Мобильный банкинг — это возможность управлять банковскими счетами, картами и иными банковскими продуктами через мобильный телефон. Современный мобильный банкинг является наследником одновременно и устаревающего сейчас SMS-банкинга и, наоборот, бурно развивающегося интернет-банкинга [3].
Главный тренд развития мобильного банкинга сегодня – это платежные приложения для смартфонов. Главное преимущество мобильных платежей заключается в том, что их можно совершить, когда это срочно необходимо, когда для этого возникло время (в пробке или на совещании), когда человеку лень совершать дополнительные движения (действие с компьютером - это уже работа, а телефон можно задействовать, не вставая с дивана) [8].
Основное значение мобильных платежей не только в их оперативности - срочность нужна не всегда - а именно в возможности совершить их в любое время и из любого места. Это вопрос моментального удовлетворения желания, что важнее некой необходимости”, - говорит Ирина Босова, начальник отдела маркетинга и внешних связей “Системы А3” [8].
В настоящее время на пути развития данного вида банкинга имеются препятствия экономического и организационного характера.
Первая проблема связана с невозможностью для банка полностью контролировать ценовую политику при продвижении своей услуги (поскольку завышенные клиентские платежи за пользование мобильным банкингом могут сделать сервис невостребованным).
Вторая – с отсутствием стандартизированных решений и технологий (мобильный банкинг сегодня возможен лишь в пределах сети «своего» сотового оператора) и медленным распространением систем мобильной коммерции (например, по сравнению с торговлей через Интернет) из-за не разработанности международных стандартов, регламентирующих архитектуру мобильных систем, и невозможности разграничения интересов [5].
А также следует отметить что причинами отставания в сфере мобильных платежей являются еще и ряд законодательных затруднений, и отсутствие действительно универсальной инфраструктуры для осуществления платежных операций, и особенности местного менталитета, поскольку по-прежнему среди населения альтернативные способы оплаты нельзя назвать популярными, а многие даже не знают о подобных возможностях. Многие эксперты считают мобильный банкинг наиболее перспективным электронным каналом доставки банковских услуг, поскольку он позволяет реализовать маркетинговую концепцию «банк, который всегда с тобой»: пользователи мобильных телефонов – наиболее активная и перспективная для банков часть общества. Иными словами, развитие мобильной связи открывает перед банками новую возможность выйти на розничный рынок, не вкладываясь при этом в развитие филиальной сети [5].
Российские финансисты на данном этапе развивают взаимовыгодные отношения с сотовыми операторами. Речь идет о совместной работе с клиентами по предоставлению услуг мобильного банкинга. Учитывая, что транзакции такого рода обходятся в среднем на 15–20% дешевле традиционных, владельцы сотовых трубок, получив доступ к этому полезному сервису, имеют шанс сэкономить.
В России мобильными банками пользуются 18 млн. человек в возрасте от 18 до 64 лет. 89% пользователей мобильного банка пользуются и интернет-банком тоже, причем 17% из них пользуются мобильным банком чаще, чем интернет-банком [4].
Одним из важных преимуществом мобильного банкинга по сравнению с интернет-банкингом является высокая степень персонификации: любой мобильный сервис позволяет устанавливать с клиентом личный контакт.
Мобильный банкинг – это высокотехнологичный банковский сервис. Он удобен, безопасен и надежен, так как имеет многоступенчатую систему защиты. Во-первых, каждая финансовая операция подтверждается вводом PIN-кода, который проверяется непосредственно SIM-картой и не передается по каналам связи. В случае неправильного троекратного ввода PIN-кода банковское приложение на SIM-карте блокируется. Во-вторых, при совершении любой операции формируется электронная подпись клиента. В-третьих, все операции проходят авторизацию в процессинговом центре банка, во время которой производятся идентификация клиента и проверка его электронной подписи, а также проверка достаточности средств для совершения операции [5].
Согласно установочному исследованию дистанционных банковских услуг 200 крупнейших российских банков, проведенному агентством Markswebb Rank & Report в январе 2012 года, 27% банков предлагают своим клиентам физическим лицам хотя бы один мобильный интерфейс для управления счетами [6].
С точки зрения информационных возможностей основной недостаток большинства существующих систем мобильного банкинга — отсутствие полноценного доступа к истории транзакций. Лишь 11 исследованных мобильных интерфейсов 6 банков предлагают просмотр истории транзакций без ограничений. Остальные 33 интерфейса 16 банков дают информацию с сильными ограничениями: либо по количеству транзакций (последние N транзакций), либо по дате (транзакции за последние N дней), либо по обоим критериям [3].
