Использование облачных сервисов это не только удобно, но и предоставляет огромные возможности. Хранение данных на серверах такого типа, значительно экономит место на жестком диске персонального компьютера. Также, все файлы, размещенные в облачном сервере доступны по всему миру, где возможен выход в интернет. Такие хранилища дают возможность перенастраивать доступ к своим файлам и выполнять действия по их шифрованию.
Помимо вышеизложенных преимуществ, каждый сервер пытается совершенствовать свои услуги. Не так давно, сервер «Яндекс.Диск» запустил в работу новую услугу «Переезд». Это значительно улучшает работу по переносу данных с одной мобильной платформы на другую, что позволит избежать переноса данных из мобильных гаджетов вручную. Чтобы понять, все достоинства облачных серверов, необходимо сравнить возможности наиболее масштабных и популярных компаний, предоставляющих услуги по хранению данных пользователей.
Существуют облачные сервисы, которые предоставляют свои услуги абсолютно бесплатно, с оплатой за дополнительный объём, а также целиком платные ресурсы. Обычно, бесплатные облачные сервисы предоставляют объем бесплатного хранилища от 5 до 20 ГБ [3].
В настоящее время на глобальном ИТ-рынке происходят кардинальные перемены, вызванные переходом к сервисной модели. Такой переход, в свою очередь, является отражением изменений, вызванными развитием sharing economy, экономики совместного потребления. Это понятие включает в себя широкое разнообразие различных видов деятельности: облачные технологии в ИТ, каршеринг в логистике, marketplaces в розничной торговле и финансах, соединяющие разрозненное предложение и массовый спрос, и множество других активностей.
Облако становится ядром стратегии развития компаний в цифровой экономике. Его присутствие в корпоративном ландшафте по умолчанию подразумевается при движении бизнеса в сторону новых перспективных технологий – интернета вещей, искусственного интеллекта и пр. Цифровое предприятие, готовое работать с большими данными или использовать возможности промышленного интернета вещей, сегодня строится «через» облачную миграцию. К 2025 году до 80% данных будут находиться в облаках.
По прогнозам Forrester Research глобальный рынок публичных облачных сервисов превысит в 2018 г. $146 млрд. На сегодня это рынок мега-провайдеров - большую часть его делят Amazon Web Services, Microsoft, Google и IBM. По данным исследовательской компании Synergy Research Group именно на этих 4 игроков приходится более половины мирового рынка публичных и частных облаков. Глобальное доминирование американских облачных провайдеров не исключает усиленного развития локальных игроков в своих региональных сегментах, отмечают в Synergy Research. Успех определяется «добавленной ценностью» - например, когда площадки принадлежат интеграторам, которые не только предоставляют пул ресурсов в аренду, но также оказывают услуги консалтинга и предлагают решения «под ключ». Как отмечают в iKS-Consulting, эта тенденция наблюдается и в России.
В России стагнация заставляет предприятия оптимизировать свои ИТ-бюджеты, отказываясь от капитальных затрат в «железо» и ПО. В этой ситуации эластичность облачной модели выглядит привлекательно, обеспечивая возможность экономии на подорожавших из-за курсовой разницы серверных мощностях. В частности, в iKS-Consulting отмечают высокую активность компаний среднего и малого бизнеса, которые с помощью облаков могут оптимизировать затраты на ИТ-инфраструктуру.
Продолжительное время основным фактором, сдерживающим распространение облачных технологий в российских регионах, были ограничения каналов связи и недостаточный уровень развития широкополосного доступа. В настоящий момент ситуация выравнивается. Помимо инфраструктурных проблем, постепенно решались и вопросы обеспечения информационной безопасности. К настоящему моменту, по данным TAdviser, более 60% из опрошенных организаций подтверждают использование облаков [2].
Общий уровень доверия к облачным сервисам в России растет сегодня по всей стране – хотя в госсекторе немного медленнее, чем в бизнесе. Однако все еще остается невысоким уровень информированности о самом процессе миграции, сопряженными с ним издержками и потенциалом оптимизации. Стимулировать российских заказчиков к большей активности миграции могло бы повышение открытости актуальных бизнес-кейсов, а также распространение экспертизы по расчету затрат на подобные проекты.
По оценке TAdviser, российский рынок облачных сервисов в 2016 г. составил около 29 млрд. руб. Наиболее заметный здесь локальные разработчики (46%), которые распространяют свои сервисы как самостоятельно, так и с помощью партнеров – реселлеров и интеграторов.
SAP CIS (САП СНГ) и Forrester Russia представили в начале года результаты исследования рынка облачных технологий в России. По результатам исследования, аналитики Forrester Russia сделали вывод, что отечественный рынок облаков будет расти быстрее, чем ИТ – рынок в целом, и к 2020 году его объем составит 48 млрд руб. То есть при среднегодовом темпе в 21% рынок облаков вырастет в 3 раза по сравнению с 2015 годом.
