Особенности применения дифференциации и индивидуализации обучения при организации практических занятий у студентов технических специальностей - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Особенности применения дифференциации и индивидуализации обучения при организации практических занятий у студентов технических специальностей

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время одной из важнейших задач высшего образования является внедрение в учебный процесс методов, учитывающих индивидуальные психологические особенности личности обучающегося и не терять при этом качества образования. Данная тема была освещена в работах таких авторов, как Бабанский Ю.К., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Лийметс Х.И., Лурия А.П., Менчинский Н.А., С.Л. Рубинштейн, И.Э. Унт, В.Д., Шахмаев Н.М., Якиманская, И.С и многих других. [1,2,3,4,5]

Организации учебной деятельности при котором учитываются индивидуально-психологические особенности обучающихся тесно связана с такими понятиями как «дифференциация обучения» и «индивидуализация обучения». В педагогической литературе определение понятий «дифференциация» и «индивидуализация» вызывает некоторые затруднения. Связано это с тем, что в зависимости от традиций или договоренностей одними авторами эти два термина используются в качестве синонимов, другие противопоставляют эти два понятия, либо происходит смешивание данных терминов. В данной статье будет использован подход к пониманию этих терминов, предложенный И.Э. Унтом. Согласно этому подходу, дифференциация – это форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся, а индивидуализация - это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах. [4, с.38-46]

Ведущими индивидуальными различиями личностей обучающихся, по мнению авторов являются: тип темперамента, характер, особенности восприятия, память, скорость протекания нервных процессов. Анализируя литературу по данной тематике можно сделать вывод о том, что наиболее эффективным показателем для дифференциации и индивидуализации обучения является разделение по типологическим особенностям обучающихся. Типологические особенности, а иначе также понятие «тип темперамента» впервые был описан еще древнегреческими врачами Гиппократом и Галеном. Согласно их учениям все люди делятся на четыре типа темперамента: сангвиники, флегматики, холерики и меланхолики.

Таблица 1 – Характерные признаки типов темперамента

Тип
темперамента

Холерический

Сангвинический

Флегматический

Меланхолический

Внешние признаки

- подвижные глаза

- уголки губ образуют прямую горизонтальную линию

- склонны охватывать взглядом все пространство, в котором находятся

- склонны охватывать взглядом все пространство, в котором находятся

- уголки губ приподняты вверх

- взгляд обращен как бы внутрь себя

- уголки губ образуют прямую горизонтальную линию

- взгляд обращен как бы внутрь себя

- уголки губ опущены вниз

Особенность речи

- быстрый темп речи

- быстрая реакция на заданный вопрос

- быстрый темп речи, в разговоре

- частое переключение с одной темы на другую

- медленный темп речи

- длинные паузы в разговоре

- средний темп речи

- речь неуверенная

Особенность личности

- быстрота реакции

- большая конфликтность

- вспыльчивость, раздражительность

- высокая степень чувствительности/проницательность

- активность

- стрессоустойчивость

- относительная поверхностность, нестабильность в контактах и привязанностях

- разбросанность

- медлительность, невозмутимость

- имеет устойчивые стремления и настроение

- внешне скуп на проявление эмоций и чувств

- не стрессоустойчив

- чувствителен, раним

- впечатлителен

- за счет чувствительности хорошо чувствует окружающих людей, проницателен

- не уверен в себе

Особенности рабочего поведения

С трудом выполняет однообразную работу – требуется переключение с одного вида деятельности на другую

В работе во многом зависит от интереса к деятельности – при снижении интереса к работе склонен снижать темп рабочей активности

Способен длительно выполнять однообразную работу в одном темпе, что делает его весьма производительным, медленная реакция

В условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживает большую продуктивность и сопротивляемость утомлению

