ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОТИВОЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОТИВОЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Ратушняк О.И. 1
1ОГУ магистр, МОАУ "СОШ №4 г.Орска" учитель начальных классов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

«Творчество - это всякая деятельность человека, которая создаёт нечто новое, будет ли это созданием какой-либо вещи внешнего мира или построение ума или чувства, живущего в самом человеке»,- писал в своё время Л.С.Выготский. [3, С. 99-101]

Организую творческую деятельность педагоги начальной школы совместно с учениками создают творческий продукт. Но для того, чтобы это осуществилось необходимо уметь управлять детьми в коллективе, делая это по-особенному, пользуюсь приёмами и методами.

Младший школьный возраст наиболее сензитивный для развития творческих способностей, так как в данном возрасте происходит развитие всех психических процессов, особенно мышления, осуществляется перестройка всей системы отношений детей с действительностью, изменяется статус ребёнка, ведущей становится деятельность. Развитие творческих способностей учащихся начальных классов обеспечивает самопродвижение каждого ученика в своём развитии. Происходит формирование фундамента к созданию творческого продукта. Исследовательская деятельность проявляется во внеурочной деятельности. Проект - это уникальная деятельность, имеющая начало и конечный результат. Особенность проектной деятельности учащихся начальных классов носит наглядный, практический характер. [3, С. 56-58] Организация такой деятельности позволяет создать ситуацию, в которой дети могут создать коллективную работу, в которой каждый ученик сможет проявить свои творческие способности, а также рефлексировать этапы своей деятельности. Участие в проектной деятельности- это сложный труд и для учащихся, и для учителя.

По определению Д.Б.Эльконина, мотивация-это динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность, устойчивость. [2, С. 123]

Учителю начальных классов необходимо владеть различными способами и приёмами работы с детским коллективом, чтобы из огромного их числа выявить то самое важное, что в наивысшей мере способствовало достижению конечного результата, а именно созданию мотивации к творческой деятельности. Такие приёмы должны отличаться новизной, разнообразием, занимательностью, увлекательностью, использованием ярких художественных средств, образностью, включать в себя удивление, поиск, парадоксальность.

Способствовать развитию и формированию мотивации учащихся начальных классов к творческой деятельности возможно разными способами: через содержание учебного материала на каждом этапе урока, начиная с определения темы и формулирования цели урока и заканчивая рефлексивной оценкой своей деятельности, через организацию внеурочной деятельности внутри класса.

Организация под руководством педагога вне учебных интересных коллективных дел помогает установить микроклимат сотрудничества, взаимопомощи, понимания и дружбы, т.е. создать определённую социальную среду для благоприятного развития личности. Чем больше задействованы лично значимые мотивы детей, тем интереснее становится их совместная деятельность.

Творческая деятельность не нацелена на освоение уже усвоенных знаний, она способствует проявлению у ребёнка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных замыслов, которые нацелены на создание чего-то нового. Грамотно мотивировать организованный труд поможет стимулировать у детей желание охотно овладеть новыми навыками, достигнуть высот, ставить перед собой цель и конечный результат.

Формированию мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру “Иду в гости”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимся, с кем необходимо провести индивидуальную работу.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев

Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек.

Таким образом, одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. [4, С. 733-735]

Основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи не только учебной деятельности, но и творческой, которая поможет понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей.

Список литературы/ References

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей // Пособие для студентов высших учебных заведений 2012. С. 99-101.

  2. Грузенберг С.О. Психология творчества. Минск, 2013. С. 123

  3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. Граф, 2014. С. 56-58

  4. Маняхина О. В. Мотивация творческой деятельности в педагогическом коллективе // Молодой ученый. 2016. №1. — С. 733-735.

Просмотров работы: 112