С точки зрения платежных возможностей наиболее характерный минус российских мобильных банков — это невозможность совершить перевод физическому лицу в другой банк. Перевод по произвольным реквизитам возможен только в 15 исследованных мобильных интерфейсах 7 банков. Переводы физическому лицу по шаблону, созданному в интернет-банке, возможны чуть более широкому кругу — такую возможность предоставляют уже 22 исследованных мобильных интерфейса 10 банков, включая Альфа-Банк и Ситибанк, в мобильных банках которых внешние переводы возможны только по заранее созданным шаблонам [3].
Подобная картина наблюдается и с внутренними переводами. Функция перевода средств между собственными счетами с конвертацией валюты реализована только в 23 мобильных интерфейсах 12 банков.
По результатам исследования e-Finance User Index 2016 аналитики Markswebb Rank & Report выявили следующие статистики:
Рис.1 Аудитория, пользующаяся интернет-банкингом и мобильным- банкингом в 2016 г (за полугодие).
На рис.1 представлено процентное соотношение всех пользователей и, из них 89% пользователей используют интернет-банкинг и мобильный банкинг, а 11% вообще не используют интернет-банкинг.
Мобильными банковскими приложениями для смартфонов и планшетов в России пользуются 18,1 млн. человек, или 33% российской интернет-аудитории. Как и в случае с интернет-банкингом, доминирующий по количеству пользователей мобильный банк — мобильные приложения Сбербанка: ими пользуются 14 млн. человек или 78% всей аудитории мобильного банкинга. Второе, третье и четвертое места занимают мобильные приложения ВТБ24, Альфа-Банка и Банка Тинькофф, которыми пользуются 8%, 6% и 5% пользователей мобильного банкинга в России [2].
Рис.2 Топ 10 мобильных банков по количеству пользователей в 2016 г (за полугодие)
Как видно из рисунка 2, львиная доля (78%) приходиться на пользователей Сбербанка России. Второе по списку BTБ 24 - 7.9%, а третье у Альфа-Банка -5,7 %. На остальные банки приходится всего лишь от 1,5% до 5,3%.
С точки зрения активности использования для оплаты услуг мобильные банковские приложения заметно отстают от интернет-банков. Так, оплату жилищно-коммунальных услуг в интернет-банке проводят 47% пользователей интернет-банкинга, а в мобильном банке – только 24%. Налоговые платежи и оплату штрафов ГИБДД в интернет-банке совершают 20% и 15% пользователей интернет-банкинга соответственно, а в мобильном банке — 8% и 11% [2].
Рис. 3 Пользователи мобильного банкинга, совершающие платежи в среднем за 1 месяц 2016 г
Из всех видов платежей наибольший процент приходится на оплату мобильной связи и услуг мобильных операторов - 74%, далее идёт оплата интернет-44%. А самый низкий процент приходится на оплату иных штрафов -3%.
С другой стороны, мобильные банковские приложения достаточно активно используются для совершения различных переводов. Переводы другим клиентам внутри банка через мобильные приложения совершают 41% пользователей, между своими собственными счетами и картами – 33%, погашают задолженность по кредитным картам и кредитам – 25% [2].
Рис. 4. Пользователи мобильного банкинга, совершившие один перевод в среднем за 1 месяц 2016 г.
Как показано на рисунке 4 из всех переводов, совершивших за месяц наибольший процент приходится перевод другому клиенту внутри банка, который составляет – 41 %. Также 33 % приходится другим переводам между своими счетами внутри банка. На остальные переводы приходится всего лишь от 3% до 25%.
Мобильные банки становятся полноценным инструментом для управления финансами, картами и банковскими продуктами. Подключить его можно будет напрямую в приложении, не используя логин и пароль интернет-банка. Под эффективностью мобильного банка понимается степень удовлетворения потребностей пользователей.
Мобильный банкинг и банкинг в целом будет пытаться переместиться в более привычные для клиентов среды — чаты и мессенджеры (Telegram, Facebook, Viber и т.д.). Традиционные платежи будут заменяться автоплатежами, когда операция на оплату или перевод средств инициируется получателем платежа, а владельцу карты остается только увидеть уведомление и одобрить операцию [6].
По результатам проведенного Business Mobile Banking Rank исследования эффективности 13 мобильных банков для малого бизнеса, лучшие приложения в 2017 году по Android и iPhone сделали:
Точка Банк (88,2%)
Тинькофф Банк (85,3%)
Модульбанк (83,7%) (см. таблицы 1,2).
В них, кроме широких платежных и информационных возможностей, реализовано управление тарифным планом, настройка уведомлений, встроенная бухгалтерия для УСН 6% и онлайн-чат, через который можно решить любой вопрос по банковскому обслуживанию [1].
