КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Гасниева С.О. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы можно заметить увеличение числа детей с нарушениями речи, в том числе и со стертой дизартрией. Поэтому проблема изучения особенностей звукопроизношения у детей со стертой дизартрией в настоящее время остается актуальной. Исследованием стертой дизартрии занимались такие авторы, как Е.Ф.Архипова, Е.Н.Винарская, Л.С.Волкова, О.В.Правдина, Л.В.Лопатина и др

По мнению Л.В.Лопатиной, стертая дизартрия – это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Основными жалобами при стертой дизартрии являются невнятная невыразительная речь, нарушение просодики, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах. К недостаткам, которые необходимо корректировать относятся и речевое дыхание, и голосообразование, и воспроизведение звуков и их сочетаний в слогах, словах, и словесные ударения, и соблюдение норм орфоэпии. Немаловажным направлением логопедической работы при коррекции звукопроизношения является непосредственно вызывание конкретного звука, его автоматизация и дифференциация. Речевые нарушения негативно влияют на все психическое развитие ребенка, могут отражаться на его поведении, деятельности, привести к речевому негативизму, к неуверенности в себе, к мнительности, к замкнутости, к проблемам в коллективе.

Учитывая все вышеперечисленные факторы, становится понятным, что ранняя диагностика различных речевых аномалий имеет очень важное значение.

Целью исследования является разработка основных подходов к коррекции звукопроизношения у детей, страдающих стертой дизартрией.

Логопедическое воздействие при дизартрии имеет комплексный характер. Коррекция звукопроизносительной стороны речи сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико – грамматической стороны речи и связного высказывания. В работе сочетаются дифференцированный артикуляционный массаж и гимнастика, логопедическая ритмика, общая лечебная физкультура, физиотерапия и медикаментозное лечение.

Логопедическая работа осуществляется поэтапно:

Первый этап – подготовительный (индивидуальная работа). Его основными целями являются подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, воспитание у ребенка раннего возраста потребности в речевом общении, развитие пассивного словаря, коррекция дыхания, голоса. На этом этапе также важно развитие сенсорных функций, слухового восприятия. Логопедическую работу необходимо совмещать с медикаментозным воздействием, физиолечением, массажем, физкультурой. Таким образом, на этом этапе логопедическую работу нужно проводить по следующим направлениям:

  • Нормализация тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. Для этого логопед проводит дифференцированный логопедический массаж.

  • Нормализация моторики артикуляционного аппарата. Для этого логопедом проводятся дифференцированные приемы артикуляционной гимнастики.

  • Для нормализации голоса проводятся голосовые упражнения, направленные на вызывания более сильного и модулированного по высоте и силе голоса.

  • Нормализация речевого дыхания проводится с помощью кратковременных упражнений по выработке более длительного, плавного и экономного выдоха.

  • Нормализация просодики является менее всего разработанной. Просодическая сторона речи детей со стертой дизартрией характеризуется тихим, немодулированным голосом, отсутствием паз и логических ударений, бедностью интонации и другими симптомами просодики.

  • Для нормализации мелкой моторики логопедом проводится пальцевая гимнастика, которая направлена на выработку тонких дифференцированных движений пальцев рук.Все упражнения первого этапа постепенно усложняются.

Второй этап – формирование новых произносительных навыков. На этом этапе продолжается работа первого этапа. Логопед вырабатывает у ребенка основные уклады органов артикуляции, занимается коррекцией нарушений произносительной стороны речи, вызывание звуков, закрепление звуков, автоматизация, дифференциация. На этом этапе логопедическая работа проводится по следующим направлениям:

  • Выработка артикуляционных укладов (дорсального, какуминального, альвеолярного, небного). Каждая из этих позиций определяет артикуляцию свистящих, шипящих, сонорных и небных звуков.

  • Определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения.

  • Уточнение или различение фонематического слуха.

  • В следующем направлении логопед работает над постановкой звуков (по подражанию, механически, смешанным способами).

