ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ «DUPONT» ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРВИСНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ «DUPONT» ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРВИСНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Комалова Д.К. 1
1ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эффективность агропромышленного комплекса (АПК) России во многом определяется уровнем развития системы обслуживания сельских товаропроизводителей. Это обусловлено следующими основными причинами:

1) недостаточный уровень развития технического обеспечения сельских товаропроизводителей;

2) высокая степень износа сельскохозяйственной техники и вследствие этого, высокие темпы ее выбытия;

3) недостаточная конкурентоспособ­ность отечественной техники по сравнению с зарубежной;

4) диспаритет цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства.

Между тем и в системе сервиса в АПК имеют место определенные проблемы и трудности, которые приводят к тому, что не все сервисные предприятия выдерживают усложнившиеся условия хозяйствования и в ряде случаев вынуждены прекращать свою деятельность. Одним из вариантов решения этих проблем является диверсификация производственной деятельности, то есть освоение новых сегментов рынка, расширение перечня оказываемых услуг и производимой продукции.

Одной из целей диверсификации производственной деятельности является снижение расходов и рост рентабельности предприятия.

Для проведения анализа эффективности использования собственного капитала предприятия используют модель фирмы «DuPont» [1, с. 189-192], где показатель рентабельности собственного капитала ROE включает в себя несколько финансовых факторов (формула 1):

(1)

Из формулы 1 следует, что показатель ROE определяется произведением показателей рентабельности продаж, оборачиваемости активов и структуры источников средств, вложенных в предприя­тие.

Воздействуя на эти факторы модели, можно влиять на повышение прибыльности капитала предприятия. Рентабельность собственного капитала может повышаться при постоянной рентабельности продаж и увеличении выручки от реализации, опережаю­щей увеличение стоимости активов, т. е. ускорении оборачива­емости активов. Если оборачиваемость активов неизменна, то ROE может изменяться и за счет изменения рентабельности продаж. На динамику этих факторов определенное влияние оказывает отраслевая принадлежность предприятий.

Для роста рентабельности продаж можно снижать затраты или повышать цены на продукцию и услуги предприятия. Но возможное повышение цен в настоящее время ограничивается рыночной конкуренцией со стороны других сервисных предприятий, а также низкой платежеспособностью их клиентов - сельских товаропроизводителей.

Анализ оборачиваемости активов и структуры источников средств, вложенных в предприя­тие позволяет выбрать наиболее оптимальные варианты вложений в разные виды активов и наиболее приемлемое соотношение между величиной собственного капитала и активами предприятия. Кроме этого, на основе изучения различных сегментов рынка с большим оборотом и большей нормой прибыли, может быть принято обоснованное решение о выборе возможных направлений диверсификации производственной деятельности.

Автором выполнен анализ финансово-хозяйственной деятельности сервисного предприятия, оказывающего производственные услуги сельским товаропроизводителям за последние пять лет в среде программного продукта «Альт-Финансы-3» [3].

Анализ формулы «DuPont» представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Анализ формулы «DuPont» для сервисного предприятия, доли

Показатели

Даты

2013

2014

2015

2016

2017

Рентабельность собственного капитала (ROE)

0,007

0,001

0,006

0,002

0,001

Оборачиваемость активов

0,299

0,290

0,260

0,232

0,306

Прибыльность всей деятельности

0,020

0,003

0,018

0,008

0,003

Структура источников средств

1,119

1,132

1,163

1,214

1,263

Изменение рентабельности

собственного капитала

0,003

- 0,006

0,005

- 0,003

- 0,001

Влияние оборачиваемости всех активов

0,000

0,000

0,000

- 0,001

0,001

Влияние прибыльности

деятельности

0,003

- 0,006

0,005

- 0,003

- 0,001

Влияние структуры источников

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

На рисунке 1 показано влияние каждого из факторов на изменение ROE за период 2013 – 2017 гг.

Из таблицы 1 и рисунка 1 видно, что в анализируемые периоды на рентабельность собственного капитала предприятия ROE с различной степенью оказывали влияние разные компоненты (факторы), входящие в формулу «DuPont». Так, в первом периоде (2013г.) основное и положительное влияние на ROE оказал показатель прибыльности деятельности, определяемый соотношением чистой прибыли к выручке; однако в следующем периоде (2014г.) этот фактор привел к снижению ROE с 0,7 % до 0,1 %.

