СОСТОЯНИЕ МОБИЛЬНОГО БАНКИНГА В РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОСТОЯНИЕ МОБИЛЬНОГО БАНКИНГА В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Мобильный банкинг начинает свою „летопись “с 1992 г., когда банк Финляндии Merita Nordbanken Group запустил в коммерческую эксплуатацию собственноручно созданные сервисы. Создание первых банковских мобильных сервисов в России относят к началу 2000-х гг. По информации MForum Analytics, оборот российского рынка мобильного банкинга и интернет-банкинга в 2008 г. составлял 20,4 млрд. руб. Рост относительно предшествующего 2007 года составил 54% [6].

Мобильный банкинг — это возможность управлять банковскими счетами, картами и иными банковскими продуктами через мобильный телефон. Современный мобильный банкинг является наследником одновременно и устаревающего сейчас SMS-банкинга и, наоборот, бурно развивающегося интернет-банкинга [3].

Главный тренд развития мобильного банкинга сегодня – это платежные приложения для смартфонов. Главное преимущество мобильных платежей заключается в том, что их можно совершить, когда это срочно необходимо, когда для этого возникло время (в пробке или на совещании), когда человеку лень совершать дополнительные движения (действие с компьютером - это уже работа, а телефон можно задействовать, не вставая с дивана) [8].

Основное значение мобильных платежей не только в их оперативности - срочность нужна не всегда - а именно в возможности совершить их в любое время и из любого места. Это вопрос моментального удовлетворения желания, что важнее некой необходимости”, - говорит Ирина Босова, начальник отдела маркетинга и внешних связей “Системы А3” [8].

В настоящее время на пути развития данного вида банкинга имеются препятствия экономического и организационного характера.

Первая проблема связана с невозможностью для банка полностью контролировать ценовую политику при продвижении своей услуги (поскольку завышенные клиентские платежи за пользование мобильным банкингом могут сделать сервис невостребованным).

Вторая – с отсутствием стандартизированных решений и технологий (мобильный банкинг сегодня возможен лишь в пределах сети «своего» сотового оператора) и медленным распространением систем мобильной коммерции (например, по сравнению с торговлей через Интернет) из-за не разработанности международных стандартов, регламентирующих архитектуру мобильных систем, и невозможности разграничения интересов [5].

А также следует отметить что причинами отставания в сфере мобильных платежей являются еще и ряд законодательных затруднений, и отсутствие действительно универсальной инфраструктуры для осуществления платежных операций, и особенности местного менталитета, поскольку по-прежнему среди населения альтернативные способы оплаты нельзя назвать популярными, а многие даже не знают о подобных возможностях. Многие эксперты считают мобильный банкинг наиболее перспективным электронным каналом доставки банковских услуг, поскольку он позволяет реализовать маркетинговую концепцию «банк, который всегда с тобой»: пользователи мобильных телефонов – наиболее активная и перспективная для банков часть общества. Иными словами, развитие мобильной связи открывает перед банками новую возможность выйти на розничный рынок, не вкладываясь при этом в развитие филиальной сети [5].

Российские финансисты на данном этапе развивают взаимовыгодные отношения с сотовыми операторами. Речь идет о совместной работе с клиентами по предоставлению услуг мобильного банкинга. Учитывая, что транзакции такого рода обходятся в среднем на 15–20% дешевле традиционных, владельцы сотовых трубок, получив доступ к этому полезному сервису, имеют шанс сэкономить.

В России мобильными банками пользуются 18 млн. человек в возрасте от 18 до 64 лет. 89% пользователей мобильного банка пользуются и интернет-банком тоже, причем 17% из них пользуются мобильным банком чаще, чем интернет-банком [4].

Одним из важных преимуществом мобильного банкинга по сравнению с интернет-банкингом является высокая степень персонификации: любой мобильный сервис позволяет устанавливать с клиентом личный контакт.

Мобильный банкинг – это высокотехнологичный банковский сервис. Он удобен, безопасен и надежен, так как имеет многоступенчатую систему защиты. Во-первых, каждая финансовая операция подтверждается вводом PIN-кода, который проверяется непосредственно SIM-картой и не передается по каналам связи. В случае неправильного троекратного ввода PIN-кода банковское приложение на SIM-карте блокируется. Во-вторых, при совершении любой операции формируется электронная подпись клиента. В-третьих, все операции проходят авторизацию в процессинговом центре банка, во время которой производятся идентификация клиента и проверка его электронной подписи, а также проверка достаточности средств для совершения операции [5].

Согласно установочному исследованию дистанционных банковских услуг 200 крупнейших российских банков, проведенному агентством Markswebb Rank & Report в январе 2012 года, 27% банков предлагают своим клиентам физическим лицам хотя бы один мобильный интерфейс для управления счетами [6].

