода, что, очевидно, не одно и то же с понятием «медицинская помощь», отражено в письме Минздравсоцразвития РФ от 25.04.2005 г. № 10227/МЗ-14 «О толковании термина «специальный медицинский уход»2. «...В узком значении термин «медицинский уход» представляет собой комплекс манипулятивных вмешательств, выполняемых медицинской сестрой самостоятельно или по назначению врача и направленных на удовлетворение базовых (в первую очередь физиологических) потребностей пациента». Из данного понятия следует, что понятия медицинский уход и медицинская помощь пересекаются по своему объему, но не совпадают: медицинский уход в определенной степени включает в себя понятие медицинской помощи.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах3 также провозглашает право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Статьей 12 данного международного документа устанавливаются меры, которые в том числе обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.

Статья 41 Конституции РФ закрепляет право на бесплатное оказаниемедицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В настоящей статье не устанавливается содержание медицинской помощи. Вместе с тем косвенно обозначается круг лиц, обязывающий её оказывать: это – лица в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Медицинская помощь может быть условно разделена по видам.

Согласно ст. ст.33 - 35 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»4 и приказу Минздрава России от 20.06.2013 № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи»5 выделяется:

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием, в том числе медицинскими сёстрами по массажу.6

Первичная врачебная помощь может быть:

- медико-санитарной помощью, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами), а также

- специализированной медико-санитарной помощью, которая оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь, которая оказывается медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения - медицинскими работниками выездных бригад скорой медицинской помощи.

Специализированная в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, которая оказывается врачами-специалистами.

Паллиативная (хосписная) медицинская помощь, которая может оказываться в амбулаторных условиях и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи. Проводится её оказание в хосписах и отделениях на базе онкологических диспансеров, больниц общего профиля, стационаров социальной защиты.

В последнее время, как правило в отношении инвалидов, получила распространение медицинская помощь в виде поддержки на дому, которая производится специалистами выездных служб (врач и/или медсестра/медбрат), выступающих в качестве самостоятельных структур или являющихся подразделениями медицинских учреждений.

Круг субъектов и виды оказываемой помощи можно представить в виде следующей таблицы:

Вид помощи

доврачебная медико-санитарная помощь

врачебная медико-санитарная помощь

специализированная медико-санитарная помощь

Первичная

фельдшеры;

акушеры;

медицинские сёстры по массажу;

др.мед.работники со средним мед.образованием.

врачи-терапевты (в т.ч. участковые);

врачи-педиаторы (в т.ч. участковые);

врачи общей практики (семейные врачи).

врачи-специалисты, в т.ч. оказывающих высокотехногичную мед.помощь.

Скорая, в т.ч. скорая специализированная мед.помощь

мед.работники выездных бригад скорой мед.помощи.

Специализированная, в т.ч. высокотехнологичная мед.помощь

врачи-специалисты.

Паллиативная (хосписная)

мед.работники, прошедшие обучение по её оказанию.

Имея установленное в нормативных правовых актах право на медицинскую помощь, на медицинский уход, важно знать, в какой мере предусмотрена корреспондирующая этому праву обязанность и в какой мере неисполнение последней наказуемо.

В статье 124 УК РФ установлена ответственность за неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного или смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью.

По смыслу названной статьи, субъектом является лицо, обязанное оказывать помощь больному в соответствии с законом или со специальным правилом. Поскольку закон не связывает действие с оказанием именно медицинской помощи, то в качестве субъектов могут выступать любые категории лиц, обязанные оказывать её по закону или по специальному правилу.

Вместе с тем, поскольку в ст. 124 УК РФ идет речь о неоказании помощи больному, то, по нашему мнению, в круг субъектов данного преступления входит медработник, ведь именно на него, прежде всего, возлагается обязанность по оказанию медицинской помощи больному.

В ст.2 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»7 содержится понятие медицинского работника. Им признаётся физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность. Однако не любой медицинский работник может быть субъектом ст.124 УК, а только тот, кто допускается к осуществлению медицинской деятельности в РФ. Право на её осуществление имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в РФ в соответствии с федеральными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста (ст. 69 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ).

