Особенности преподавания дисциплины «Автоматизация технологических процессов в литейном производстве» в техническом вузе - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Особенности преподавания дисциплины «Автоматизация технологических процессов в литейном производстве» в техническом вузе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Автоматизация литейного производства с использованием промышленных роботов позволяет повысить производительность, качество продукции, цикличность результатов, исключить человека из вредного производства, минимизировать брак и сделать производство более безопасным. Участие самого человека в автоматических системах все же необходимо, но в качестве контролера. Он имеет возможность вмешаться в литейный технологический процесс в любой момент, откорректировать его или же остановить. Для управления самим процессом производства необходимо знать о влиянии на него производственных факторов как отдельно, так и в комплексе. Примером успешной автоматизации может послужить сборочный конвейер Генри Форда: Форд наладил "поточное" производство автомобилей, увеличил производительность, снизил себестоимость автомобиля и сделал его доступным для покупателей. 

При обучении этой дисциплине студентов преподаватель сталкивается с рядом проблем при постоянно возрастающем объеме и сложности учебного материала и ограниченном объеме часов на его освоение. Учитывая данные сложности, преподавателю необходимо сформировать абсолютно иной подход к освоению дисциплины с учетом самостоятельной работы студентов. Для большей эффективности данный подход должен создавать для студента новую среду обучения при использовании новых информационных технологий.

Первая проблема, с которой может столкнуться преподаватель технических специальностей – это отсутствие у студентов навыков пространственного мышления из-за низкого уровня графической подготовки. Для студента – инженера это должно быть базисом, поскольку в технике чертежи являются основным средством выражения инженерных идей. Данная проблема решается путем дифференцированного подхода к заданиям и их объяснению, то есть акцент должен делаться на отстающих студентов, в то время как сильные студенты получают более сложные индивидуальные задания.

Стоит помнить, что студент «любит глазами», поэтому на первом месте в обучении должна быть визуализация (зрительные наглядные эффекты). Это позволит не только снизить значительные объемы текстовой информации, но и более эффективно усвоить новый материал. Обязательным условием визуального обучения является наличие мультимедийных учебных пособий с использованием анимации, которое позволит сформировать у студента образное мышление, обеспечит высокий эмоциональный тонус, повысит работоспособность обучающегося, а также снизит затраты необходимого времени на обучение.

Но сегодня преподавателю недостаточно быть компетентным в своей области и уметь передавать свои знания студентам. Ему нужно так же и вовлекать подопечных в учебный процесс, заставлять их взаимодействовать друг с другом. Этому способствуют активные методы обучения. Примером таких методов могут послужить метод кейсов, мозговой штурм, лекции со специально допущенными ошибками, конференции с докладами и их обсуждением, творческие задания. Это даст всем обучающимся возможность поучаствовать в работе, выработать навыки сотрудничества, межличностного общения. Так же современные методы обучения в вузе предусматривают и метод нравственных ценностей. Он способствует формированию персональных нравственных установок, основанных на профессиональной этике, выработке критического мышления, умении представлять и отстаивать собственное мнение.

Важным этапом при обучении этой дисциплине является наличие лабораторных и практических работ с использованием оборудования и современных технологий – интерактивных учебных пособий. Пособия позволят снизить потребность в настоящем оборудовании путем его имитирования в программных средах, что позволит студенту полностью изучить производственный процесс, поскольку зачастую лабораторное оборудование имеет высокую стоимость, а также появляется необходимость в персонале для его наладки и переналадки. Важно отметить, что преподаватель должен «идти в ногу со временем» со своей дисциплиной с целью соответствия «трендам» автоматизации литейного производства, а также уметь мотивировать студентов. Последние достижения науки и техники вводят значительные изменения в понимание роли информационно-коммуникационных технологий и способов их использования, которые необходимо применять для успешного привлечения молодежи к учебному процессу и для эффективного, полезного расширения интереса к изучаемой технической дисциплине.

Само понятие «автоматизация» исключает участие человека в производственном процессе, но ему отводится важная роль управления этим процессом. Идеальным примером обучения управлению оборудованием является кооперация университета с производственным предприятием, где студент вживую увидит оборудование, квалифицированных работников, возможно, примет непосредственное участие в производстве. Так же это позволит изучить комплексное или единичное влияние источников внешней среды на производственный процесс.

Для обмена передовым опытом методической и учебной работы, совершенствования содержания, организации и методики проведения всех видов учебных занятий их итоги должны периодически обсуждаться на заседаниях кафедр, Ученых советов факультетов и Университета.

В процессе обучения студентов преподаватель высшей школы может столкнуться с множеством проблем, поскольку он сочетает в себе педагога и ученого – специалиста в профессиональной области.

Современные методы обучения в вузах позволили не только изменить роль преподавателя, который раньше выступал носителем информации по своей дисциплине, но и сделать его наставником – «мотиватором», способствующим творческим поискам студентов.

Просмотров работы: 5