В результате проведенных исследований было установлено, что наибольший процент распространенности ТК среди девушек наблюдается на стоматологическом факультете – из 250 опрошенных – курит 64 человека (25,6%), на лечебном факультете – 19,2%, на педиатрическом – 8,4%. Наибольший процент распространенности ТК наблюдается на 4 курсе среди всех факультетов, наименьший на 2 курсе на всех факультетах. Первое «знакомство» с сигаретой произошло в 15 лет -71%, в 13 лет -25%, в 12 лет -4%.Нами была проведена оценка мотивации к курению. Большинство девушек -63, 7% используют ТК с целью получить расслабляющий эффект, часть студентов курят для получения стимулирующего эффекта – 32, 3%, около 4% курят автоматически, не осознавая этого. Кроме этого, нами проводилась исследование по оценке степени никотиновой зависимости.
Большинство курящих девушек 1 курса курит около 5 сигарет в день, с 3 по 5 курс курят от 5 до 10 сигарет в день. При анкетировании было установлено, что большинство курящих студентов девушек считают, что курение вредно для здоровья – 88,7 %; 4,2 % из них так не считают, а 7,1 % указали в ответах, что не знают о вреде курения. В будущем планируют бросать курить 84, 7% опрошенных. Медицинским работникам лечебно-профилактических учреждений опрошенные доверяют в большей степени, отмечая при этом, что получили совет от врачей бросить курить только 2,1% анкетируемых.
Таким образом, наше исследование показало, что в настоящее время самый высокий процент курящих на 3-м и 4-м курсах, а самый низкий на 1 и 2 -м курсах. Среди обследованных студентов 65% имеют слабую степень никотиновой зависимости и слабую степень мотивации бросить курить. Распространенность табакокурения возрастает по мере обучения в ВУЗе, а мотивация к отказу от вредной привычки снижается. Проведенное исследование показало сравнительно невысокий уровень информированности среди студентов медицинского вуза относительно механизмов развития никотиновой зависимости, возможных негативных последствиях курения и в вопросах о современных способах лечения табачной зависимости. Следовательно, подобный пробел в знаниях, касающихся табачной зависимости показывает недостаточную готовность будущих врачей участвовать в пропаганде здорового образа жизни среди населения. Учитывая полученные результаты и поддерживая законодательные инициативы нашего государства по преодолению эпидемии табакокурения, возможно, имеет смысл увеличить часы по изучению табачной зависимости и способах лечения.