Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей [2, 4, 6, 7]. К информационным технологиям (ИТ) подготовки студентов относятся: импринтинговые обзорные занятия, (видеофильмы видеолекции, видеозапись занятий), электронные учебники; компьютерное тестирование, глоссарное и алгоритмическое обучение, слайд лекции, дистанционные консультации, спортивные терминологии, практические занятия; коллективные тренинги, телеэссе [1-7].
На смену отдельным формам и методам обучения, делающим процесс обучения разорванным на части, приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения, в частности.
Целью работы является моделирование учебного процесса студентов-бакалавров по дисциплине «Физическая культура (гимнастика)».
Результаты исследования. Согласно установкам педагогической психологии и спортивной педагогики, моделирование деятельности как метод организации учебного процесса составляет основу рационализации и повышения эффективности (совершенствования) тех методов и средств, которые необходимы для обучения и воспитания в спорте.
Моделирование деятельности – это процесс мысленного созидания («проигрывания») будущей деятельности в предполагаемых условиях.
Использование моделей в ходе обучения повышает возможность эффективно управлять учебно-тренировочным процессом. Такая система передачи знаний обеспечивает создание проблемной ситуации, организацию обратной связи и получение объективных сведений о качестве усвоения изучаемого материала.
В эксперименте приняли участие 44 студента 3-го курса, в возрасте 19-20 лет. Эксперимент проводили в спортивном комплексе «Дружба», в зале оздоровительной гимнастики, в соответствии с расписанием учебных занятий, продолжительностью 90 минут. Студенты осваивали следующие гимнастические упражнения: ритмическая гимнастика, вольные и акробатические упражнения.
Мы разработали модель процесса обучения гимнастическим упражнениям (рис. 1) и модель этапов формирования представления о выполнении гимнастического упражнения (рис. 2).
Для проверки эффективности разработанных нами моделей: модели этапов формирования представления о выполнении гимнастического упражнения и модели процесса обучения гимнастическим упражнениям в рамках учебного процесса по предмету «Физическая культура (гимнастика)» студенты вели самостоятельную подготовку к выполнению требований практической части экзамена по дисциплине «Физическая культура (гимнастика с методикой преподавания)».
Выводы. Нами разработана модель этапов формирования представления о выполнении гимнастического упражнения, а также модель процесса обучения гимнастическим упражнениям. В ходе исследования проверена эффективность применения моделей для оптимизации учебного процесс по гимнастике. Выявлены достоверные отличия результатов при внутригрупповом исследовании в индексе интенсивности при выполнении акробатических упражнений (р