Аннотация. В статье рассмотрены основные вызовы и угрозы экономической безопасности России, проанализированы основные причины их возникновения.
Ключевые слова.Вызовы, угрозы, экономическая безопасность страны.
В соответствии с Указом N 208 подписанного Президентом Российской Федерации В.В. Путиным «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» впервые дано понятие и определение экономической безопасности, которое формирует определение экономической безопасности каксостояния защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, целью которого является обеспечение экономического суверенитета страны, её единства экономического пространства, условия для реализации стратегических и национальных приоритетов Российской Федерации [1].
Вызовы и угрозы экономической безопасности представляют собой всюсовокупность условий и факторов, которые направлены насоздание прямых или косвенных возможностей нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере.
К рассмотрению представлены некоторые вызовы и угрозы экономической безопасности и прокомментировано причины их возникновение.
Одной из наиболее острых проблем Российской Федерации являетсясохранение значительной доли теневой экономики.[2, c. 15]
Теневая экономика несёт в себе не просто ведение деятельности предприятий в обход надзора и контроля со стороны государственных органов, но и огромные потери в исследовании макроэкономических показателей, так как сокрытие таких данных как:
прибыль предприятия;
доход работников, занятых в процессе производства данного предприятия;
отчисления, которые не уплачиваются за труд работников;
приобретение материалов, оборудования их потребление и износ и др.,
не даёт достоверных данных для подсчёта таких показателей как: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНД), национальный доход (НД), чистый национальный доход (ЧНД), личный доход (ЛД), занятости населения и многие другие.[3, c. 49]
В свою очередь искажение этих данных не может предоставить целостной, а главное действительной ситуации экономики России, что в свою очередь влияет на репутацию России на мировом рынке, искажает её восприятие другими странами.В настоящее время это приносит пользу странам, которые пытаются отодвинуть Россию на задний план, сделать её зависимой или же попросту сломать. Но даже в такие тяжёлые времена, даже с укрытием всех этих данных, Россия развивается и поддерживает рынки сбыта своей продукции, лидерами которой является сырьё, что является ещё одной из главных проблем России, но сейчас не об этом.
Укрытие доходов несёт преимущество только владельцам предприятия, при условии, что они успели скопить для себя немалое богатство, но и оно не такое долговременное, рано или поздно они столкнутся с пенсией, и увидят свои отчисленные налоги на своих руках. Укрытие от уплаты налогов приносит вред и самимработникам, ведь если они не позаботятся о своём доходе в настоящем, то никто не позаботится об их доходе в будущем, мало того, устраиваясь на работу без договора, работник прерывает свой стаж, лишает себя любых защит и гарантий со стороны государства, будь то достойная пенсия, страхование от несчастных случаев, выплату пособия по болезни, права на нормированный рабочий день, доплат за работу в ночное время, праздничные и выходные дни.
В настоящий момент, для достижения высшей степени экономической безопасности необходимо определить путем нахождения комплекса показателей экономической безопасности в пределах допустимых границ пороговых значений, каждый из которыхдолжен достигаться не в ущерб остальным.
Исходя из этого, комплексная оценка пороговых значений показателей экономической безопасности даёт возможность точно определить состояниеэкономики, выявление и устранение опасных тенденций.
Сравнение фактических показателей, которые имеются на 2014 год, так как достоверную информацию на текущий момент попросту не обнародовали, с пороговыми значениями экономической безопасности и целевыми параметрами, отражающими экономическую политику государства, показано в табл. 1.
Таблица 1
Сравнение фактических показателей с пороговыми значениями экономической безопасности и целевыми параметрами, отражающими экономическую политику государства
Показатели |
Целевые параметры, отражающие |
Пороговые |
2014 г. |
||
экономическую политику государства |
значения |
факт |
|||
В сфере реальной экономики |
|||||
Среднегодовые темпы прироста ВВП, % |
Выше среднемировых |
5–6 |
0,6 |
||
Инвестиции в основной капитал, в% к ВВП |
25% к 2018 г. |
25–30 |
19 |
||
Доля производств 3-х машиностроительных видов деятельности в общем объеме отгруженной промышленной продукции, % |
Увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП к 2018 г. в 1,3 раза против 2011 г. |
25–30% к отгруженной промышленной продукции |
13,2 |
||
Сбор зерна, млн т |
110 |
105,3 |
|||
Доля отгруженной инноваций продукции |
25–30 |
25–30 |
8,9 |
||
В социальной сфере |
|||||
Отношение численности людей пенсионного и трудового возраста |
0,4 |
0,4 |
|||
Доля населения с доходами, ниже прожиточного минимума, % |
6 |
11,2 |
|||
Коэффициент фондов (соотношение доходов 10 % высокодоходных и 10 % низкодоходных слоев населения, раз) |
|||||
7 |
16 |
||||
Доля среднего класса во всем населении, % |
50–60 |
50–60 |
20–25 |
||
Отношение средней пенсии к средней заработной плате, % |
40 |
40 |
33 |
||
Уровень безработицы по методологии МОТ, % |
4 |
5,2 |
|||
Размер жилья на одного жителя, кв. м |
30–35 |
23,4 |
|||
Ввод в действие жилья, млн кв. м |
140 к 2020 г. 75 к 2016 г |
83,6 |
|||
В денежно-финансовой сфере |
|||||
Размер золотовалютных резервов (млрд долларов на конец года) |