По данным исследования, крупный бизнес максимально готов к использованию облачных услуг: в этом сегменте свыше 90% опрошенных знают про облачные услуги, в малом бизнесе – свыше 70%. При этом в крупном бизнесе 54,5% опрошенных пользуется одновременно облачными услугами из 2-х и более категорий, в среднем бизнесе – 50%, в малом – 43% [1,2].
Таблица 1
Основные барьеры для внедрения облачных услуг
| п/п | Основные барьеры для внедрения облачных услуг | Предприятия | ||
| Малые | Средние | Крупные | ||
| 1. | Не готовы передавать контроль над данными и ПО третьим лицам | 74,6 | 74,4 | 72,1 | 
| 2. | Не готовы передавать конфиденциальные данные | 66,3 | 74,4 | 70,9 | 
| 3. | Трудности в обосновании преимущества “облачных услуг” | 41,1 | 40,0 | 47,1 | 
| 4. | Необходимость повышения квалификации персонала | 34,1 | 27,8 | 26,2 | 
| 5. | Неприятие “облачных услуг” ИТ-персоналом | 15,5 | 7,9 | 12,2 | 
| 6. | Нет барьеров для внедрения | 9,6 | 8,9 | 9,3 | 
| 7. | Финансовый барьер | 0,9 | 0,0 | 2,9 | 
Источник: составлено автором по данным [3].
Построенная нами диаграмма по данным таблицы более наглядно демонстрирует динамику рассматриваемых барьеров для внедрения облачных услуг (см.рис.1).
Рис.1. Основные барьеры для внедрения облачных услуг
Большинство респондентов ассоциируют облачные услуги с виртуальной инфраструктурой (IaaS), хотя сейчас наибольшую долю на рынке занимает модель SaaS — 58,9%. На IaaS и PaaS пока приходится соответственно 37,2% и 3,9% в объеме рынка. По данным исследования доля SaaS к 2020 году увеличится до 62,4%, а IaaS - снизится до 32,3%.
Объем рынка облачных услуг в России в 2012-2017 гг. представлен в таблице 2.
Таблица 2
Объем рынка облачных услуг в России в 2012-2017 гг., млрд. руб.
| Услуги | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 
| IaaS | 2,24 | 3,03 | 4,75 | 5,87 | 8,07 | 10,10 | 
| PaaS | 0 | 0 | 0 | 0,62 | 0,74 | 0,98 | 
| SaaS | 2,66 | 4,77 | 6,95 | 9,30 | 13,79 | 16,94 | 
| Всего | 5,01 | 8,03 | 12,09 | 15,79 | 22,61 | 28,03 | 
Источник: составлено автором по данным [1]
Как видно из таблицы наибольший объем рынка облачных услуг России в 2012 приходится на SaaS. В основном по всем услугам наблюдается положительная динамика. Но лидером также остается услуга SaaS с показателем объема, предложенных облачных услуг 16,94. Показатель объема услуги IaaS составляет 10,10. Наименьший показатель у услуги PaaS. Это все наглядно отображает, представленный ниже график (рис.2)
Рис.2. Динамика объема рынка облачных услуг в России
в 2012-2017 гг., млрд. руб.
В таблице 3 представлены прогнозные значения объема рынка облачных услуг в России в 2018-2020 гг., млрд. руб.
Таблица 3
Прогноз объема рынка облачных услуг в России
в 2018-2020 гг., млрд. руб.
| Фирмы | 2018 | 2019 | 2020 | 
| IaaS | 12,21 | 14,05 | 15,62 | 
| PaaS | 1,38 | 1,92 | 2,57 | 
| SaaS | 20,82 | 26,11 | 30,14 | 
| Всего | 34,41 | 42,08 | 48,33 | 
Источник: составлено автором по данным [1]
Исходя из прогноза, можно сказать, что предполагается положительная динамика развития облачных услуг в России в 2018-2020 гг., что наглядно представлено на рисунке 3.
Рис.3. Прогноз объема рынка облачных услуг в России
в 2018-2020 гг., млрд. руб.
Осуществляя выбор облачного сервиса, в первую очередь, необходимо определиться с целями, для которых он будет использоваться. В случае, если необходимо просто воспользоваться большим количеством бесплатного пространства, то отличным решением будет выбрать Mail.ru. Однако, если работа заключается в активном использовании файлов на удаленном сервере, то в этой ситуации лучше положиться на решение от Google, который обладает богатым функционалом возможностей.
На сегодняшний день, популярность обрели облачные видео сервисы. Если говорить о качестве работы на бесплатном ресурсе, то такие хранилища подойдут для домашнего использования видео, или небольших организаций. Следует отметить, что ни одна серьезная система, в облаке работать не будет. Это относится и к качественной видеоаналитике. Поэтому, для масштабных проектов с использованием видео-файлов, необходимо ориентироваться на платные многофункциональные платформы, предназначенные для построения систем видеонаблюдения. Такие продукты оснащены мощными функциями видео анализа, поиска в архиве и множеством других элементов.
Список использованных источников: