Таким образом, предприятиям в данных сложных условиях хозяйствования следует в основном рассчитывать на собственные силы, решая возникающие проблемы за счет сокращения затрат и перенаправления финансовых ресурсов в рыночные сегменты с наибольшей доходностью. Отсюда одним из главных приоритетов дальнейшего поступательного движения производства становится его диверсификация. Следовательно, необходима проработанная и ориентированная на современный уровень развития экономики и управления стратегия диверсификации производства российских предприятий, которая могла бы быть эффективно использована при решении долгосрочных задач, стоящих перед ними.
Основными причинами, вызывающими необходимость проведения диверсификации производства являются: неравномерное развитие рыночных сегментов; снижение доходности производства существующей линейки товаров и услуг фирмы; инновационное развитие различных отраслей, стимулирующее изменение рыночных предпочтений потребителей; усиление конкуренции и другиефакторы.
При разработке стратегии фирмы часто выбирают диверсификационный путь развития.Сделать стратегический выбор при управлении фирмой – «… означает связать бизнес-решения и конкурентоспособные действия, собранные по всей компании, в единый узел. Это единство действий и подходов будет отражать текущую стратегию. Новые действия и подходы, находящиеся на обсуждении, покажут возможные пути изменения и преобразования текущей стратегии» [1, с.12] .
В постоянно меняющихся условиях ведения бизнеса, наибольшей финансовой устойчивостью обладают диверсифицированные компании, которые могут гибко иоперативно отреагировать на появляющиеся рыночные запросы, в отличие от компаний монопродуктовой направленности.
Как справедливо отмечается в [2, с.329] «… большим риском для компании в случае концентрации на единственном виде деятельности является сосредоточение всех ее усилий на одном направлении. В случае, если отрасль по каким-либо причинам уже не является такой привлекательной, как раньше, будущее компании видится в мрачных тонах, темпы роста поддерживать на прежнем уровне становится все сложней, а получение прибыли становится все более сложной задачей».
Сами условия выживания предприятия в сложной конкурентной борьбе вызывают необходимость реализации стратегии диверсификации – с постоянными изменениями в условиях организации и планирования производства, изделий, потребителей и поставщиков и других факторов.
При разработке и принятии стратегии диверсификации важным этапом является анализ конкурентной среды и оценка ресурсов предприятия.
В таблице 1 приведена классификация и оценка основных ресурсов компании, предлагаемая в [2, с.109-110].
На практике довольно сложной задачей является нахождение информации о конкурентах рассматриваемой компании. Обычно для описания конкурентов используются такие показатели как рост и доходность, структура затрат, сильные и слабые стороны продукции конкурирующей фирмы, ее стратегия, имидж и миссия на рынке и другие индикаторы.
При этом весьма важной задачей представляется опора на точные и достоверные данные, так как зачастую информация может быть преднамеренно искажена с целью дезинформации.
Поэтому предлагается использовать в качестве ключевого индикатора при описании компании и ее ближайших конкурентов кредитный рейтинг (таблица 1) или оценку кредитоспособности этих хозяйствующих субъектов как потенциальных заемщиков. Преимуществом данного показателя является то, что он основан не на экспертных оценках, а на точных и представляемых публично официальных данных бухгалтерской отчетности компании и дает интегрированную оценку ее финансово-хозяйственной деятельности. При оценке кредитоспособности и принятии кредитным учреждением решения о выдаче кредита, кроме большого числа других показателей и характеристик предприятия-заемщика, учитывается также информация о различных аспектах в его деятельности, в частности, является ли его бизнес диверсифицированным.
