КРЕДИТНЫЙ РЕЙТИНГ КАК КЛЮЧЕВОЙ ИНДИКАТОР ОЦЕНКИ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

КРЕДИТНЫЙ РЕЙТИНГ КАК КЛЮЧЕВОЙ ИНДИКАТОР ОЦЕНКИ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Афонченко  Е.А. 1
1ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время после десяти лет быстрого развития российская экономика испытывает существенное замедление темпов экономи­ческого роста и даже негативную тенденцию темпов отдельных показателей. Кризисные явления уже в полной мере коснулись российских пред­приятий, ощущающих признаки спада. В большой степени сократился потребительский и производственный спрос, что ведет к сокращению объемов производства и принятию руководством предприятий мер, затрагивающих интересы трудовых коллективов (уволь­нения, переход на сокращенные смены и неполную рабочую неделю).

Таким образом, предприятиям в данных сложных условиях хозяйствования следует в основном рас­считывать на собственные силы, решая возникающие проблемы за счет сокращения затрат и перенаправления финансовых ресурсов в рыночные сегменты с наибольшей доходностью. Отсюда одним из главных приоритетов дальнейшего поступательного движения производства становится его диверсификация. Следовательно, необходима проработанная и ориентированная на современный уровень развития экономики и управления стратегия диверсификации производства российских предприятий, которая могла бы быть эффективно использована при решении долгосрочных задач, стоящих перед ними.

Основными причинами, вызывающими необходимость проведения диверсификации производства являются: неравномерное развитие рыночных сегментов; снижение доходности производства существующей линейки товаров и услуг фирмы; инновационное развитие различных отраслей, стимулирующее изменение рыночных предпочтений потребителей; усиление конкуренции и другиефакторы.

При разработке стратегии фирмы часто выбирают диверсификационный путь развития.Сделать стратегиче­ский выбор при управлении фирмой – «… означает связать бизнес-решения и конку­рентоспособные действия, собранные по всей компании, в еди­ный узел. Это единство действий и подходов будет отражать текущую стратегию. Новые действия и подходы, находя­щиеся на обсуждении, покажут возможные пути изменения и преобразования текущей стратегии» [1, с.12] .

В постоянно меняющихся условиях ведения бизнеса, наибольшей финансовой устойчивостью обладают диверсифицированные компании, которые могут гибко иоперативно отреагировать на появляющиеся рыночные запросы, в отличие от компаний монопродуктовой направленности.

Как справедливо отмечается в [2, с.329] «… большим риском для компании в случае концентрации на един­ственном виде деятельности является сосредоточение всех ее усилий на одном направлении. В случае, если отрасль по каким-либо причинам уже не являет­ся такой привлекательной, как раньше, будущее компании видится в мрачных тонах, темпы роста поддерживать на прежнем уровне становится все сложней, а получение прибыли становит­ся все более сложной задачей».

Сами условия выживания предприятия в сложной конкурентной борьбе вызывают необходимость реализации стратегии диверсификации – с постоянными изменениями в условиях организации и планирования производства, изделий, потребителей и поставщиков и других факторов.

При разработке и принятии стратегии диверсификации важным этапом является анализ конкурентной среды и оценка ресурсов предприятия.

В таблице 1 приведена классификация и оценка основных ресурсов компании, предлагаемая в [2, с.109-110].

На практике довольно сложной задачей является нахождение информации о конкурентах рассматриваемой компании. Обычно для описания конкурентов используются такие показатели как рост и доходность, структура затрат, сильные и слабые стороны продукции конкурирующей фирмы, ее стратегия, имидж и миссия на рынке и другие индикаторы.

При этом весьма важной задачей представляется опора на точные и достоверные данные, так как зачастую информация может быть преднамеренно искажена с целью дезинформации.

Поэтому предлагается использовать в качестве ключевого индикатора при описании компании и ее ближайших конкурентов кредитный рейтинг (таблица 1) или оценку кредитоспособности этих хозяйствующих субъектов как потенциальных заемщиков. Преимуще­ством данного показателя является то, что он основан не на экспертных оценках, а на точных и представляемых публично официальных данных бухгалтерской отчетности компании и дает интегрированную оценку ее финансово-хозяйственной деятельности. При оценке кредитоспособности и принятии кредитным учреждением решения о выдаче кредита, кроме большого числа других показателей и характеристик предприятия-заемщика, учитывается также информация о различных аспектах в его деятельности, в частности, является ли его бизнес диверсифицированным.

Таблица 1 - Классификация и оценка ресурсов компании

Ресурсы

Основные характеристики

Ключевые индикаторы

Материальные ресурсы

Финансовые ресурсы

Являются основой инвестиционной привлекательности компании

Отношение стоимости долга к рыночной стоимости компании.