С 1 января 2016 г., согласно изменениям ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, право заниматься медицинской деятельностью имеют лица, получившие медицинское или иное образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Такими лицами являются, например, врач, фельдшер, акушерка, провизор. Полный перечень должностей дан в приказе Минздрава РФ от 20.12.2012 г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».8

Подсобный (младший) медицинский персонал (младшая медицинская сестра по уходу за больными; санитар; санитар-водитель; сестра-хозяйка) субъектом данного преступления не является, так как в их обязанности не входит осуществление функций, связанных с лечением пациентов, т.е. с непосредственным оказанием медицинской помощи. Кроме того, для данных лиц не установлена обязанность иметь соответствующие медицинское образование и медицинскую подготовку. Названные лица не являются субъектами рассматриваемого преступления.9

Помимо медицинской помощи может быть и иная помощь, обязанность оказания которой законодательством РФ возлагается не только на медработников, но и на иных лиц.

Например, первая помощь до оказания медицинской помощи (не путать с первичной доврачебной медико-санитарной помощью!) оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб (ст. 31 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ).

Указанное положение ст. 31 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ не содержит указания на то, что иная помощь оказывается именно больному (в законе говорится – гражданину [гражданам]), как это отмечается в ст. 125 УК РФ. Из-за очевидной межотраслевой терминологической путаницы возможен вопрос: «Являются ли субъектом рассматриваемого преступления те лица, которые по закону или по специальному правилу обязаны оказывать иную, а не медицинскую, помощь не больным, а гражданам?» На наш взгляд, смысл положений диспозиции ст. 125 УК РФ и ст. 31 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ в том, что названные лица должны нести уголовную ответственность за неоказание помощи в соответствии с lex speсialis. В связи с этим терминологию двух отмеченных законов необходимо привести в соответствие.

Существует многочисленный ряд нормативных правовых актов, содержащих перечень лиц, которые участвуют в оказании первой помощи. Правда, следует указать, что законодатель разделяет лиц, которые обязаны организовать оказание первой помощи, от лиц, которые обязаны её оказать.

Перечень лиц, обязанных оказывать первую помощь:

Сотрудники полиции (ст. 12 ФЗ от 07.02. 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»10) обязаны оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

Внештатные сотрудники полиции при охране общественного порядка, народные дружинники (ст.ст. 10, 18 ФЗ от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»11);

Сотрудники уголовно – исполнительной системы (ст. 28 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»12);

Сотрудники государственной, муниципальной, ведомственной, частной, добровольной пожарной охраны (ст. 4 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»13);

Сотрудники изоляторов временного содержания органов внутренних дел (п. 15 Инструкции о порядке медико–санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД России и Минздрава России от 31.12.1999 № 1115/47514);

Военнослужащие внутренних войск (ст. 25 ФЗ от 06.02.1997 №27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»15);

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности (ст. 14.3 ФЗ от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»16).

Военнослужащие иных подразделений (ст.27 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»17);

Сотрудники добровольной пожарной охраны (п.2 статьи 15 ФЗ от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»18);

Спасатели (ст. 27 ФЗ от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»19);

Работодатели. При этом данная обязанность на них возложена в ситуации несчастного случая (ч. 2 ст. 228 Трудового кодекса РФ20);

Центры психолого-педагогической, медицинскойи социальнойпомощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых обучаются дети, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (ст.42 ФЗ от 29.12.2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в РФ»21);

Отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, состоящие из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета. Их целью является оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактика заболеваний. (пп.2,3 Приложения № 1 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 5 ноября 2013 г. № 822н22).

К лицам, которые обязаны организовать (обеспечить) оказание первой помощи (но не оказывать её) относятся:

Судебные приставы. При этом данная обязанность указанных лиц возникает при применении физической силы, специальных средств (ч. 2 ст. 15 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»23); регламентирована обязанность судебных приставов обеспечить оказание первой помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомить об этом в возможно короткий срок их родственников (см. письмо Федеральной службы судебных приставов от 13 мая 2011 г. № 03-5 «Методическое пособие по оказанию первой помощи лицам, получившим телесные повреждения»24).

Должностные лица таможенных органов. При этом данная обязанность указанных лиц возникает при применении физической силы, специальных средств (п. 2 ч. 2 ст. 26 ФЗ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»25). Закон устанавливает обязанность должностных лиц таможенных органов обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, оказание первой помощи и немедленно уведомить о происшедшем начальника таможенного органа.

Работники ведомственной охраны. При этом данная обязанность указанных лиц возникает при применении физической силы, специальных средств (ст. 13 ФЗ от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране»26).