С точки зрения информационных возможностей основной недостаток большинства существующих систем мобильного банкинга — отсутствие полноценного доступа к истории транзакций. Лишь 11 исследованных мобильных интерфейсов 6 банков предлагают просмотр истории транзакций без ограничений. Остальные 33 интерфейса 16 банков дают информацию с сильными ограничениями: либо по количеству транзакций (последние N транзакций), либо по дате (транзакции за последние N дней), либо по обоим критериям [3].

С точки зрения платежных возможностей наиболее характерный минус российских мобильных банков — это невозможность совершить перевод физическому лицу в другой банк. Перевод по произвольным реквизитам возможен только в 15 исследованных мобильных интерфейсах 7 банков. Переводы физическому лицу по шаблону, созданному в интернет-банке, возможны чуть более широкому кругу — такую возможность предоставляют уже 22 исследованных мобильных интерфейса 10 банков, включая Альфа-Банк и Ситибанк, в мобильных банках которых внешние переводы возможны только по заранее созданным шаблонам [3].

Подобная картина наблюдается и с внутренними переводами. Функция перевода средств между собственными счетами с конвертацией валюты реализована только в 23 мобильных интерфейсах 12 банков.

По результатам исследования e-Finance User Index 2016 аналитики Markswebb Rank & Report выявили следующие статистики:

Рис.1 Аудитория, пользующаяся интернет-банкингом и мобильным- банкингом в 2016 г (за полугодие).

На рис.1 представлено процентное соотношение всех пользователей и, из них 89% пользователей используют интернет-банкинг и мобильный банкинг, а 11% вообще не используют интернет-банкинг.

Мобильными банковскими приложениями для смартфонов и планшетов в России пользуются 18,1 млн. человек, или 33% российской интернет-аудитории. Как и в случае с интернет-банкингом, доминирующий по количеству пользователей мобильный банк — мобильные приложения Сбербанка: ими пользуются 14 млн. человек или 78% всей аудитории мобильного банкинга. Второе, третье и четвертое места занимают мобильные приложения ВТБ24, Альфа-Банка и Банка Тинькофф, которыми пользуются 8%, 6% и 5% пользователей мобильного банкинга в России [2].

Рис.2 Топ 10 мобильных банков по количеству пользователей в 2016 г (за полугодие)

Как видно из рисунка 2, львиная доля (78%) приходиться на пользователей Сбербанка России. Второе по списку BTБ 24 - 7.9%, а третье у Альфа-Банка -5,7 %. На остальные банки приходится всего лишь от 1,5% до 5,3%.

С точки зрения активности использования для оплаты услуг мобильные банковские приложения заметно отстают от интернет-банков. Так, оплату жилищно-коммунальных услуг в интернет-банке проводят 47% пользователей интернет-банкинга, а в мобильном банке – только 24%. Налоговые платежи и оплату штрафов ГИБДД в интернет-банке совершают 20% и 15% пользователей интернет-банкинга соответственно, а в мобильном банке — 8% и 11% [2].

Рис. 3 Пользователи мобильного банкинга, совершающие платежи в среднем за 1 месяц 2016 г

Из всех видов платежей наибольший процент приходится на оплату мобильной связи и услуг мобильных операторов - 74%, далее идёт оплата интернет-44%. А самый низкий процент приходится на оплату иных штрафов -3%.

С другой стороны, мобильные банковские приложения достаточно активно используются для совершения различных переводов. Переводы другим клиентам внутри банка через мобильные приложения совершают 41% пользователей, между своими собственными счетами и картами – 33%, погашают задолженность по кредитным картам и кредитам – 25% [2].

Рис. 4. Пользователи мобильного банкинга, совершившие один перевод в среднем за 1 месяц 2016 г.

Как показано на рисунке 4 из всех переводов, совершивших за месяц наибольший процент приходится перевод другому клиенту внутри банка, который составляет – 41 %. Также 33 % приходится другим переводам между своими счетами внутри банка. На остальные переводы приходится всего лишь от 3% до 25%.

Мобильные банки становятся полноценным инструментом для управления финансами, картами и банковскими продуктами. Подключить его можно будет напрямую в приложении, не используя логин и пароль интернет-банка. Под эффективностью мобильного банка понимается степень удовлетворения потребностей пользователей.

Мобильный банкинг и банкинг в целом будет пытаться переместиться в более привычные для клиентов среды — чаты и мессенджеры (Telegram, Facebook, Viber и т.д.). Традиционные платежи будут заменяться автоплатежами, когда операция на оплату или перевод средств инициируется получателем платежа, а владельцу карты остается только увидеть уведомление и одобрить операцию [6].

По результатам проведенного Business Mobile Banking Rank исследования эффективности 13 мобильных банков для малого бизнеса, лучшие приложения в 2017 году по Android и iPhone сделали:

  1. Точка Банк (88,2%)

  2. Тинькофф Банк (85,3%)

  3. Модульбанк (83,7%) (см. таблицы 1,2).

В них, кроме широких платежных и информационных возможностей, реализовано управление тарифным планом, настройка уведомлений, встроенная бухгалтерия для УСН 6% и онлайн-чат, через который можно решить любой вопрос по банковскому обслуживанию [1].