Преимущественно ко всем мобильным банкам, кроме аутсайдеров рейтинга, можно получить доступ без дополнительных действий в интернет-банке, а вход реализован по короткому коду и отпечатку пальца. В самих приложениях есть возможность отправлять платежи, экспортировать реквизиты и выписку. В мобильном банке Сбербанка и ВТБ24 можно поменять валюту, а в приложениях Альфа-Банка и СКБ Банка есть распознавание счетов на оплату, возможность открыть дополнительный счет и заказать карту [1].
На фоне ближайших конкурентов приложение отличается возможностями управления эквайрингом и зарплатным проектом, а также наличием интерфейса для работы с документами валютного контроля.
Для ИП однозначного лидера среди лучших мобильных банков выделить сложнее: в большинстве мобильных банков, которые приняли участие в исследовании, реализован базовый функционал — возможность работать с выпиской и отправлять платежи. В борьбе за клиентов-ИП на первый план выходит качество и глубина реализации этих функций.
Таблица 1
Рейтинг эффективности мобильных банков для ИП (iPhone)
Место |
Банк |
Оценка* |
1 |
Точка Банк |
88,2 |
2 |
Тинькофф Банк (Тинькофф Бизнес) |
85,3 |
3 |
Модульбанк |
83,7 |
4 |
Альфа-Банк (Альфа-Бизнес) |
62,4 |
5 |
СКБ-Банк (СКБ Бизнес) |
60 |
6 |
Сбербанк (Сбербанк Бизнес Онлайн) |
53,6 |
7 |
ВТБ24 (Бизнес Онлайн) |
51,2 |
8 |
Совкомбанк (ЧатБанк) |
48,6 |
9 |
Промсвязьбанк (Мой Бизнес) |
47,6 |
10 |
Райффайзенбанк (Elbrus) |
45,2 |
11 |
Бинбанк (Бинбанк Бизнес) |
39,3 |
12 |
ВТБ (ВТБ БМ Бизнес) |
26,6 |
13 |
УБРиР (УБРиР Бизнес 365) |
19,9 |
Место |
Банк |
Оценка* |
1 |
Тинькофф Банк (Тинькофф Бизнес) |
85,2 |
2 |
Точка Банк |
85,2 |
3 |
Модульбанк |
83,1 |
4 |
СКБ-Банк (СКБ Бизнес) |
62,1 |
5 |
Альфа-Банк (Альфа-Бизнес) |
59,4 |
6 |
Сбербанк (Сбербанк Бизнес Онлайн) |
55,5 |
7 |
ВТБ24 (Бизнес Онлайн) |
47,8 |
8 |
Промсвязьбанк (Мой Бизнес) |
43,6 |
9 |
Совкомбанк (ЧатБанк) |
43,6 |
10 |
Райффайзенбанк (Elbrus) |
42,8 |
11 |
Бинбанк (Бинбанк Бизнес) |
37,4 |
12 |
ВТБ (ВТБ БМ Бизнес) |
21,2 |
13 |
УБРиР (УБРиР Бизнес 365) |
20,6 |
В таблице 2, в рейтинге эффективности мобильных банков для ИП (Android) Тинькофф Банк занимает 1 место, тогда как для ИП (iPhone) он занимает 2 место. Мобильный банк УБРиР отстаёт от лидера приблизительно более чем в 4 раза. Мобильные банки для ИП (Android) Бинбанк, ВТБ и УБРиР сохранили за собой те же места, которые они занимали для ИП (iPhone).
Набор функций, доступных клиенту в мобильных банках Бинбанка (11 место), ВТБ (12 место) и УБРиР (13 место), значительно меньше: платежные возможности очень ограничены. Фактически, можно только посмотреть остаток по счету и получить выписку.
Список использованных источников:
e-Finance User Index 2016 [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://markswebb.ru/e-finance/e-finance-user-index-2016/
Mobile Banking Rank 2012» - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://www.banki.ru/news/research/?id=3969898
Mobile Banking Rank 2016 - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://markswebb.ru/e-finance/mobile-banking-rank-2016/
Возможности использования мобильного банкинга на российском рынке финансовых услуг. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://xreferat.com/7/904-1-vozmozhnosti-ispol-zovaniya-mobil-nogo-bankinga-na-rossiiyskom-rynke-finansovyh-uslug.html
Мобильный банкинг. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://www.mobilebanking-sberbank.ru/blog/mobilnyj_banking_pokorenie_rossii/2012-02-07-8
Притула П. Мобильный банкинг в России: удобен, но опасен? http://www.infosecurity.ru/_gazeta/content/110617/art1.shtml
Шатилин И. Мобильные платежи в России: каковы перспективы? - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://www.tdaily.ru/news/glavnye-novosti/22230