РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Курако О.А. 1
1ФГБОУ ВО "Орловский государственный университет экономики и торговли"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день рыночная экономика Российской Федерации (РФ) развивается все более быстрыми темпами. Такое интенсивное развитие напрямую связано с тем, что США и страны Запада в связи с событиями на Украине ввели многочисленные санкции, направленные против России, ее экономики. Был введен запрет на продажи РФ продовольственных, промышленных, медицинских товаров. Именно это послужило довольно мощным толчком, побудившим экономику страны развиваться и дальше, перестать быть импортоориентированной и стать импортозамещаемой, т.е. стараться замещать импортные товары на товары, произведенные внутри страны, оказывать всестороннюю поддержку национальным производителям. Для этого абсолютно всем предприятиям необходимо изменить принципы своей работы, выявить существующие плюсы и минусы, найти возможности устранения существующих недостатков, в общем найти решения многочисленных проблем. К числу данных проблем можно отнести следующие:
  • ограниченность ресурсов, которые необходимых для полноценной работы предприятия;

  • высокий уровень конкуренции между предпринимателями;

  • нехватка источников, осуществляющих денежное финансирование всей работы предприятия;

  • платежный кризис.

Чтобы решить выше представленные проблемы и не только их, организации должны в своей работе использовать то, что называется анализ финансового состояния. Именно он позволяет выявить как сильные, так и слабые стороны в работе предприятия, найти пути по их устранению, донести до руководства ошибочность того или иного управленческого решения.

Под понятием «финансовое состояние предприятия» (ФСП) понимают особую экономическую категорию, отражающую состояние капитала организации при его постоянном кругообороте, а также возможность данной организации на определенный момент времени продолжать свое дальнейшее развитие [5]. ФСП показывает уровень деловой активности, конкурентоспособности и надежности компании.

Анализ финансового состояния организации очень важен при проведении различных экономических исследований. Благодаря ему можно обосновать необходимость и правильность принятия решений в таких видах деятельности предприятия, как: хозяйственная, инвестиционная и финансовая.

При проведении данного анализа на предприятии можно оценить компанию буквально со всех сторон, найти сильные и слабые стороны. На рисунке 1 показана информация, которая возникает при проведении анализа финансового состояния предприятия. Благодаря ей можно увидеть целостную картину состояния любой организации.

Рисунок 1 – Выводы по проведению анализа финансового состояния предприятия

Итоги данного анализа помогают найти способы, которые способны улучшить финансовое положение компании в данный момент времени.

У данного анализа есть свой предмет, цель и задачи.

Предмет: проведение анализа по результатам деятельности предприятия, состоянию и использованию основных фондов предприятия, размер его затрат на производство и реализацию готовой продукции, оценка эффективности его деятельности.

Цель: увеличение эффективности работы организации, увеличить которую возможно благодаря системному изучению всей работы предприятия и обобщения результатов по ней [1].

Проведение такого анализа позволяет решить следующие задачи:

  • выявить реальное состояние предприятия;

  • изучить состав и свойства организации, сравнить как их с базовыми характеристиками, так и с нормативными значениями;

  • выявить какие – либо изменения в состоянии объектов в течение конкретного периода времени;

  • выявить основные факторы, вызывающие данные изменения в объектах, а также произвести учет таких факторов;

  • сделать прогноз тенденций по состоянию предприятия.

Для проведения такого всестороннего анализа, как правило, используются многочисленные документы предприятия, среди которых наиболее важное место занимают статистическая, бухгалтерская и налоговая отчетность.

Анализ финансового состояния предприятия проводится в основном для двух крупных групп пользователей данной информации – внешних, к которым относятся инвесторы, поставщики и подрядчики, кредиторы, банки, т.е. те пользователи, которые по результатам данного анализа принимают решение о том, стоит ли им вести общие дела с данной организацией или нет, и внутренних. К данным пользователям принято относить руководство самой организацией, менеджеров, в общем внутренних работников предприятия. Благодаря данному анализу руководство меняет курс развития предприятия в изменившихся внешних условиях, ищет новые пути выгодного вложения денежных средств, аккумулирует все имеющиеся ресурсы для более продуктивной работы компании и т.д.

Провести такой анализ можно двумя способами:

  • изучить только наиболее значимые показатели в работе предприятия, и по рассчитанным данным сделать поверхностные выводы о положении предприятия, не акцентрируясь на мелких деталях, но, к сожалению, данный вид анализа не позволяет увидеть картину полностью, а только определенные черты, так сказать крупные детали без наличия мелких;

  • а второй способ позволяет изучить состояние организации более полно, рассмотреть, так сказать, все под микроскопом, выявить полный перечень существующих недостатков, чтобы затем найти возможности, пути по их решению.

Для того, чтобы понять финансовое положение предприятия, можно использовать шесть различных видов анализа, таких как:

  • горизонтальный;

  • вертикальный;

  • трендовый;

  • метод финансовых коэффициентов;

  • сравнительный;

  • факторный.

Для каждого из выше представленных видов анализа используется определенная информация, рассчитываются необходимые показатели, и каждый такой анализ позволяет оценить состояние компании с определенной стороны.

Показатели, которые используются при проведении анализа, представляют собой совокупность аналитической информации, которая представлена в цифровой форме. Помимо этого, данные показатели должны быть простыми для пользователей, т.е. совершенно понятными. Они должны помогать пользователям, которые изучают отчет по финансовой устойчивости какого – либо конкретного предприятия, решить вопрос о возможности или невозможности дальнейшего сотрудничества с данным предприятием [5].

