Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли. Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.
Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития.
Этот процесс требует больших затрат, поиска новых творческих идей их воплощения в новом предприятии и получения конкретного результата в виде товара, продукта, услуги, технологии, приносящих предпринимательский доход.
Для наглядности, проанализируем несколько показателей развития малого предпринимательства в ПФО за период 2013-2016 гг. (таблица 1)
Т а б л и ц а 1 - Число малых предприятий ПФО, единиц
Наименование территории |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Приволжский федеральный округ, в том числе: |
336152 |
358532 |
374237 |
368803 |
Республика Башкортостан |
32445 |
38899 |
40834 |
41603 |
Республика Марий Эл |
6996 |
7603 |
8706 |
9504 |
Республика Мордовия |
6258 |
7146 |
6794 |
7103 |
Республика Татарстан |
45930 |
47900 |
49617 |
48804 |
Удмуртская Республика |
20006 |
196 27 |
20268 |
21602 |
Чувашская Республика |
14185 |
13975 |
14589 |
15805 |
Пермский край |
36440 |
34227 |
35344 |
35506 |
Кировская область |
17748 |
19928 |
22070 |
23601 |
Нижегородская область |
41274 |
38350 |
38604 |
35802 |
Оренбургская область |
17249 |
18064 |
18892 |
19301 |
Пензенская область |
12733 |
17301 |
17475 |
16203 |
Самарская область |
47760 |
52004 |
53271 |
46905 |
Саратовская область |
23396 |
27691 |
30670 |
30906 |
Ульяновская область |
13732 |
15817 |
17103 |
16054 |
Число малых предприятий в ПФО в 2016 г. относительно 2013 г. выросло на 10 %. Наибольший рост за этот период отмечается в таких регионах как Республика Марий Эл, Кировская область, Саратовская область. Наименьшие темпы роста отмечены в Республике Татарстан и Удмуртия. Снижение показателя за исследуемый период можно проследить в Пермском крае, Нижегородской и Самарской областях. В целом за последние два года по ПФО количество субъектов малого бизнеса сократилось на 25 % [5].
Далее рассмотрим динамику среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников малых организаций в регионах ПФО за 2012–2016 гг. (таблица 2) [5].
Как видно из таблицы 2, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников малых предприятий почти всех регионах ПФО увеличивается в исследуемом периоде. Лидером по уровню заработной платы на 2016 года является Пензенская область. На втором месте - Республика Марий Эл, на третьем – Кировская область.
Таблица 2 – Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников малых предприятий ПФО, рублей
Наименование территории |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Республика Башкортостан |
20265 |
22377 |
18322 |
19740 |
20645 |
Республика Марий Эл |
16023 |
18360 |
15596 |
16328 |
18352 |
Республика Мордовия |
15187 |
18101 |
14703 |
15004 |
17508 |
Республика Татарстан |
23234 |
26035 |
25003 |
23943 |
21882 |
Удмуртская Республика |
18241 |
21053 |
16431 |
16277 |
19112 |
Чувашская Республика |
17187 |
19388 |
16294 |
17488 |
18449 |
Пермский край |
21821 |
24716 |
17735 |
18571 |
21388 |
Кировская область |
16932 |
19291 |
17218 |
17725 |
19028 |
Нижегородская область |
20959 |
23573 |
15099 |
16118 |
17119 |
Оренбургская область |
19271 |
21593 |
16106 |
16388 |
17777 |
Пензенская область |
19126 |
20645 |
19242 |
20354 |
24059 |
Самарская область |
20800 |
23470 |
16383 |
17036 |
18518 |
Саратовская область |
18803 |
20668 |
14371 |
14667 |
16325 |
Ульяновская область |
17107 |
19187 |
16438 |
16730 |
18336 |
Основными проблемами, тормозящими развитие малого предпринимательства в республике Мордовия, являются [4]:
слабо ориентированную нормативно-правовую базу;
недостаточное ресурсное обеспечение субъектов малого предпринимательства. Это касается не только финансовых ресурсов, но и информационных, имущественных. Данная проблема включает:
- отсутствие доступа к стартовому капиталу для начала собственного дела;
- отсутствие средств для реализации перспективных инвестиционных проектов;
- недостаточно развитый институт государственной гарантийной поддержки субъектов малого предпринимательства. – неразвитая система информационной поддержки малого предпринимательства;
наличие на практике административных барьеров во взаимоотношениях власти и бизнеса на всех уровнях, что определенным образом сдерживает развитие малого предпринимательства.
отсутствие квалифицированных кадров;
низкий уровень развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Ввиду острой необходимости развития малого предпринимательства в стране и регионах как основного двигателя экономики и повышения конкуренции, государство и региональные органы власти разрабатывает различные программы, направленные на поддержку предпринимательства. Основными целями государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации являются [1]:
1) развитие субъектов малого предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам малого предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов малого предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
7) увеличение доли производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли уплаченных субъектами малого предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Как показывает мировой и отечественный опыт, одним из наиболее эффективных методов государственной поддержки малого предпринимательства является программно-целевой метод. Одно из направлений, которое необходимо развивать, – малое инновационное предпринимательство [2].