Органы государственной власти субъектов РФ (п.12 ст. 8 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»27). Организация оказания первичноймедико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичнаямедико-санитарная помощь оказывается обучающимсямедицинскимиорганизациями, а также образовательными организациями, осуществляющимимедицинскуюдеятельность впорядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичноймедико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, вмедицинскойорганизации. При оказании первичноймедико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездномедицинскойорганизации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи. (ч.3 ст.41 ФЗ);

Лица, осуществляющие частную охранную деятельность. При этом данная обязанность указанных лиц возникает при применении физической силы, специальных средств. В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»28 охранник при применении специальных средств или огнестрельного оружия обязан обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, первую помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел.

Водители, причастные к дорожно-транспортному происшествию (п. 2.6 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения»29). При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать «скорую медицинскую помощь» и полицию, а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия. Невыполнение данной обязанности является административным правонарушением в соответствии со ст. 12.27 КоАП РФ30.

Данные лица несут ответственность за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, по ст. 125 УК РФ из-за отсутствия обязанности её оказывать непосредственно, но в силу обязанности ее обеспечивать, т.е. обязанности иметь заботу.

Однако встаёт вопрос о привлечении лица к уголовной ответственности, если оно уволилось, перевелось на другую работу. В юридической науке этот вопрос является дискуссионным. По мнению Кауфмана М.А. такое лицо, хотя уже не работающее в медицинской организации, но должно организовать первую помощь. Думается, что лица, ранее работающее в медицинских организациях, учреждениях, а также проходившие медицинские курсы без медицинского образования обязаны (выделено автором статьи – Лазутиной Ек. П.) оказать первую помощь вследствие своих профессиональных навыков и умений, поскольку не всегда представляется возможным оказания помощи сетью мед. учреждений. Несчастные случаи могут произойти вдали от населённых пунктов, при этом, условия, время, место, характер происшествия требуют немедленного оказания гражданином, прошедший определённую медицинскую подготовку. В таких ситуациях жизнь и здоровье пострадавшего будет зависеть от скорости и своевременности оказания доврачебной помощи. Поэтому данное лицо должно привлекаться к уголовной ответственности по ч.1 ст.124 УК РФ. В связи с этим необходимо внести поправку в ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", дополнив ст. 27 «Обязанности граждан в сфере охраны здоровья» пунктом 4, в которой будет говориться, что граждане, ранее работающее в медицинских организациях, учреждениях, а также проходившие медицинские курсы без медицинского образования обязаны оказать первую помощь вследствие своих профессиональных навыков и умений.

В. была осуждена по части 2 статьи 124 УК РФ. Она, являясь медицинской сестрой процедурного отделения восстановительной медицины и реабилитации негосударственного учреждения здравоохранения, находясь на дежурстве при исполнении своих должностных обязанностей не оценив тяжесть состояния больного М., не вызвала бригаду скорой медицинской помощи, имея на это реальную возможность, не оформила его письменный отказ от вызова скорой медицинской помощи, и поставила ему неверный диагноз, не имея на то права, то есть, не оказав больному М. помощь, ненадлежащим образом исполнила свои профессиональные обязанности, действовала неосторожно, не предвидела возможности наступления общественно опасного последствия от своего бездействия в виде смерти больного М., не желала ее наступления, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должна была и могла предвидеть это. Деяние квалифицировали по ч.2 ст.124 УК РФ.

Верховный Суд Республики Татарстан оставил приговор в силе, указав, что для квалификации преступления важно устанавливать, что субъект не оказал именно ту помощь, которую должен был оказать с учетом своей квалификации в конкретной ситуации, но не оказал ее по каким-либо неуважительным причинам, и вследствие такого неоказания больной умер, что фактически было установлено районным судом.31

М. поступил для лечения в отделение ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер», где ему была проведена операция. После операции М. был переведен в другое отделение под наблюдение лечащего и дежурного врачей, где его состояние резко ухудшилось.

К больному несколько раз вызывали врача анестезиолога-реаниматолога Ш., дежурившего в отделении. Врач Ш. оценил состояние больного как средней тяжести, не назначив соответствующего лечения, оставил больного в указанном отделении, после чего пациент умер на следующее утро.

Материалами уголовного дела установлено, что Ш. будучи лицом, обязанным в соответствии с законом и специальным правом оказывать медицинскую помощь, совершил неоказание помощи больному М., без уважительных причин, повлекшее по неосторожности смерть больного.32

Из данных примеров судебной практики видно, что к ответственности за неоказание медицинской помощи больным привлекались медицинские работники, находящиеся при непосредственном исполнении своих профессиональных обязанностей.

