Все тенденции фитнеса (а их много) содействуют формированию массового оздоровления населения легкодоступными для любого человека средствами. Из числа разных направлений особенную роль играет силовой фитнес. Силовой фитнес — один из наилучших способов поддержать энергичность и силу до преклонных лет. По этой причине не имеется никаких сомнений, что силовая тренировка как метод фитнес - тренинга станет приобретать со временем все больше последователей.
Целью исследования является разработка индивидуальной фитнес – программы для женщин и девушек 18 - 25 лет.
В этой связи, объектом данного исследования является педагогический процесс индивидуальной оздоровительной силовой тренировки женщин.
Предметом исследования являются особенности физического развития и физической подготовленности женщин 18 - 25 лет, обеспечивающие индивидуальный подход к содержанию фитнес - программ.
Гипотеза - предполагаем, что специально разработанная групповая фитнес – программа позволит повысить силовые способности, женщин и девушек 18 – 25 лет, занимающихся фитнесом.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации данных научно-методической литературы по проблеме особенностей построения тренировочного процесса в фитнесе.
Практическая значимость: был разработан комплекс, направленные на повышение силовой подготовленности женщин – девушек 18 - 25 лет, занимающихся фитнесом, которые могут быть использованы в работе фитнес - клубов.
Исходя из цели исследования, нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы силовой подготовки женщин и девушек 18 - 25 лет, занимающихся фитнесом.
2. Выявить цели и мотивы прихода у женщин и девушек 18 – 25 лет, занимающихся фитнесом.
3. Оценить исходный уровень силовой подготовки женщин и девушек 18 - 25 лет, занимающихся фитнесом и разработать групповую фитнес – программу, которая позволит повысить силовые способности, женщин и девушек 18 – 25 лет, занимающихся фитнесом.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ научно-методической литературы, который позволил выявить актуальность проблемы, определить задачи и методы исследования, разработать организацию исследования;
- проведено педагогическое тестирование, которое позволило определить исходный уровень силовой подготовки девушек и женщин 18 - 25 лет, занимающихся фитнесом;
- анкетный опрос, позволил выявить мотивы и цели прихода в фитнес зал, а также чем был обусловлен выбор зала и тренера.
Исследование проводилось на базе фитнес — клуба «Profitness» г. Кемерово. Сроки проведения: январь – июнь 2017 г. В исследовании приняли участие 13 женщин - девушек в возрасте 18 - 25 лет.
Нами была разработана групповая фитнес - программа для женщин 18 - 25 лет. При этом мы учитывали результаты исходного тестирования уровня физической подготовленности и индивидуальный запрос занимающихся по полученным данным тестирования и анкетного опроса. За основу была взята методика HOT IRON.
По разработанной методике женщины занимались 6 месяцев. Занятия проходили 2 раза в неделю по 60 минут. По завершению исследования было проведено заключительное тестирование, с оценкой прироста показателей.
По проведенному опросу женщин – девушек 18 -25 лет, были получены следующие данные.
Выбор зала для занимающихся в 70% был обусловлен в большей степени удобным расположением с местом проживания или местом работы занимающихся женщин. Остальные 30% выбрали фитнес зал с учетом следующих характеристик: по отзывам подруг и знакомых, приемлемой стоимости услуг, тренерского состава, многообразия тренажеров и наличие беговых дорожек.
Выбор тренера был обусловлен отзывами ранее занимающихся женщин, девушек, мужчин, рекламой, спортивным званием и спортивным опытом.
Цели прихода занимающихся женщин различны, но их можно сгруппировать следующим образом: из 100% занимающихся, 24% приходят скорректировать фигуру, без нацеленности на сброс лишнего веса. 60% приходят с целью сбросить лишний вес. Только 10% хотят стать сильнее и 6% набрать мышечную массу.
Для оценки показателей физического развития, силовой подготовленности, функционального состояния женщин, в исследовании мы опирались на модельные характеристики и критерии, предложенные Татура Юрием Васильевичем [5].
Таблица 1
Оценка уровня подготовленности женщин 18-25 лет,
Показатели |
Ниже среднего |
Средний |
Высокий |
Окружность грудной клетки (см.) |
92,0 - 97,5 |
83,0 - 91,5 |
78,5 - 82,5 |
Окружность талии (см.) |
85,0 - 94,5 |
71,5 - 84,5 |
66,5 - 71,0 |
Масса тела (кг.) |
70,0 - 88,5 |
59,0 - 69,5 |
52,5 - 58,5 |
Жим лежа (кол. раз) |
2 – 8 |
9 – 15 |
16 – 20 |
Присед со штангой (кол. раз) |
5 – 15 |
16 – 25 |
26 – 30 |
В таблице 2 представлены полученные нами данные, на начало исследования, в ходе тестирования женщин – девушек 18-25 лет, принявших участие.
Таблица 2
Оценка уровня силовой подготовки женщин и девушек 18-25 лет, на начало эксперимента
№ |
Окружность грудной клетки (см.) |
Окружность талии (см.) |
Масса тела (кг.) |
Жим лежа 10 кг. (макс. кол. раз) |
Присед со штангой 15 кг. (макс. кол. раз) |
1 |
91,2 |
82,0 |
64,1 |
9 |
17 |
2 |
94,0 |
85,0 |
67,4 |
12 |
16 |
3 |
85,1 |
74,3 |
60,0 |
10 |
17 |
4 |
88,0 |
79,0 |
64,7 |
13 |
19 |
5 |
95,7 |
85,3 |
71,0 |
8 |
11 |
6 |
83,5 |
71,7 |
59,8 |
9 |
16 |
7 |
92,2 |
85,0 |
70,2 |
8 |
14 |
8 |
96,0 |
87,8 |
68,3 |
11 |
18 |
9 |
96,3 |
89,9 |
72,0 |
7 |
13 |
10 |
91,3 |
84,4 |
65,4 |
10 |
20 |
11 |
83,0 |
71,0 |
58,8 |
9 |
20 |
12 |
96,0 |
92,0 |
78,9 |
6 |
11 |
13 |
88,0 |
80,2 |
63,0 |
9 |
18 |
В ходе оценки показателей 13 женщин было выявлено: что 3,1% показателей относятся к высоким, 61,54% к средним и 35,36% к ниже средним показателям уровня подготовленности.
