По мнению Л.В.Лопатиной, стертая дизартрия – это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Основными жалобами при стертой дизартрии являются невнятная невыразительная речь, нарушение просодики, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах. К недостаткам, которые необходимо корректировать относятся и речевое дыхание, и голосообразование, и воспроизведение звуков и их сочетаний в слогах, словах, и словесные ударения, и соблюдение норм орфоэпии. Немаловажным направлением логопедической работы при коррекции звукопроизношения является непосредственно вызывание конкретного звука, его автоматизация и дифференциация. Речевые нарушения негативно влияют на все психическое развитие ребенка, могут отражаться на его поведении, деятельности, привести к речевому негативизму, к неуверенности в себе, к мнительности, к замкнутости, к проблемам в коллективе.
Учитывая все вышеперечисленные факторы, становится понятным, что ранняя диагностика различных речевых аномалий имеет очень важное значение.
Целью исследования является разработка основных подходов к коррекции звукопроизношения у детей, страдающих стертой дизартрией.
Логопедическое воздействие при дизартрии имеет комплексный характер. Коррекция звукопроизносительной стороны речи сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико – грамматической стороны речи и связного высказывания. В работе сочетаются дифференцированный артикуляционный массаж и гимнастика, логопедическая ритмика, общая лечебная физкультура, физиотерапия и медикаментозное лечение.
Логопедическая работа осуществляется поэтапно:
Первый этап – подготовительный (индивидуальная работа). Его основными целями являются подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, воспитание у ребенка раннего возраста потребности в речевом общении, развитие пассивного словаря, коррекция дыхания, голоса. На этом этапе также важно развитие сенсорных функций, слухового восприятия. Логопедическую работу необходимо совмещать с медикаментозным воздействием, физиолечением, массажем, физкультурой. Таким образом, на этом этапе логопедическую работу нужно проводить по следующим направлениям:
Нормализация тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. Для этого логопед проводит дифференцированный логопедический массаж.
Нормализация моторики артикуляционного аппарата. Для этого логопедом проводятся дифференцированные приемы артикуляционной гимнастики.
Для нормализации голоса проводятся голосовые упражнения, направленные на вызывания более сильного и модулированного по высоте и силе голоса.
Нормализация речевого дыхания проводится с помощью кратковременных упражнений по выработке более длительного, плавного и экономного выдоха.
Нормализация просодики является менее всего разработанной. Просодическая сторона речи детей со стертой дизартрией характеризуется тихим, немодулированным голосом, отсутствием паз и логических ударений, бедностью интонации и другими симптомами просодики.
Для нормализации мелкой моторики логопедом проводится пальцевая гимнастика, которая направлена на выработку тонких дифференцированных движений пальцев рук.Все упражнения первого этапа постепенно усложняются.
Второй этап – формирование новых произносительных навыков. На этом этапе продолжается работа первого этапа. Логопед вырабатывает у ребенка основные уклады органов артикуляции, занимается коррекцией нарушений произносительной стороны речи, вызывание звуков, закрепление звуков, автоматизация, дифференциация. На этом этапе логопедическая работа проводится по следующим направлениям:
Выработка артикуляционных укладов (дорсального, какуминального, альвеолярного, небного). Каждая из этих позиций определяет артикуляцию свистящих, шипящих, сонорных и небных звуков.
Определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения.
Уточнение или различение фонематического слуха.
В следующем направлении логопед работает над постановкой звуков (по подражанию, механически, смешанным способами).
Самым сложным является автоматизация вызванного звука.
Не менее важна и дифференциация поставленных звуков в произношении с оппозиционными фонемами.
Третий этап – выработка коммуникативных умений и навыков. На этом этапе происходит формирование у ребенка навыков самоконтроля. Автоматизация звуков в ситуациях заучивание стихов, поговорок, чистоговорок, составление рассказов, предложений. Этот этап характеризуется также включением в лексический материал просодических средств, различных интонаций, модуляций голоса, изменением темпа, тембра, соблюдением пауз и др.
Одним из сложных направлений работы является формирование навыков самоконтроля.
Традиционным направлением является введение звука речь в учебной ситуации (заучивание стихов, пересказы, рассказы, составление предложений и т.д.).
Специфическим в направлении этого этапа является включение в лексический материал просодических средств, таких как: интонации, модуляции голоса, изменение ритма и темпа речи, тембра голоса, соблюдение пауз.
Четвертый этап логопедической работы - предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии. Имея в виду профилактику вторичных нарушений, следует обеспечить раннюю диагностику дизартрии, определение группы риска по дизартрии, а также организовать раннюю коррекционную работу. Работа над звукопроизносительной стороной речи строится с учетом следующих положений:
Зависит от формы дизартрии, уровня речевого развития, возраста ребенка.
Развитие речевой коммуникации.
Развитие мотивации, стремление к преодолению уже имеющихся нарушений, самоутверждения, саморегуляции, контроля, уверенности в своих силах.
Развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа.
Поэтапность заключается в том, что начинать нужно с тех звуков, артикуляция которых у ребенка является сохранной.
При тяжелых нарушениях, когда речь у ребенка непонятна, работу нужно начинать с изолированных звуков и слогов. Если же речь ребенка относительна понятна и в отдельных словах дефектные звуки произносятся правильно, работа начинается с этих «ключевых слов». Важным является автоматизировать звук во всех контекстах.
Для детей с поражением ЦНС важно предупреждение тяжелых нарушений звукопроизношения с помощью логопедической работы, которую нужно проводить еще в доречевом периоде.
При коррекции звукопроизношения важным является формирование артикуляционного праксиса, правильного произношения. Работу по развитию артикуляционного праксиса следует начинать с уточнения названий органов артикуляции и их частей: корень, спинка, кончик, боковые края языка. Для этого можно подключить тактильные и вкусовые ощущения, зрительный показ.
Далее следует начинать работу по улучшению звучания фонем, произносимых ребенком без искажений. Затем можно приступать к исправлению звуков, которые лучше поддаются коррекции.
По мнению Филичевой Т.Б., основным условием успешно работы является последовательная отработка всех составляющих артикуляции:
Подача воздушной струи.
Выработка голосоподачи.
Подача голосодыхательной струи.
Отрабатывается позиция языка для язычных звуков.
Отрабатывается позиция губ для губных звуков.
Для звуков [л],[л`],[р],[р`] требуется особый, ступенчатый подход.
Автоматизировать следует только хорошо поставленные звуки. Таким образом, основной задачей логопедической работы при дизартрии является развитие и облегчение речевой коммуникации, а не только формирование правильного произнесения звуков.
Используются массаж, игровые приемы игровой терапии в сочетании с индивидуальной работой над артикуляцией, дыханием, фонацией и в дальнейшем коррекцией звукопроизношения, а также над личностью ребенка в целом. При дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа. Успех её в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда, невропатолога и родителей.
Литература:
1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. Учебное пособие для студентов вузов. – Москва: Астрель: Хранитель, 2006. - 319 с.
2. Борозинец, Н.М., Шеховцова Т.С. Лопедические технологии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2008. - стр.20 – 27.
3. Лопатина Л. В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения// Дефектология. –2006.– с.64–70.
4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). Учебное пособие.- 2000.- стр. 2-9.
5. Макарова, Е.В. Современные технологии логопедической работы с детьми, имеющими стертую форму дизартрии// Логопед.- 2011.-№7.-с.27-34.