Характерные особенности семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Характерные особенности семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями

Махсудова Р.М. 1, Магомедова А.Н. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВовторойполовинеХХвекавозросинтерескпроблемеобразованиядетей-инвалидоввсемье. Возрастает понимание усиления ответственности родителей за воспитание детей и семейных ценностей как факта, определяющего не только развитие ребенка, но и развитие общества в целом. Причиной изучения в этой области является гуманизация общественного сознания, проникновение идей равноправия в семейных отношениях и меняться. В России этот интерес был связан, прежде всего с учетом новых социально-экономических условиях. Эти условия требуют новых гуманистических подходов и методов подготовки специалистов, работающих с детей с особыми потребностями и их семьям. Принцип гуманистической ориентации воспитания рассматривает ребенка как главную ценность в системе человеческих отношений, основным правилом которой является человечество. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также свобода совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка.

Наиболее яркие примеры реализации гуманистической парадигмы в образовании признания социальной приемлемости, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье (собственных или приемных), их право на семью и образование, наиболее глубоко затрагивающая широкие области общественной жизни.

На современном этапе развития системы образования взаимодействуют с семьями в центре внимания. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с инвалидностью и их родителей, неадекватная оценка своего ребенка, имеющего проблемы в развитии, жестокого обращения с ним. Поэтому, помогая детям с инвалидностью нуждаются в социальной и психологической поддержки их семей. Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном развитии, надлежащих воспитательных воздействий.

Адекватное понимание родителями причин отклонения от нормального развития ребенка, а также возможных последствий, является необходимым условием для правильно организованного воспитания ребенка. Помощь детям с особыми образовательными потребностями требует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка во многом зависит от благополучия в семье, участие родителей в их физическом и духовном развитии, правильности воспитательных воздействий. Различают следующие формы отношения родителей к своим детям с проблемами в развитии:

Во - первых, родители стесняются неполноценности своего ребенка, гиперoпекают его, прячут от людей, не посещают общественные места, лишая его жизненных впечатлений. Ребенок развивается медленно, чувствуя себя спокойно и в безопасности, он замкнут, не уверен в себе.

Во – вторых, родители ошибочно полагают, что они являются виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов "лечения", которые только расстраивают ребенка, не приносят ему никакой пользы.

В – третьих, родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении его любые знаки внимания, любви.

В – четвертых, не желая примириться с неполноценностью ребенка, родители преувеличивают его возможности, не хотят замечать недостатков, представил к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным.

В – пятых, родители принимают ребенка таким, каков он есть, не ограничивают круг его общения. Ребенок чувствует себя уверенным, счастливым, воспринимая себя, как и все остальные. Многие родители основную роль в преодолении нарушений развития выводят на лечение.

Часто родители категорично отрицают диагноз, завышают требования к ребенку, конечный результат не соответствует ожиданиям родителей, возникают конфликты. Часто оказывается, что в основе заявляемых проблем является внутренний страх и неуверенность. В семьях, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, конфликты, сложные отношения между супругами, родственниками, что влияет на ребенка. А вывод заключается в том, что все семьи с детьми с ограниченными возможностями требуется социальная и психологическая поддержка.

Семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают эти условия. К сожалению, специалисты часто недооценивают тяжесть семейных кризисов на разных возрастных этапах развития ребенка по сравнению с более ранними, связанными с диагностикой и заявление крайне ограниченные возможности для обучения.

Воспитание ребенка-инвалида затрудняет функционирование семьи и ставит ее членов перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям. Помимо того, что родители испытывают трудности, характерные для всех категорий семей, для него также характерны свои специфические проблемы, которые вызывают цепную реакцию неблагоприятных изменений в семье, влияющих на все основные сферы семейной жизни.