Рисунок 1 – Факторы, влияющие на ROE (в долях)

В третьем анализируемом периоде (2015г.) вновь наблюдается положительное влияние показателя прибыльности деятельности (ROE возрос до 0,6 %), но в последние два года влияние показателей прибыльности деятельности и оборачиваемости всех активов вызвало снижение рентабельности собственного капитала до 0,1 % на 2017г.

Таким образом, по результатам расчетов по модели «DuPont», менеджеры предприятия могут принимать соответствующие организационно-управленческие решения.

В современных условиях одним из путей повышения эффективности деятельности предприятия является децентрализация бизнеса, в процессе которой создаются так называемые центры ответственности (бизнес-линии), которые позволяют контролировать финансовые результаты отдельных структурных подразделений предприятия. При этом деятельность компании может быть разбита на «независимые, автономные единицы, которые должны управляться как изолированные предприятия» [2, с. 278].

Для повышения эффективности деятельности представляется целесообразным выделить виды деятельности многопрофильного сервисного предприятия как самостоятельные бизнес-линии. В связи с этим предлагается использовать модель «Du Pont» для проведения сравнительного анализа по существующим и перспективным направлениям диверсификации (бизнес-линиям) деятельности предприятия и отбора наиболее выгодных по критерию максимума показателя ROE по следующей формуле:

(1)

где ROEi - рентабельность собственного капитала по i–му направлению диверсификации (бизнес-линии);

ЧПi – чистая прибыль по по i–му направлению диверсификации (бизнес-линии);

Выручкаi – выручка от реализации по i–му направлению диверсификации (бизнес-линии);

Всего активовi – сумма активов по i–му направлению диверсификации (бизнес-линии);

СКi – величина собственного капитала по i–му направлению диверсификации (бизнес-линии).

Применим этот подход к существующим видам деятельности сервисного предприятия. Рассматривая их в качестве самостоятельных бизнес-линий, рассчитаем приближенно показатель ROE* как отношение прибыли от продаж к средней величине собственного капитала по каждой бизнес-линии (рисунок 2).

Сделаем следующие выводы по рисунку 2.

Убыточными бизнес-линиями для предприятия являются производство и продажа промышленной продукции, и особенно, собственной продукции животноводства. При этом необходимо избирательно рассмотреть показатели производства, так как в структуре производства животноводческой продукции выпуск молочной продукции является прибыльным направлением. При выборе определенной структуры объемов производства молока и мясной продукции можно добиться оптимизации финансового результата в целом по животноводству.

Наиболее рентабельным является производство собственной продукции растениеводства; в данном случае сервисное предприятие выступает в качестве товаропроизводителя, выполняя на взятых в аренду земельных участках полный цикл производства от посева до уборки и последующей переработки сельскохозяйственных культур.

Рисунок 2 – Показатели рентабельности ROE* для различных бизнес-линий

предприятия

Таким образом, предлагаемый подход позволит менеджменту предприятия проводить оценку и контроль эффективности деятельности существующих и вновь создаваемых в рамках диверсификации новых видов бизнеса и сформировать оптимальную диверсификационную программу сервисного предприятия.

Список литературы

1. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент : Полный курс : В 2-х т. / Пер. с англ. под ред. В. В. Ковалева. СПб.: Экономическая школа, 2004 г. Т. 1. 497 с.

2. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. Для студентов вузов, обучающихся по экон. специальн. / М. А. Вахрушина. – 4-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2006. – 576 с

3. Программный продукт «Альт-Финансы-3». Руководство пользователя. /ООО «Альт-Инвест» - Москва, Санкт-Петербург, 2016 - 107 с.

Bibliography

1. Brigkhem Yu., Gapensky L. Financial management: Full course: In the 2nd t. / The lane with English under the editorship of V. V. Kovalyova. SPb.: Economic school, 2004. T. 1. 497 pages.

2. Accounting management accounting: Studies. for students of the higher education institutions which are training on econ. special. /M.A.Vakhrushina. - 4th prod., erased. - M: Omega-L, 2006. – 576 p.

3. Software product "Alt-Finance-3". User manual. /Company "Alt-invest" - Moscow, St. Petersburg, 2016 - p. 107.

Просмотров работы: 15