Совершенствование организации процесса закупок - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Совершенствование организации процесса закупок

Коновалова Е.В. 1
1ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Управление закупками на предприятии является сложным процессом, который может привести не только к желаемом прибыли, но и к большим потерям. Поэтому в организации должна быть сформирована система управления закупками материальных ресурсов, которая будет включать методы и формы закупок; отбор поставщиков; стратегии управления запасами продукции и другие.

Перечисленные компоненты являются основой для совершенствования подхода к управлению закупками и снабжением предприятия в конкретных условиях хозяйствования и позволяют повысить эффективность управления.

Одним из важных элементов закупки на предприятии, который определяет метод закупок товарно-материальных ценностей является модель управления запасами. На практике использование моделей управления запасами связано со спецификой отраслевого характера, а также с организационно-техническим уровнем предприятия.

Для эффективного управления процессом закупок и снабжения является выбор поставщиков материальных ресурсов для производственной деятельности.

Постоянное взаимодействие с внешней средой (поставщики) в виде информационных и товарно-денежных потоков означает открытость предприятия как системы. В то же время поставщиков можно рассматривать и как часть системы закупок конкретного предприятия в качестве внешней подсистемы, имеющей свои цели и являющейся объектом управления. Поэтому необходимо исследовать три уровня целей: внешней среды, предприятия и его сотрудников. В табл. 1 представлены цели, преследуемые фигурантами процесса закупок.

Таблица 1

Основные цели фигурантов процесса управления закупок

Фигурант

Преследуемые цели

Поставщики

Минимизация транзакционных издержек

Максимизация цен и объемов продаж

Снижение влияния конкурентов, их рыночной силы

Предприятие

Своевременное удовлетворение потребностей

Качественные ресурсы

Оптимальные цены

Надежные поставщики

Сотрудники

Минимизация трудозатрат

Максимизация дохода

Карьерный и профессиональный рост

Таким образом, процесс закупок состоит из двух подсистем: «предприятие – поставщики» и «предприятие – сотрудники». Цель, преследуемая предприятием, является одновременно и основной целью процесса закупок. При этом видно, что основные цели фигурантов существенно расходятся. Получается, в каждой из подсистем имеются существенные противоречия, что опять же усложняет задачу управления системой в целом, увеличивая степень неопределенности, и влияя на качество управления, т.е. повышая вероятность принятия ошибочных управленческий решений.

Эффективность системы зависит, прежде всего, от степени ее организованности. Кроме того, при управлении надо учитывать принцип системности, который гласит: максимальная эффективность функционирования частей системы не приводит к максимальной эффективности системы в целом. Получается, что создав идеальную модель управления подсистемой «предприятие – сотрудники» с эффективным обменом информацией, балансом интересов и т.д., используя передовые технологии работы с поставщиками, не обеспечивается автоматически эффективность всей системы (процесса закупок). Для решения задачи необходим комплексный подход, предусматривающий использование различных методологический инструментов и учет элементов процесса во взаимной увязке.

Как известно, основой для формирования структуры и упорядочивания информации о процессе управления служат функции менеджмента. Менеджмент имеет основные функции, такие как: планирование, организация, мотивация и контроль. На практике функции менеджмента реализуются в виде обмена информацией и принимаемых на ее базе управленческих решений [2].

Будучи фигурантом и инициатором процесса закупок, предприятие определяет порядок и характер воздействия на подсистемы. Механизм управления в отношении поставщиков показа в табл.2.

Таблица 2

Управление в подсистеме «предприятие - поставщики»

Цель

Проверка соответствия

Корректирующие действия

Определение различия

Оценка различия

Выработка отношения

Оперативность поставок

Срок поставки

Сохранение договорных отношений

Ответственный руководитель

1. Мониторинг

2. Штрафы, уценка и др.

3. Предупреждение

4. Переговоры

5. Поиск альтернатив

6. Частичный переход на альтернативных поставщиков

7. Отказ от поставщика

Поставка качественных ресурсов

Доля забракованных товаров

Сохранение договорных отношений, сравнение с образцом, нормативным документом

Оптимальные рыночные цены

Предложение цены

Мониторинг среднерыночной цены, проведение анализа по закупками прошлых лет

Надежные поставщики

Опыт, квалификация, устойчивость, благонадежность.

Проверка документов, референт-листов, информация службы безопасности

К основным задачам формирования качественных связей с поставщиками относятся: изучение конкурентоспособности поставщиков на рынке конкретных материальных ресурсов, возможность предоставления ими ценовых скидок при долгосрочных отношениях, максимальное снижение затрат на доставку и хранение материальных ресурсов, изучение возможности долгосрочного партнерства,отсрочка платежа [1].