Предпочтительные сферы деятельности, профессии

- продажи

- PR

- HR, рекрутинг

- руководитель высшего и среднего звена

- преподаватель, тренер

- психолог

- руководитель проектов

- работа с клиентами

- закупки

- продажи

- HR, рекрутинг

- PR, маркетинг, реклама

- бухгалтерия, финансы

- IT

- делопроизводитель

- специалист call-центра

- аналитик

- психолог

- аналитик

- ресерчер-рекрутер

- различные виды рутинных работ

- дизайнер, художник-оформитель

- архитектор

- актер

Проанализировав таблицу можно сказать, что технические специальности лучше даются людям с типом флегматик и меланхолик. Но на практике в учебных группах собираются студенты различных типов темперамента. По данным наблюдения за студентами у 15 групп с 2014 по 2018 год (всего 301 студент) можно сделать вывод о следующем процентном соотношении типов темперамента:

- холерики 39%

- сангвиники 15%

- флегматики 18%

- меланхолики 28%

Вид учебного занятия, где проводилось наблюдение – выполнение практических и лабораторных работ студентами, поделенными в небольшие команды. При исследовании типов темперамента был использован метод наблюдения.

По результатам наблюдения можно сказать о том, что у каждого темперамента свой стиль работы. Холерики склонны немедленно браться за работу не вчитываясь в детали, в результате чего совершают элементарные ошибки, что приводит их в ярость и раздражение. С трудом выполняют работу, требующую большой концентрации внимания. Но при глубоком знании предмета быстро справляются с задачей.

Сангвиники берутся за работу с энтузиазмом, склонны делегировать рутинную работу. Сами же стараются «вытягивать» команду во время защиты практических работ. Им успешно удается это выполнить за счет способности легко схватывать суть информации. Сангвиники не всегда питают интерес к глубокому познанию предмета. Обычно они обладают большим кругозором и стараются комплексно объять обрабатываемую информацию.

Флегматики выполняют работу медленно и методично. Чаще всего обладают глубокими узкоспециализированными познаниями. В том случае если работа окончилась неудачей не расстраиваются, а начинают заново.

Для меланхоликов важен внутренний настрой. Их легко может вывести из рабочей колеи отсутствие рабочей обстановки. Теряются при нештатных ситуациях. Тяжело воспринимают критику и в случае неудачи впадают в отчаяние. Но когда у них есть четкий план действий и благоприятная обстановка, показывают отличные результаты работы. Обладают ярко выраженным чувством перфекционизма, что позволяет им делать работу качественно, детально проработав все нюансы.

Как уже было сказано выше существует два способа: дифференциация и индивидуализация. При дифференциации было бы необходимо поделить группу на четыре подгруппы по типам темперамента и для каждого темперамента выработать свою стратегию обучения. При индивидуализации группу можно поделить на команды, в которых есть студенты с разных типов темпераментов. Командная работа позволяет студенту выбирать удобный ему стиль и темп работы внутри, развивать свои сильные стороны. В том случае, если по курсу дисциплины возможно выдавать выполнение работы на дому с последующей защитой проделанной работы в аудиторных условиях, то данную возможность необходимо предоставить, что положительно повлияет на результат работы меланхоликов.

Выводы.

Существует взаимосвязь между обучаемостью студентов и типами их темпераментов.

Для повышения эффективности обучения студентов целесообразно разработать методику обучения, разработанную с учетом их индивидуально-психологических особенностей.

Для разработки оптимальной методики необходимы дополнительные исследования и опрос респондентов с использованием хорошо зарекомендовавшими себя тестами и опросниками типов темпераментов таких как, опросник Г. Айзенка, методики Русалова, Трофимовой и т.д.

Список литературы

Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (Общедидак­тический аспект). М., «Педагогика», 256 с. 1977

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

Педагогическая психология Выготского Л.С. [Текст] / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – С. 536.

Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И.Э Унт. – М.: Педагогика, 1990. – С. 192.

Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. – М.: Просвещение, 1996. – С. 352.

Просмотров работы: 75