Преимущественно ко всем мобильным банкам, кроме аутсайдеров рейтинга, можно получить доступ без дополнительных действий в интернет-банке, а вход реализован по короткому коду и отпечатку пальца. В самих приложениях есть возможность отправлять платежи, экспортировать реквизиты и выписку. В мобильном банке Сбербанка и ВТБ24 можно поменять валюту, а в приложениях Альфа-Банка и СКБ Банка есть распознавание счетов на оплату, возможность открыть дополнительный счет и заказать карту [1].

На фоне ближайших конкурентов приложение отличается возможностями управления эквайрингом и зарплатным проектом, а также наличием интерфейса для работы с документами валютного контроля.

Для ИП однозначного лидера среди лучших мобильных банков выделить сложнее: в большинстве мобильных банков, которые приняли участие в исследовании, реализован базовый функционал — возможность работать с выпиской и отправлять платежи. В борьбе за клиентов-ИП на первый план выходит качество и глубина реализации этих функций.

Таблица 1

Рейтинг эффективности мобильных банков для ИП (iPhone)

Место

Банк

Оценка*

1

Точка Банк

88,2

2

Тинькофф Банк (Тинькофф Бизнес)

85,3

3

Модульбанк

83,7

4

Альфа-Банк (Альфа-Бизнес)

62,4

5

СКБ-Банк (СКБ Бизнес)

60

6

Сбербанк (Сбербанк Бизнес Онлайн)

53,6

7

ВТБ24 (Бизнес Онлайн)

51,2

8

Совкомбанк (ЧатБанк)

48,6

9

Промсвязьбанк (Мой Бизнес)

47,6

10

Райффайзенбанк (Elbrus)

45,2

11

Бинбанк (Бинбанк Бизнес)

39,3

12

ВТБ (ВТБ БМ Бизнес)

26,6

13

УБРиР (УБРиР Бизнес 365)

19,9

Как видно в таблице 1 между Тинькофф Банк, Точка Банк и Модульбанк имеется небольшая разница в 2-5 %. Также мобильный банк Альфа-Банк на iPhone занимает 4 место, тогда как на Android занимает 5 место, т.е. мобильный банк Альфа-Банк больше предпочитают на iPhone, чем на Android. Таблица 2 Рейтинг эффективности мобильных банков для ИП (Android)

Место

Банк

Оценка*

1

Тинькофф Банк (Тинькофф Бизнес)

85,2

2

Точка Банк

85,2

3

Модульбанк

83,1

4

СКБ-Банк (СКБ Бизнес)

62,1

5

Альфа-Банк (Альфа-Бизнес)

59,4

6

Сбербанк (Сбербанк Бизнес Онлайн)

55,5

7

ВТБ24 (Бизнес Онлайн)

47,8

8

Промсвязьбанк (Мой Бизнес)

43,6

9

Совкомбанк (ЧатБанк)

43,6

10

Райффайзенбанк (Elbrus)

42,8

11

Бинбанк (Бинбанк Бизнес)

37,4

12

ВТБ (ВТБ БМ Бизнес)

21,2

13

УБРиР (УБРиР Бизнес 365)

20,6

В таблице 2, в рейтинге эффективности мобильных банков для ИП (Android) Тинькофф Банк занимает 1 место, тогда как для ИП (iPhone) он занимает 2 место. Мобильный банк УБРиР отстаёт от лидера приблизительно более чем в 4 раза. Мобильные банки для ИП (Android) Бинбанк, ВТБ и УБРиР сохранили за собой те же места, которые они занимали для ИП (iPhone).

Набор функций, доступных клиенту в мобильных банках Бинбанка (11 место), ВТБ (12 место) и УБРиР (13 место), значительно меньше: платежные возможности очень ограничены. Фактически, можно только посмотреть остаток по счету и получить выписку.

Список использованных источников:

  1. Business Mobile Banking Rank 2017 – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://markswebb.ru/e-finance/business-mobile-banking-rank-2017/
  2. e-Finance User Index 2016 [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://markswebb.ru/e-finance/e-finance-user-index-2016/

  3. Mobile Banking Rank 2012» - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://www.banki.ru/news/research/?id=3969898

  4. Mobile Banking Rank 2016 - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://markswebb.ru/e-finance/mobile-banking-rank-2016/

  5. Возможности использования мобильного банкинга на российском рынке финансовых услуг. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://xreferat.com/7/904-1-vozmozhnosti-ispol-zovaniya-mobil-nogo-bankinga-na-rossiiyskom-rynke-finansovyh-uslug.html

  6. Мобильный банкинг. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://www.mobilebanking-sberbank.ru/blog/mobilnyj_banking_pokorenie_rossii/2012-02-07-8

  7. Притула П. Мобильный банкинг в России: удобен, но опасен? http://www.infosecurity.ru/_gazeta/content/110617/art1.shtml

  8. Шатилин И. Мобильные платежи в России: каковы перспективы? - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://www.tdaily.ru/news/glavnye-novosti/22230

Просмотров работы: 137