Операционный денежный поток/свободный денежный поток.

Кредитный рейтинг

Физические ресурсы

Ограничивают производственные возможности компании и влияют на структуру ее затрат

Рыночная стоимость производственных фондов.

Тип капитального оборудования.

Масштаб компании

Нематериальные ресурсы

Технологиче-

ские ресурсы

Интеллектуальная собственность иресурсы для создания инноваций

Количество нематериальных активов и доход от них.

Численность штата НИОКР, в процентах от обшей занятости.

Количество и размещение исследовательского оборудования

Репутация

Репутации компании у клиентов, поставщиков, правительства и общества.

Узнаваемость и капитал бренда.

Процент повторных покупок.

Объективные параметры сравнения продуктов (оценки потребителей).

Рейтинг компании.

Человеческие ресурсы

Образование, опыт и обучаемость работников.

Ответственность и лояльность сотрудников определяют способность компании получать и сохранять конкурентное преимущество.

Уровень образования

и профессиональный опытработников.

Зарплата сотрудников по сравнению с зарплатой в среднем по отрасли.

Процент прогулов.

Показатели текучести кадров.

Применим предложенный подход к предприятию строительной отрасли ОАО «Уфимский железобетонный завод-2» и его ближайшим конкурентам ОАО «Благовещенский железобетон», ОАО «КПД» и ОАО «Строитель» с использованием программного продукта «Альт-Финансы» компании «Альт-Инвест».

По итогам расчетов в соответствии с методикой, изложенной в [3, с. 155], предприятию присваивается класс заемщика на основании системы вышеприведенных показателей. На рисунках 1-4приведена оценка кредитоспособности рассматриваемых компаний как потенциальных заемщиков, а в таблице 2 - итоговая оценка их кредитоспособности за период 01.01.2016 – 01.01.2018 гг.

Рисунок 1 - Оценка кредитоспособности ОАО «УЖБЗ-2»

Как видно из рисунка 1, предприятие ОАО «УЖБЗ-2» характеризуется вторым классом кредитоспособности, то естьсредним финансовым состоянием и удовлетворительным уровнем кредитоспособности

Рисунок 2 - Оценка кредитоспособности ОАО «Благовещенский железобетон»

Предприятие ОАО «УЖБЗ-2» (рисунок 2) в течение первых двух анализируемых периодов имело второй класс, но к третьему периоду класс его кредитоспособности понизился до третьего класса, характеризующегосянеудовлетворительным финансовым состоянием и рискованностью кредитования.

Рисунок 3 - Оценка кредитоспособности ОАО «КПД»

Предприятие ОАО «УЖБЗ-2» (рисунок 3) имело второй класс только в течение первого анализируемого периода, а на протяжении двух последних лет имеет неудовлетворительную

кредитоспособность(третий класс заемщика).

Рисунок 4 - Оценка кредитоспособности ОАО «Строитель»

Самые худшие результаты по оценке финансового состояния предприятия как потенциального заемщика – у предприятия ОАО «Строитель» (рисунок 4), где за все периоды анализа класс кредитоспособности является неудовлетворительным.

Таким образом, как видно из таблицы 2, только предприятие ОАО «УЖБЗ-2» в отличие от своих конкурентов на протяжении всего периода анализа имеет второй класс кредитоспособности, характеризующийся средним финансовым состоянием и удовлетворительным уровнем кредитоспособности, что позволяет констатировать его прочную конкурентную позицию в соответствии с выбранным ключевым индикатором кредитоспособности.

Таблица 2 -Итоговая оценка кредитоспособности компаний

Наименование

компании

Даты

01.01.2016

01.01.2017

01.01.2018

ОАО «УЖБЗ-2»

2

2

2

ОАО «Благовещенский железобетон»

2

2

3

ОАО «КПД»

2

3

3

ОАО «Строитель»

3

3

3

Для эффективной реализации выбранной стратегии диверсификации необходимо проводить постоянный мониторинг кредитоспособности компаний и в случае ее уменьшения вносить соответствующие коррективы в долгосрочные основные направле­ния деятельности, что позволит улучшить их стратегические позиции.

Список литературы

1. Томпсон Л.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012. – 576 с.

2. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений. Справочное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2014, С. 107.

3. Исик Л.В. Банкротство и финансовое оздоровление : учебное пособие / Л.В. Исик. – М.: Дело и Сервис, 2013. – 272 с.

4. Программный продукт «Альт-Финансы». Руководство пользователя / ООО «Альт-Инвест» - Москва, Санкт-Петербург, 2005 - 107 с.

Просмотров работы: 12