Показатели, которые применяются при проведении анализа финансового состояния предприятия, подразделяются на два вида:

  • абсолютные;

  • относительные.

Вся совокупность абсолютных и относительных показателей представлена на рисунке 2.

При проведении анализа финансовой устойчивости предприятия в большинстве случаев используются относительные показатели, так как при высоком уровне инфляции абсолютные показатели довольно трудно сопоставить [7].

На сегодняшний день существует четыре вида финансовой устойчивости – это абсолютная, нормальная, неустойчивая и кризисная. Каждое из этих названий уже содержит в себе определенную характеристику предприятия. Так абсолютно устойчивое предприятие независимо ни от каких – либо факторов, оно самостоятельно в состоянии обеспечивать свою деятельность [6,7].

Нормальная финансовая устойчивость означает, что в работе задействованы не только собственные источники финансирования, но и заемные.

Неустойчивое финансовое положение характеризует предприятие, обладающее низким уровнем платежеспособности, т.е. оно не в состоянии самостоятельно обеспечивать себя, свою работу, оно зависимо от своих кредиторов.

Рисунок 2 – Показатели, применяемые в ходе анализа финансового состояния предприятия

При кризисном финансовом состоянии предприятие находится на грани банкротства, т.е. в скором времени оно перестанет осуществлять какую – либо деятельность [8].

Если предприятие может эффективно функционировать, осуществлять различные платежи вовремя, самостоятельно финансировать свою деятельность, то все это говорит о том, что финансовое состояние данного предприятия находится на хорошем уровне. Уровень финансового состояния любой организации напрямую зависит от результатов его работы в таких видах деятельности, как:

  • производственной;

  • коммерческой;

  • финансовой [10].

Если положение предприятия устойчиво, то этот факт благотворно влияет на выполнение им различных производственных планов. Так как от того, как выполняются данные планы полностью зависит получение компанией максимально возможной прибыли.

Финансовая устойчивость является показателем, который характеризует положение организации. Предприятие обладает финансовой устойчивостью, если оно может покрывать своими средствами, как правило, не менее 50% различных финансовых ресурсов, которые нужны для осуществления хозяйственной деятельности предприятия.

Финансовая устойчивость предприятия показывает превышение доходов над расходами организации.

Именно анализ финансового состояния предприятия является самым важным условием для правильного и выгодного управления всеми финансами предприятия. Он позволяет сделать работу предприятия более прибыльной, а само предприятие более конкурентоспособны, способным противостоять изменяющейся внешней среде, политической ситуации, царящей в стране на тот или иной момент времени.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод том, что анализ финансового состояния предприятия необходим для правильного, эффективного управления финансовыми ресурсами организации. Используя в работе предприятия анализ финансового состояния, можно не только оценить положение собственной компании, но и сравнить показатели, рассчитанные в ходе анализа, с показателями конкурентов, с той целью, чтобы выявить слабые стороны в работе организации и провести работу по их устранению. Это повлияет как на деятельность предприятий, так, в общем, и на всю страну целиком, т.е. поставит ее экономику на более высшую ступень развития, чем та, которая существовала до этого.

Список литературы:

  1.  
    1. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебное пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев. – M.: Финансы и статистика. 2015. – 529 с.

    2. Артеменко В.Г., Остапова В.В. Анализ финансовой отчетности [Текст]: учебное пособие / В.Г. Артеменко, В.В. Остапова– М.: Омега-Л, 2014. – 436 с.

    3. Баканов М.И. Теория экономического анализа [Текст]: учебное пособие /М.И. Баканов – М.: Финансы и статистика, 2015. – 416 с.

    4. Одинцов, В.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебное пособие/ В.А.Одинцов. - М.: Академия, 2016. - 252 с.

    5. Парушина Н.В. Инновационные методики и технологии учета, анализа, статистики и менеджмента в сфере предпринимательства и услуг// Научные записки ОрелГИЭТ.2012. № 1 (5). С. 13-18.

    6. Парушина Н.В. Анализ финансовых результатов по данным бухгалтерской отчетности //Бухгалтерский учет. 2002. № 5.

    7. Парушина Н.В., Лытнева Н.А. Анализ данных для управления сельскохозяйственным производством // Вестник аграрной науки. 2017. № 6 (69). С. 148-157.

    8. Региональное управление экономикой. Сибирская Е.В., Парушина Н.В., Лытнева Н.А., Строева О.А., Сухорукова О.А., Ершова И.Г., Ляпина И.Р., Илюхина Н.А., Боброва Е.А., Кыштымова Е.А., Ефименко И.С., Семенов С.Г., Климошенко М.И., Казора О.Л., Иванеева Е.В., Федорова С.Н., Гонюкова Е.В., Положенцева Ю.С. коллективная монография / под общей редакцией Сибирской Е. В.. Воронеж, 2010

    9. Парушина Н.В., Губина О.В., Калабухина М.В. Формирование и использование показателей бухгалтерской отчетности организаций в управлении и экономическом анализе //Экономическая среда. 2016. № 1 (15). С. 6-13.

    10. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебник / Г. В. Савицкая. – М.: Инфра-М, 2014. – 534 с.

Просмотров работы: 63