В таблице 3 представлена итоговая оценка уровня подготовленности женщин – девушек 18-25 лет, принявших участие в исследовании, по истечению 6 месяцев занятий по разработанной методике.
Таблица 3
Итоговая оценка уровня силовой подготовки женщин 18-25 лет
№ |
Окружность грудной клетки (см.) |
Окружность талии (см.) |
Масса тела (кг.) |
Жим лежа 10 кг.( макс. кол. раз) |
Присед со штангой 15 кг. ( макс. кол. раз) |
|||||||||
1 |
86,7 |
5,19% |
76,5 |
7,19% |
58,4 |
9,76% |
18 |
50,00% |
27 |
37,04% |
||||
2 |
88,8 |
5,86% |
79,6 |
6,78% |
59,8 |
12,71% |
19 |
36,84% |
26 |
38,46% |
||||
3 |
81,3 |
4,67% |
69,3 |
7,22% |
56,1 |
6,95% |
17 |
41,18% |
26 |
34,62% |
||||
4 |
82,7 |
6,41% |
73,3 |
7,78% |
59,0 |
9,66% |
20 |
35,00% |
30 |
36,67% |
||||
5 |
89,0 |
7,53% |
80,8 |
5,57% |
60,0 |
18,33% |
16 |
50,00% |
26 |
57,69% |
||||
6 |
80,0 |
4,38% |
68,3 |
4,98% |
55,2 |
8,33% |
17 |
47,06% |
27 |
40,74% |
||||
7 |
88,9 |
3,71% |
78,7 |
8,01% |
60,5 |
16,03% |
17 |
52,94% |
26 |
46,15% |
||||
8 |
92,5 |
3,78% |
81,5 |
7,73% |
59,0 |
15,76% |
18 |
38,89% |
30 |
40,00% |
||||
9 |
92,9 |
3,66% |
82,1 |
9,50% |
60,0 |
20,00% |
16 |
56,25% |
27 |
51,85% |
||||
10 |
88,7 |
2,93% |
79,3 |
6,43% |
56,3 |
16,16% |
16 |
37,50% |
28 |
28,57% |
||||
11 |
79,8 |
4,01% |
68,0 |
4,41% |
53,5 |
9,91% |
18 |
50,00% |
29 |
31,03% |
||||
12 |
92,3 |
4,01% |
84,5 |
8,88% |
65,2 |
21,01% |
16 |
62,50% |
26 |
51,69% |
||||
13 |
83,6 |
5,26% |
77,0 |
4,16% |
55,8 |
12,90% |
16 |
43,75% |
28 |
35,71% |
В ходе оценки показателей, спустя 6 месяцев занятий, 13 женщин было выявлено: что 60% показателей относятся к высоким, 35,38% к средним и только 4,62% к ниже – средним показателям.
По итоговым показателям видно, что эффективность методики доказана. Так как разница изначальных и конечных высоких показателей составила 56,9% на прирост, средние сократились на 26,16% и ниже – средние на 30,74%.
Таким образом, примененные тесты для определения индивидуальных показателей подготовленности девушек и женщин 18-25 лет, занимающихся фитнесом, а именно тесты для определения физического развития силовой подготовленности, позволили объективно оценить физическую форму женщин. Полученные нами результаты после проведенного эксперимента указывают на эффективность использования разработанной нами методики. Проведенный анализ научно-методической литературы по вопросам силовой подготовки женщин и девушек 18-25 лет, занимающихся фитнесом, выявил огромное разнообразие методик. Большинство исследователей уделяет внимание в своих работах биохимическому и биомеханическому обоснованиям силовой подготовки. Это, безусловно, доказывает все возрастающее внимание к фитнесу, как к виду физкультурно-оздоровительной деятельности, направленному на сохранение и поддержание здоровья женщин в главном репродукционном периоде. Таким образом, цель, поставленная нами достигнута, гипотеза исследования подтверждена.
Литература:
Дорохов, Р.Н. Подходы к созданию здоровья на стадиях онтогенеза / Р.Н. Дорохов // Журнал российской ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов. - 2006. - С. 17-18.
Ефимчик, С.П. Определение понятия "фитнес" / С.П. Ефимчик, Юсупова Л.А. // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту: материалы Междунар. науч. сес. БГУФК и НИИФКиС РБ по итогам науч.-исслед. работы за 2003 г., Минск, 6-8 апр. 2004 г. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск, 2004. - С. 174-175.
Авербух, М. Двигайся больше, живи дольше / Уник. фитнес-прогр. продления молодости / М. Авербух. - М.: Гранд-Фаир, 2004. - 269 с.
Брунгардт, К. «Бодибилдинг. Тренировка мышц живота» / К. Бруегардт. – М.; АСТ, 2004. – 255с.
Татура, Ю.В. «Фитнес: Тонкости, хитрости и секреты» / Ю.В. Татура – М.: Бук – пресс, 2006. – 352 с.