А. Тoрнбал выделяет следующие периоды, связанные со стрессом стадиях и переходах жизненного цикла семей, имеющих детей-инвалидов:

• рождение ребенка: получение точного диагноза, эмоциональное регулирование, информирование других членов семьи;

• школьного возраста: формирование личностной точки зрения на форму обучения ребенка (инклюзивное и специальное образование), решая вопросы, связанные с поступлением ребенка в школу, внешкольной деятельностью ребенка, переживание реакций сверстников;

• подростковый возраст: привыкание к хронической природе заболевания ребенка, проблемы с сексуальностью, изоляцией от сверстников, планированием общей занятости ребенка;

• период "выпуска": признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей для социализации семьи;

• постсоциалистический период: перестройка взаимоотношений между супругами (если ребенок начал самостоятельную жизнь) и взаимодействие со специалистами по месту жительства ребенка.

В каждом из этих периодов можно выделить проблемы детей-инвалидов и проблемы родителей, связанные непосредственно с ним. Особенности детско-родительских отношений сказываются на всех этапах социализации ребенка, что следует учитывать при определении путей помощи семье.

Ученые отметили как позитивные, так и негативные влияния семьи на социализацию детей с различными отклонениями в развитии. Исследования В. О. Скворцова отметила, что большинство семей, воспитывающих детей-инвалидов, неблагополучных, неполных, а также отклонения в развитии ребенка часто, чтобы поступить в школу. Детей в семьях "группы риска" для себя и лишенным заботы и внимания взрослых. Данная Категория относится к социально и педагогически запущенным детям.

А. С. Спиваковская отмечает, что родительские позиции в семьях, где есть дети-инвалиды, часто характеризуются неадекватностью, ригидностью и непосредственность. Эти позиции рассматриваются Актуальные проблемы жизни ребенка, которые полностью противоположны позиции родителей в семьях со здоровыми детьми, которые характеризуются адекватностью и предсказуемостью, то есть устранить к завтрашнему дню, к будущему ребенка.

Родители совершают серьезные ошибки в воспитании, травмирующие детей и уродуют их психику, бессознательно используя неправильные модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей.

Проблема социализации детей с ограниченными возможностями заключается в том, что параллельно с процессом социализации ребенка в процессе ресоциализации его родителей. Эти процессы, вызываемые биологическими (учитывая характер патологии, степень функциональных расстройств и т. д.), социального учета (социальной и экологической среды) и психологический (учет индивидуальных особенностей родителей и их потребностей) факторов.

В семьях, воспитывающих детей-инвалидов, часто можно увидеть поведение родителей в семье, которые нарушают адекватный процесс социализации детей. Это может быть подсознательное "отторжение", не принятие ребенка таким какой он есть.

Наравне с этим отрицательное влияние на развитие психики больного ребенка оказывает и чрезмерная опека его родителями. Большинство родителей испытывают неосознанное чувство вины по отношению к ребенку, жалеть его, стараться сделать все для него, исполняя любое желание. Эти дети являются социально незрелыми.

Семья, являясь важным фактором социализации ребенка, включен в разнообразные социальные связи в социальной структуре могут способствовать социальной интеграции индивида и вмешиваться. На основе изучения позиций родителей, закономерностей и специфики нарушения ребенка нуждаются в специальной психолого-педагогической и медико-социальной работы с семьями с целью формирования конструктивных родительско-детских взаимоотношений. Как будет на правильных и гармоничных семейных отношений на успешную социализацию и социальную активность детей-инвалидов.

Список литературы:

Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Международная научная конференция (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Кожанова Т.М. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья// Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4.

Левченка И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. – М., 2008.

Поташова И.И. Современные аспекты психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Психологическая наука и образование. 2011. № 3.

Спиваковская А.С. Как быть родителями / А.С. Спиваковская. – М.: Педагогика 1986.

Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций / А.С Спиваковская // Семья и формирование личности / под ред. А.А. Бодалева. М., 1981.

Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии / В.О. Скворцова. М.; Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2006.

Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе: Социализация детей с нарушениями интеллекта/ Л.М. Шипицына. – CПб.: Дидактика Плюс; М.: Интиcтут общегуманитарных иccледований, 2002.

Воспитание и обучение слепoгo дошкольника/ под ред. Л.И. Сoлнцевoй, Е.Н. Пoдкoлзиной. – 2 – е изд., с изм. – М.: ИПТК «Лoгoc» ВОС, 2005.

Просмотров работы: 200