Таблица 1 - Классификация и оценка ресурсов компании
Ресурсы |
Основные характеристики |
Ключевые индикаторы |
Материальные ресурсы |
||
Финансовые ресурсы |
Являются основой инвестиционной привлекательности компании |
Отношение стоимости долга к рыночной стоимости компании. Операционный денежный поток/свободный денежный поток. Кредитный рейтинг |
Физические ресурсы |
Ограничивают производственные возможности компании и влияют на структуру ее затрат |
Рыночная стоимость производственных фондов. Тип капитального оборудования. Масштаб компании |
Нематериальные ресурсы |
||
Технологиче- ские ресурсы |
Интеллектуальная собственность иресурсы для создания инноваций |
Количество нематериальных активов и доход от них. Численность штата НИОКР, в процентах от обшей занятости. Количество и размещение исследовательского оборудования |
Репутация |
Репутации компании у клиентов, поставщиков, правительства и общества. |
Узнаваемость и капитал бренда. Процент повторных покупок. Объективные параметры сравнения продуктов (оценки потребителей). Рейтинг компании. |
Человеческие ресурсы |
Образование, опыт и обучаемость работников. Ответственность и лояльность сотрудников определяют способность компании получать и сохранять конкурентное преимущество. |
Уровень образования и профессиональный опытработников. Зарплата сотрудников по сравнению с зарплатой в среднем по отрасли. Процент прогулов. Показатели текучести кадров. |
Применим предложенный подход к предприятию строительной отрасли ОАО «Уфимский железобетонный завод-2» и его ближайшим конкурентам ОАО «Благовещенский железобетон», ОАО «КПД» и ОАО «Строитель» с использованием программного продукта «Альт-Финансы» компании «Альт-Инвест».
По итогам расчетов в соответствии с методикой, изложенной в [3, с. 155], предприятию присваивается класс заемщика на основании системы вышеприведенных показателей. На рисунках 1-4приведена оценка кредитоспособности рассматриваемых компаний как потенциальных заемщиков, а в таблице 2 - итоговая оценка их кредитоспособности за период 01.01.2016 – 01.01.2018 гг.
Рисунок 1 - Оценка кредитоспособности ОАО «УЖБЗ-2»
Как видно из рисунка 1, предприятие ОАО «УЖБЗ-2» характеризуется вторым классом кредитоспособности, то естьсредним финансовым состоянием и удовлетворительным уровнем кредитоспособности
Рисунок 2 - Оценка кредитоспособности ОАО «Благовещенский железобетон»
Предприятие ОАО «УЖБЗ-2» (рисунок 2) в течение первых двух анализируемых периодов имело второй класс, но к третьему периоду класс его кредитоспособности понизился до третьего класса, характеризующегосянеудовлетворительным финансовым состоянием и рискованностью кредитования.
Рисунок 3 - Оценка кредитоспособности ОАО «КПД»
Предприятие ОАО «УЖБЗ-2» (рисунок 3) имело второй класс только в течение первого анализируемого периода, а на протяжении двух последних лет имеет неудовлетворительную
кредитоспособность(третий класс заемщика).
Рисунок 4 - Оценка кредитоспособности ОАО «Строитель»
Самые худшие результаты по оценке финансового состояния предприятия как потенциального заемщика – у предприятия ОАО «Строитель» (рисунок 4), где за все периоды анализа класс кредитоспособности является неудовлетворительным.
Таким образом, как видно из таблицы 2, только предприятие ОАО «УЖБЗ-2» в отличие от своих конкурентов на протяжении всего периода анализа имеет второй класс кредитоспособности, характеризующийся средним финансовым состоянием и удовлетворительным уровнем кредитоспособности, что позволяет констатировать его прочную конкурентную позицию в соответствии с выбранным ключевым индикатором кредитоспособности.
Таблица 2 -Итоговая оценка кредитоспособности компаний
Наименование компании |
Даты |
||
01.01.2016 |
01.01.2017 |
01.01.2018 |
|
ОАО «УЖБЗ-2» |
2 |
2 |
2 |
ОАО «Благовещенский железобетон» |
2 |
2 |
3 |
ОАО «КПД» |
2 |
3 |
3 |
ОАО «Строитель» |
3 |
3 |
3 |
Для эффективной реализации выбранной стратегии диверсификации необходимо проводить постоянный мониторинг кредитоспособности компаний и в случае ее уменьшения вносить соответствующие коррективы в долгосрочные основные направления деятельности, что позволит улучшить их стратегические позиции.
Список литературы
1. Томпсон Л.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012. – 576 с.
2. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений. Справочное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2014, С. 107.
3. Исик Л.В. Банкротство и финансовое оздоровление : учебное пособие / Л.В. Исик. – М.: Дело и Сервис, 2013. – 272 с.
4. Программный продукт «Альт-Финансы». Руководство пользователя / ООО «Альт-Инвест» - Москва, Санкт-Петербург, 2005 - 107 с.