Педагог в современном мире должен выступать в роли капитана корабля в большом информационно-образовательном пространстве. Подготавливая, студентов к педагогической деятельности, нужно учитывать инновации происходящие в системе образования. Высшее образование выступает в роли транслятора культурных ценностей в подготовке будущих педагогов. Изменения, произошедшие в ценностных ориентациях современных студентов (духовности, моральных установок, гражданской идентичности) направляют на изменение целевых ориентаций высшего образования, способствующие саморазвитию, самовоспитанию и самосовершенствованию личности будущего специалиста.
Необходима смена подходов к организации образовательного процесса в ВУЗе, ориентированного на формирование личности будущего педагога нового типа, являющегося доминирующим субъектом образовательного процесса и межкультурного взаимодействиях с учащимися. Именно поэтому возрастает роль практико-ориентированного подхода в подготовке педагогических кадров. [3]Практика — является важным элементов профессиональной подготовки будущих специалистов, так как дает возможность студенту-практиканту практически попробовать свои силы в выбранной профессии и, научиться применять в профессиональной деятельности знания, умения и навыки полученные на учебных занятиях.
Практическая составляющая учебного процесса профессиональной подготовки студентов-бакалавров в педагогических ВУЗах направлена на подготовку студентов к педагогической деятельности, в процессе которой полученный на занятиях теоретический материал и методическая подготовка реализуются на практике [2]. Старый подход к организации профессиональной деятельности практикантов на базе общеобразовательных школ, предусматривавший обязательное выполнение ряда разнородных заданий от разных кафедр, не соответствует современным требованиям к подготовке будущего педагога. В связи с этим был разработан новый подход к организации учебных и производственных практик студентов.
Подходы к организации педагогической практики для бакалавров неоднозначны. Традиционно педагогическая практика в школе для студентов служила связующим звеном между теоретическим материал, пройденным в период обучения в ВУЗе, и использованием теоретического материала непосредственно на практике. Практика также дает возможность студентам попробовать и проявить себя в качестве учителя-предметника и классного руководителя.
К.Д. Ушинский писал: «Метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой». Я полностью согласна с высказыванием К.Д. Ушинского так, как именно пройдя практику, пробуя себя в роли учителя-предметника и классного руководителя можно приобрести необходимые для будущей профессии навыки и умения, а также понять над чем нужно работать, научиться взаимодействовать с детьми и учительским коллективом, составлять качественный план-конспект урока и многое другие качества личности педагога, необходимые для достижения хорошего результата в своей работе.
Во время прохождения педагогической практики студент может понять, насколько правильно он выбрал профессию, выяснить степень соотнесенности личностных качеств с будущей профессией. Именно в процессе практики выявляются противоречия между имеющимся и необходимым запасом знаний, что побуждает студентов к работе над собой и получению новых знаний. На практике педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого возможно только на фоне живых впечатлений и наблюдений. Практика помогает реально формировать в условиях естественного педагогического процесса методическую рефлексию, когда для учителя предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия педагогических решений. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления.Педагогическая практика дает возможность студентам-практикантам закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести необходимые умения и навыки практической работы в педагогической деятельности. Педагогическая практика выполняет многочисленные функции, основными из которых являются адаптационная, обучающая, воспитывающая, развивающая, диагностическая функции. При организации педагогической практики, нужно ориентироваться не только на выполнение программы практики, но, прежде всего, на то, чтобы подойти к каждому студенту, как к уникальной личности, целенаправленно и последовательно, раскрывая в нем сильные личностные и профессиональные стороны, помогая компенсировать и преодолеть слабые. Обеспечение личностно-ориентированного, комплексного, усложняющегося, непрерывного и творческого характера подготовки каждого студента с разным уровнем профессиональных умений и навыков отражается на повышении качества профессиональной подготовки студентов. [1]
Педагогическая практика включает в себя следующие виды психолого-педагогическая практика по воспитательной работе, внеклассная практика, практика пробных уроков и занятий.Психолого-педагогическая практика по воспитательной и внеклассной работе имеет очень важное значение для подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности. В период прохождения практики студенты выступают в роли классного руководителя, закрепленного за ними класса, проводят классные часы, организовывают воспитательные и внеклассные мероприятия по своей специальности. Воспитательная работа нацелена на овладение студентами методикой воспитательной работы во всем ее многообразии, сложности и их обучение психолого-педагогическому наблюдению, анализу. Основной задачей воспитательной работы студентов-практикантов является формирование практических умений осуществления внеурочной, воспитательной деятельности. Данный вид практики развивает у студентов организаторские, коммуникативные, перцептивные и экспрессивные способности и помогает в дальнейшем успешно проводить пробные и зачетные уроки.
Практика пробных и зачетных уроков и является основой профессиональной подготовки будущего специалиста, в результате которого развивается высокий уровень овладения педагогической деятельностью. Проводя пробные и зачетные уроки, студенты-практиканты учатся творческому применению на практике полученных знаний за все годы обучения в ВУЗе, развиваются навыки исследовательской деятельности и методологическая культура студентов.[4]
Подводя итоги данной статьи хотелось бы добавить, что педагогическая практика занимает одно из ведущих мест в образовательном процессе, и рассматривается как одна из важнейшая задача профессионального педагогического образования. Приобретение студентом опыта педагогической деятельности не может осуществляться без методов компетентного подхода, который считается важным концептом обновления содержания образования. Педагогической практике студентов отводится ведущая роль в плане их реализации, т.к. каждый её этап ориентирован на формирование у студентов тех или иных компетенций. К окончанию практики приобретаются, углубляются, расширяются и укрепляются теоретические знания студентов, формируются и совершенствуются их педагогические умения и навыки и профессионально-личностные качества, развиваются педагогическое мышление, творческая активность и самостоятельность. Перед студентами-практикантами стоит задача максимального использования возможностей педагогической практики для совершенствования подготовки будущих педагогов к самостоятельной педагогической деятельности.
Список литературы:
1. Алексеев В. Н. Радость открытия: пособие для учителей, школьников и студентов / В. Н. Алексеев, А. А. Алексеева. — Ишим : Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2012. — 120 с.
2. Афанасьев В. В. Работа с одаренными детьми по математике : монография / В. В. Афанасьева, В. Н. Алексеев, С. А. Тихомиров. — Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2011. — 132 с.
3. Ведерникова Л. В. Педагогическая практика как среда профессионального самоопределения студентов / Л. В. Ведерникова // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 2. — С. 98—107.
4. Ведерникова Л. В. Программа педагогической практики 4 и 5 курсов / Л. В. Ведерникова. — Ишим : Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2004. — 64 с.
5. Мамонтова Т. С. Интеграция основного и дополнительного образования в рамках профильной старшей школы : монография / Т. С. Мамонтова. — Ишим : Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2013. — 180 с.
6. Мамонтова Т. С. История математики в подготовке учителя : учебно-методическое пособие / Т. С. Мамонтова. — Ишим : Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2014. — 176 с.