В связи с этим может быть поставлен вопрос об оказании помощи медицинским работником вне рабочего времени. В данном случае, казалось бы, можно применить положение ст. 71 (Клятва врача) ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»33. Однако, если мы проанализируем положения этой клятвы («Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь: честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии; хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту; доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете; постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины»), то становится понятным, что в указанном нами случае на ее основании привлекать врача к рассматриваемой уголовной ответственности нельзя. Клятва врача дается для того, чтобы врач был готов оказать помощь всегда, но «быть готовым» и «быть обязанным» не одно и то же. Таким образом, клятва врача имеет, скорее, нравственный характер, и ее нарушение врачом вне своего рабочего времени не должно влечь рассматриваемой ответственности.

Вопрос привлечения к ответственности по ст. 124 УК РФ лиц-не медицинских работников за неоказание иной помощи (первой помощи до оказания медицинской помощи) в теории и практике остается открытым. По нашему мнению, которое мы высказывали ранее, такие лица должны привлекаться к рассматриваемой ответственности.

Таким образом, круг субъектов преступления, предусмотренного ст. 124 УК РФ, очень широк и определяется бланкетным характером рассматриваемой нормы, отсылающей к различным многочисленным нормативно-правовым актам, рассмотренным в работе. Вместе с тем, признак «больного», установленный составом неоказания помощи, требует скорейшей корреляции с признаком «гражданина», которому обязаны оказывать помощь иные, не медицинские, работники по специальному правилу (ст. 31 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»), также предусмотренному рассмотренной нормой.

1 "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеи ООН 10.12.1948 г.) ст.25. Источник: Всё о правах человека. Сборник НПА. Изд-во Проспект. Москва, 2017.

2 Здравоохранение. № 10. 2005 / СПС Консультант Плюс.

3 См. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН 16.12 1966 г.) / СПС «Консультант Плюс»

4 СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724 / СПС «Консультант Плюс».

5 РГ. № 197/1 от 05.09.2013 / СПС «Консультант Плюс».

6 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей») / СПС «Консультант Плюс».

7 СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724 / СПС «Консультант Плюс».

8 РГ. № 65 от 27.03.2013 / СПС «Консультант Плюс».

9 См. А.Г.Блинов. Уголовно-правовая охрана прав пациента. Саратов, 2004 г. Издательство: Сарат. гос. акад. права"с.100-101

10 СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900; см. также см. приказ МВД РФ от 23 декабря 2011 г. N 1298 «Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации» / РГ. № 43. 29.02.2012 г. // СПС «Консультант Плюс».

11 СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1536 / СПС «Консультант Плюс».

12 Ведомости СНД и ВС РФ. 19.08.1993. № 33. Ст. 1316 / СПС «Консультант Плюс».

13 СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3649 / СПС Консультант Плюс.

14БНА ФОИВ. 200). № 11/ СПС Консультант Плюс.

15 СЗ РФ. 1997. № 6. Ст. 711 / СПС Консультант Плюс.

16 СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724 / СПС Консультант Плюс.

17 СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331 / СПС Консультант Плюс.

18 СЗ РФ. 2011.№ 19. Ст. 2717 / СПС Консультант Плюс.

19 СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3503 / СПС Консультант Плюс.

20 СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3 / СПС Консультант Плюс.

21 СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598 / СПС Консультант Плюс.

22 РГ. № 31. от 12.02.2014 / СПС Консультант Плюс.

23 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590 / СПС Консультант Плюс.

24 См. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12087008/ (Дата обращения – 29.10.2018)

25 СЗ РФ. 2010. № 48. Ст. 6252 / СПС Консультант Плюс.

26 СЗ РФ. 1999. № 16. Ст. 1935 / СПС Консультант Плюс.

27 СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598 / СПС Консультант Плюс.

28 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 888 / СПС Консультант Плюс.

29 САПП РФ. 1993. № 47. Ст. 4531 / СПС Консультант Плюс.

30 СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1 / СПС Консультант Плюс.

31 Решение Верховного Суда Республики Татарстан по делу 4У-2109/2017г. [44У-225/2017] от 23.08.2017 – судья Колчин В.Е.//Электронный ресурс. Сайт: https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-respubliki-tatarstan-respublika-tatarstan-s/act-558968532/ Дата обращения: 23.11.2017 г.

32 Решение Пермского краевого суда по делу 33-5198/2017 - 2.175 от 10.05.2017г. – судья Воронина Е.И.//Электронный ресурс. Сайт: https://rospravosudie.com/court-permskij-kraevoj-sud-permskij-kraj-s/act-556756632/ Дата обращения – 23.11.2017 г.

33 СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724 / СПС «Консультант Плюс».

Просмотров работы: 143