В Мордовии действует ряд предприятий, деятельность которых связана с инновациями. Среди них:
- ООО «СОФТРИД» (разработка прикладного программного обеспечения различной направленности, веб-приложений; консалтинг в области разработки программных систем; производство «коробочных» программных продуктов; производство программных продуктов «на заказ»; интеграция программного обеспечения интеллектуальных систем);
- ООО «НОВИСОФТ» (автомобильные, туристические, портативные спутниковые навигаторы);
- ООО «Композитные Технологии» (предложение высоковольтного композитно-алюминиевого провода или «АК», что является новым продуктом для двукратного увеличения мощности существующих сетей передачи электроэнергии и сооружения новых линий передачи. Система внешних композитных систем шпунтовых свай Water Pro TM);
- ООО «НПЦ Манометр» (выпуск приборов для измерения малых давлений, тягонапоромеров и технических манометров класса точности 1.0, 1.5 и 2.5);
- ООО «Информационные технологии в строительстве Саранска» (проектирование, реализация и сопровождение в строительстве технологии «Умный дом» и систем, интегрирующих радиосенсорные и компьютерные технологии для обеспечения сохранности оборудования, инструментов и материалов);
- ГОУ ВПО Научно-исследовательский сектор Мордовского госуниверситета (разработка и производство ионизаторов воздуха-люстр Чижевского, ряда ионизаторов воздуха под общим названием «Аэроион-25», ионизаторов воздуха «Пальма» с вращающимся излучателем (ионизирущим электродом));
- ООО «Феникс-пласт» (производство пластмасс и синтетических смол в первичных формах);
- ООО «Новые Композитные Материалы» (изготовление стеклокомпозита методом пултрузии, используя при этом стекловолокна, пропитанные термоактивными смолами);
- ЗАО «ТРАНСВЕТ» (разработка, производство, реализация светильников для горэлектротранспорта и ж/д транспорта) и др. Для развития малого бизнеса в Мордовии необходимо также совершенствовать систему поддержки малого предпринимательства на местном уровне. Конкретными мерами по развитию малого бизнеса на местном уровне и созданию благоприятного предпринимательского климата могут являться:
- проведение единой политики по развитию и поддержке малого предпринимательства на всей территории муниципального образования;
- организация фонда нежилых помещений в муниципальных образованиях для размещения субъектов малого предпринимательства;
- предоставление рассрочки оплаты права аренды нежилого помещения для субъектов малого предпринимательства (например, на условиях: срок не более двух месяцев с единовременной оплатой первого взноса в размере 50% установленной суммы);
- оказание информационно-консультационных услуг, включая упрощение процедуры регистрации и получения адреса местонахождения;
- создание системы предоставления малым предприятиям услуг централизованного бухучета и аудита на льготных условиях;
- продвижение товаров, работ, услуг местных предприятий;
- помощь в установлении деловых контактов, внешнеэкономических связей;
- формирование сети институтов финансирования, кредитования, страхования;
- открытие торговых домов, ярмарок, бирж и иных структур, обеспечивающих взаимодействие разработчиков, производителей и потребителей новой продукции и технологий.
Одной из актуальных проблем в развитии малого и среднего бизнеса является проблема неналоговых платежей, взимаемых многочисленными органами власти, контролирующими и надзорными органами, муниципальными и государственными предприятиями и учреждениями, в частности, при обращении предпринимателей за получением разрешений и справок, необходимость получения которых установлена нормативными актами. Примерами таких услуг могут служить многочисленные платежи при выделении земельных участков, получении разрешений на торговлю и строительство, присвоение статистических кодов и т.д [3].
Особую проблему в создании эффективно действующего механизма поддержки малого и среднего бизнеса представляет его комплексность. Важным для бизнеса является получение всех необходимых консультаций и услуг в режиме «одного окна». Во многом решению этой проблемы способствовало внедрение на региональном и муниципальном уровне проекта «МФЦ для бизнеса».
В целях повышения доступности получения государственных и муниципальных услуг для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей необходимо разработать концепцию организации деятельности МФЦ, ориентированную на взаимодействие с представителями бизнес-сообщества.
Комплексный подход к оказанию услуг в сфере предпринимательства должен включать в себя не только предоставление государственных и муниципальных, но и сопутствующих услуг. Так, в окнах МФЦ может быть организовано предоставление таких услуг как:
- оказание консультационной поддержки (в части создания бизнеса - регистрация, системы налогообложения, ОКВЭД, лицензирование, памятка по проверкам контролирующих органов);
- организация возможности комплексного получения услуг в рамках жизненной ситуации «Открытие своего дела»;
- оказание юридических услуг (консультирование по вопросам правового характера, составление проектов правоустанавливающих документов (уставы, протоколы, решения, заявления);
- составление бизнес-планов и технико-экономических обоснований;
- предоставление услуг коммерческих банков в части оформления заявок на заключение кредитных договоров, открытие расчетного счета, платежные переводы, кредиты.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что в Мордовии сформирован большой потенциал развития малого предпринимательства, создана система мер поддержки малого бизнеса. Важную роль играет развитие малого инновационного предпринимательства, поэтому важно закладывать основы эффективной структуры экономики с наличием высокотехнологичных наукоемких отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке. Необходимо продолжать проведение последовательной политики по поддержке малого бизнеса, основанной на потребностях предпринимательского сектора и целях государства и региона в данной области.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Глинский В. В. О государственном регулировании малого предпринимательства в России / В. В. Глинский, Л. К. Серга // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2016. – № 19. – С. 2 – 8.
Зубова Л. Г. Малое инновационное предпринимательство в ведущих российских университетах: состояние и факторы различия / Л. Г.Зубова, О. Н. Андреева, О. А. Антропова // Инновации. – 2013. – № 6. – С. 54–63.
Кузнецова А. Ю. Проблемы развития и основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия / А. Ю. Кузнецова, Н. В. Девятаева // Молодой ученый. – 2012. – № 5. – С. 175 – 177.
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Мордовии – Интервью с председателем ГКУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия» Александром Салмовым от 19.04.2013 г. // ИА «Бизнес Мордовии». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bm.binkrm.ru/index.php/faces/6911-19.
Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия [Электронный ресурс] : официальный сайт. – Режим доступа: http://mrd.gks.ru/