Методика самообразования на базе высшей школы - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Методика самообразования на базе высшей школы

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Высшая школа – социальный институт, позволяющий из вчерашних выпускников школ создать полноценных специалистов своего дела, воспитать настоящих профессионалов. Однако, высшее образование – это не только базовые и передовые знания в профессиональной сфере выпускника, но и нравственное, эстетическое воспитание. Иными словами, Высшая школа является проводником в мир человека грамотного, образованного, интеллектуально развитого. Но общество не стоит на месте, и поэтому бурное развитие науки и техники требует всё больше знаний, умений и навыков от профильных специалистов, что ставит их в положение конкурентной борьбы за востребованность на рынке труда, которая является важным фактором экономического благосостояния [1]. Кроме того, открытия во многих областях происходят на стыке наук, которые, в свою очередь, не менее интенсивно развиваются. В таком случае встает вопрос о непрерывном повышении уровня квалификации специалистов.

Данная проблема приобретает всё большую актуальность и находит отражение в системе высшего образования. Образовательные учреждения всячески пытаются повысить уровень квалификации рабочих и служащих предприятий с помощью программам высшего образования, в том числе по программам второго высшего, курсов повышения квалификации и других образовательных программ. Многие вчерашние выпускники, стремясь соответствовать требованиям рынка труда и оставаться на нём конкурентоспособным, поступают в магистратуру по направлению, отличному от направления бакалавриата или специалитета. Такие способы вполне приемлемы, но весьма затратны. На помощь здесь приходит образование, получаемое через общедоступные источники – самообразование. Всё большую популярность и эффективность демонстрирует самообразование в рамках концепции «Обучение в течение всей жизни» [2]. В связи с чем остро встает вопрос о необходимости обучения студентов «самообразованию». И вопрос здесь стоит гораздо более широко: «самообразованию» нужно учить не только студентов, но и уже состоявшихся специалистов. Так, например, с точки зрения образовательного процесса целесообразно ввести в образовательных учреждениях занятия по «самообразованию», направленные на формирование устойчивой мотивации к саморазвитию. Итогом учебных занятий этого вида также должны стать умения и навыки поиска необходимой, и что немаловажно, достоверной информации по разным тематикам в различных информационных источниках. Зачастую, чтобы освоить учебную дисциплину, особенно если она охватывает большой объем информации, в рамках самообразования, требуется не только структурировать её на этапы, но и организовывать регулярное время для занятий, составив план-график самообучения. Это накладывает на обучающегося обязанности по развитию самоорганизации и самодисциплине, воспитании силы духа. Сюда же необходимо отнести и то, что для самообразования требуется умение выделить необходимые разделы учебной дисциплины, отделив действительно нужное от посредственной информации, знание которой на данном этапе не несет существенной пользы. Эти аспекты также следует учитывать при обучении. Поэтому самообразование – это не только умение быть хорошим студентом, но и являться неплохим преподавателем.

В случае, когда специалист уже вышел за пределы образовательного учреждения, но в силу разных причин стремится повысить уровень своего образования через самообразование, то он неизбежно столкнется с разного рода препонами, которые не позволяют двигаться дальше в изучении дисциплины. Их влияние вполне может доходить до того, что обучающийся может опустить руки и прекратить обучение. Решением данной проблемы видится внедрение в стране системы консультативного образования. Сущность её сводится к созданию в России образовательных учреждений открытого типа, когда самообучающийся при возникновении у него ряда сложноразрешимых вопросов может за символическую плату записаться на консультацию к преподавателю, совместно с которым ему удастся ответить на них. Целесообразным видится и привлечение к системе консультативного образования специалистов с производства, знания которых иногда могут быть не менее ценными.

Таким образом, Высшая школа, как образовательное учреждение, должна формировать у студентов знания, умения и навыки по самообразованию, включив дисциплину, способствующую саморазвитию личности, в учебный процесс. Государственная политика в области образования может способствовать повышению уровня самообразования путем создания системы консультативного образования, в которой каждый интересующийся какой-либо дисциплиной смог бы разобраться в вопросах, ответ на которые ему не удалось получить в процессе самостоятельного изучения. Такой подход к образованию должен обеспечивать высокий уровень образованности населения и поддерживать высокий темп развития науки и техники.

Список литературы

Сагитова Р.Р. Формирование самообразовательной компетенции студентов вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин: дис. канд. пед. наук. Казань, 2011, 215 с.

Самообразование студентов вузов в контексте новой парадигмы образования Антипов П.Л. Теория и практика общественного развития. 2013. № 12. С. 62.

Просмотров работы: 3