250 |
385,5 |
|||
Годовой уровень инфляции, % |
4 |
3–4 |
11,4 |
||
Уровень монетизации экономики (денежная масса М2 на конец года в % к ВВП) |
50–70 |
45 |
|||
Дефицит (–), профицит (+) федеральногобюдже- та, в% к ВВП |
Преодоление дефицита к 2017 г., обеспечение бюджетной сбалансированности |
–3 |
–0,5 |
||
Доля невозвратов в общем объеме потребительского и ипотечного кредитов, % |
10 |
До 10 |
|||
Отношение величины государственного внешнего и внутреннего долга, в% к ВВП |
60 |
12 |
|||
Во внешнеэкономической сфере |
|||||
Доля импортного продовольствия во всех продовольственных ресурсах, % |
Обеспечить продовольственную безопасность |
25 |
34 |
||
Сальдо внешнего торгового баланса, в% к ВВП |
8 |
15 |
Данная таблица показывает, что по 15 индикаторам, которые затрагивают реальный сектор экономики, социальный и внешнеэкономический можно определить, что только по трём из нихРоссия находится в безопасной зоне. Отдельнонеобходимо выделить сохранение темпов экономического роста, уровня инновационной активности, отраслевой структуры промышленности, уровня комфортности жизни россияни др. [4, c. 406]
По данным Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA) объем теневой экономики в России за 2017 годусоставил 33,6 трлн рублей, что равняется 39% от размера прошлогоднего ВВП страны. По этому показателю Россия занимает четвертое место в мире. [5]
Следующая проблема это низкий уровень инвестиций в реальный секторэкономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административнымибарьерами, неэффективной защитой права собственности.[6, c. 111]
Как мне известно, в России самые большие компании, имеющие выход на зарубежный рынок, а так же имеющие доминирующее положение в своей сфере деятельности, принадлежат, с большим пакетом акций, государству.К таким компаниям можно отнести: Газпром, Роснефть,Транснефть, РАО Энергетические системы Востока, Российские железные дороги, Автоваз и многие другие. Большинство этих компаний имеют монопольное положение на рынке, они не заинтересованы в инвестировании в другие компании и не стремятся к развитию, всё это связано с тем, что:
им не нужны лишние конкуренты, а если такие и появятся, то занять значимое место будет сложно;
работников таких компаний интересует то, как занять высокооплачиваемую должность и получить хороший социальный пакет;
там где отсутствует конкуренция- процветает застой, неоправданный рост цен, замедление прогресса в области науки и техники, снижение конкурентоспособности, снижение экономической эффективности;
так же, в результате капитализации некоторые из государственных компаний потеряли часть своей первоначальной стоимости, что сейчас нагоняется быстрыми темпами, т.е. идёт восстановление первоначальной стоимости предприятия и её преумножение;
и все эти пункту вместе взятые, ударяют по экономическим показателям страны.
Следующей проблемой в обеспечении экономической безопасности является недостаточность трудовых ресурсов. Согласно данным Росстата количество безработных в России сократилось в декабре 2017 г. на 11 тыс. человек и составило 3,876 млн человек , что составляет 5,1% от численности экономически активного населения страны ( рис. 1).
Конечно же, стоит учитывать некоторую долю погрешности, допущенную при данных расчётах, т.к. охватить все факторы и всё население страны не является полностью выполнимой задачей.
Но, нужно понимать, что в 5,1 % безработицы включены и те граждане, которые заняты в сфере теневой экономики, и те, которые попросту не могут найти себе работу по профессии. [7]
Рис. 1 – Уровень безработицы в России по данным Росстат за 2017 год
Констатируя вышеизложенное, мы видим, что недостаточность трудовых ресурсов касается только отдельных отраслей деятельности. В то время как часть населения не может трудоустроиться по специальности, что связано с преобладанием торгового бизнеса в нашей стране.
Из-за высокой монополии в сфере производства со стороны государственных компаний, у многих людей теряется интерес к созданию своего бизнеса, находящегося в меньшем объёме от уже существующего на территории России.
Необходимо приложить немало усилий для создания конкуренции среди государственных компаний, чтобы руководство этих компаний стало более заинтересовано в создании новых проектов и идей по расширению бизнеса, его взаимодействия и интеграции с другими, негосударственными компаниями.
Важным является выбор политики по отношению к населению страны, а так же стимулирование интересаграждан к созданию конкурентного бизнеса на территории страны и за её пределами.
Список литературы
Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" [Электронный курс]. URL:http://base.garant.ru/71672608/( Дата обращения 28.02.2018).
Аблаев И.М., Тень и краски российской экономики // ЭКО. М., 2014.– 150 с.
Гамза В., Теневая экономика и коррупция: как разорвать замкнутый круг? // Следователь. Федеральное издание. М., 2016.– 220 с.
Коптева Л. А., Влияние человеческого фактора на уровень продовольственной безопасности / Л. А. Коптева, А. А. Гайдай // Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой куль-туре общества XXI века: Сб. науч. тр. СПбУУиЭ. СПб.,2015 – 554c.
АССА об уровне теневой экономики в России за 2017 год[Электронный курс]. URL:https://www.rbc.ru/economics/30/06/2017/595649079a79470e968e7bff( Дата обращения 28.02.2018).
Масакова И.Д., Инвестиции в России // Росстат. М., 2015. – 190 с.
Отчет об уровне безработицы в России за 2017 год по данным Росстата [Электронныйкурс].URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/#( Дата обращения 28.02.2018).