Воздействие осуществляет в институциональных рамках, определяющих порядок работы (условия договоров, регламенты, должностные инструкции, внутренние указания и т.д.), соответственно в роли исполнителей процедур выступают сотрудники предприятия. Управление процессом происходит посредством организационной структуры, реализующей основные функции менеджмента в виде принимаемых управленческих решений. Перечень решений универсален для любого процесса, происходящего в социально-экономических системах.

За обеспечение предприятия всеми необходимыми товарно-материальными ценностями отвечает отдел закупок. Сотрудники отдела закупок проводят тендер и выбирают надежных поставщиков, заключают договоры и контролируют их исполнение, принимают меры в случае нарушения условий поставки. Отдел закупок по заявкам от подразделений компании приобретает сырье, запчасти, услуги и т.д. 

Отдел закупок гарантирует, что все товары, расходные материалы и инвентарь, необходимые для деятельности компании, заказаны и находятся в наличии на складе у поставщика. Специалист по закупкам отвечает за контроль цены, которая не может превышать бюджет закупок, создает прочные отношения с поставщиками.  

Необходимо помнить, что цена - это то, о чем всегда можно договориться, и она не должна быть главным критерием отбора поставщиков. В стабильно развивающихся компаниях высокая цена является гарантом высокого качества и репутации поставщика на рынке, и ей сопутствуют выгодные условия поставки, включая сервис, доставку, гарантии, условия дальнейшего сотрудничества, скидки, отсрочки платежей. Если цена поставщика значительно ниже средней, это может являться предупреждением того, что товар не соответствует по качеству, и дальнейшие потери от бракованной продукции или срывы в поставках значительно превзойдут полученную экономию от низкой цены самого товара [3].

Основные цели и задачи отдела закупок:

приобретать необходимый материал по цене, которая зафиксирована в бизнес плане;

заниматься поиском новых и надежных поставщиков;

развивать прочные и взаимовыгодные отношения с текущими поставщиками;

вести четкий и актуальный учет всех сделок;

участвовать в разработке новых продуктов и материалов;

контролировать остатки товара на складе поставщика;

участвовать в разработке новых продуктов.

Начальным этапом производственного процесса производства является снабжение необходимыми товарно-материальными ценностями, а сбыт готовой продукции - его завершением. Успешное управление закупками является залогом успеха множества других процессов, происходящих в компании. Закупка товара или услуги является связующим процессом между поставщиком товара или услуги и собственно организацией. При этом качество данного процесса напрямую влияет не только на собственно цепочку «поставщик-организация», но и на всю схему работы компании.

Правильно организованный закупочные процесс оказывает большое влияние на все стороны производственной и финансовой деятельности предприятия. Срыв закупки и недопоставки товара на склад, вызывает простои предприятий, цехов, участков – снижает эффективность производственного процесса.

В закупках, как в любом производственном процессе, участвуют: труд рабочих и служащих; средства; предметы труда.

Анализ системы закупок является одной из составляющих частей анализа логистической системы предприятия, его проведение необходимо для принятия своевременных решений в области управления закупками и поставками, управления транспортным и складским хозяйством предприятий и пр. Коэффициентный анализ — один из самых простых способов исследования состояния системы закупок, его данные позволяют руководству получить представление об эффективности ее функционировании, ведь от того, как именно происходит оснащение производства материальными ресурсами, зависит качество и стоимость конечного продукта, поэтому отлаженная работа системы снабжения является хоть и косвенным, но дополнительным конкурентным преимуществом мебельного предприятия.

Оптимизация процессов управления закупками способствует повышению экономической эффективности деятельности фирмы и, следовательно, повышает конкурентоспособность компании в условиях жесткой конкуренции

Таким образом, раскрыто содержание, что управление закупками обладает активным интегрирующим потенциалом, способным связать воедино и улучшить взаимодействие между такими базовыми, фирменными, функциональными сферами, как: снабжение, производство, маркетинг, организация продаж. Сформированные устойчивые связи с поставщиками по стратегически важным позициям, позволит оптимизировать затраты, возникающие в цепи поставок при движении товара от поставщиков первого и второго уровня до производителя и потребителей. Тесное сотрудничество с выбранными партнерами предполагает в будущем взаимосвязанность целей предприятия, тем самым повышая их взаимную зависимость, таким образом риск разрыва связи после долго сотрудничества становится экономически неоправданным для всех сторон таких отношений, что снижает риск необеспеченности ресурсами в связи с уходом поставщика к конкурентам.

Деятельность любого предприятия, как производственного, так и торгового не может обойтись без организации службы закупок. Как элемент макрологистической системы отдел по закупкам устанавливает связи с поставщиками, являясь элементом организовавшего ее предприятия, вписывается в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи «снабжение – производство – сбыт».

Список литературы:

http://www.auditfin.com/fin/2011/3/2011_III_09_03.pdf

https://studfiles.net/preview/4170785/page:4/

https://vuzlit.ru/1004438/kriterii_vybora_postavschika

Просмотров работы: 133