  • Самым сложным является автоматизация вызванного звука.

  • Не менее важна и дифференциация поставленных звуков в произношении с оппозиционными фонемами.

Третий этап – выработка коммуникативных умений и навыков. На этом этапе происходит формирование у ребенка навыков самоконтроля. Автоматизация звуков в ситуациях заучивание стихов, поговорок, чистоговорок, составление рассказов, предложений. Этот этап характеризуется также включением в лексический материал просодических средств, различных интонаций, модуляций голоса, изменением темпа, тембра, соблюдением пауз и др.

  • Одним из сложных направлений работы является формирование навыков самоконтроля.

  • Традиционным направлением является введение звука речь в учебной ситуации (заучивание стихов, пересказы, рассказы, составление предложений и т.д.).

  • Специфическим в направлении этого этапа является включение в лексический материал просодических средств, таких как: интонации, модуляции голоса, изменение ритма и темпа речи, тембра голоса, соблюдение пауз.

Четвертый этап логопедической работы - предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии. Имея в виду профилактику вторичных нарушений, следует обеспечить раннюю диагностику дизартрии, определение группы риска по дизартрии, а также организовать раннюю коррекционную работу. Работа над звукопроизносительной стороной речи строится с учетом следующих положений:

  1. Зависит от формы дизартрии, уровня речевого развития, возраста ребенка.

  2. Развитие речевой коммуникации.

  3. Развитие мотивации, стремление к преодолению уже имеющихся нарушений, самоутверждения, саморегуляции, контроля, уверенности в своих силах.

  4. Развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа.

  5. Поэтапность заключается в том, что начинать нужно с тех звуков, артикуляция которых у ребенка является сохранной.

  6. При тяжелых нарушениях, когда речь у ребенка непонятна, работу нужно начинать с изолированных звуков и слогов. Если же речь ребенка относительна понятна и в отдельных словах дефектные звуки произносятся правильно, работа начинается с этих «ключевых слов». Важным является автоматизировать звук во всех контекстах.

  7. Для детей с поражением ЦНС важно предупреждение тяжелых нарушений звукопроизношения с помощью логопедической работы, которую нужно проводить еще в доречевом периоде.

При коррекции звукопроизношения важным является формирование артикуляционного праксиса, правильного произношения. Работу по развитию артикуляционного праксиса следует начинать с уточнения названий органов артикуляции и их частей: корень, спинка, кончик, боковые края языка. Для этого можно подключить тактильные и вкусовые ощущения, зрительный показ.

Далее следует начинать работу по улучшению звучания фонем, произносимых ребенком без искажений. Затем можно приступать к исправлению звуков, которые лучше поддаются коррекции.

По мнению Филичевой Т.Б., основным условием успешно работы является последовательная отработка всех составляющих артикуляции:

  • Подача воздушной струи.

  • Выработка голосоподачи.

  • Подача голосодыхательной струи.

  • Отрабатывается позиция языка для язычных звуков.

  • Отрабатывается позиция губ для губных звуков.

  • Для звуков [л],[л`],[р],[р`] требуется особый, ступенчатый подход.

Автоматизировать следует только хорошо поставленные звуки. Таким образом, основной задачей логопедической работы при дизартрии является развитие и облегчение речевой коммуникации, а не только формирование правильного произнесения звуков.

Используются массаж, игровые приемы игровой терапии в сочетании с индивидуальной работой над артикуляцией, дыханием, фонацией и в дальнейшем коррекцией звукопроизношения, а также над личностью ребенка в целом. При дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа. Успех её в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда, невропатолога и родителей.

Литература:

1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. Учебное пособие для студентов вузов. – Москва: Астрель: Хранитель, 2006. - 319 с.

2. Борозинец, Н.М., Шеховцова Т.С. Лопедические технологии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2008. - стр.20 – 27.

3. Лопатина Л. В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения// Дефектология. –2006.– с.64–70.

4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). Учебное пособие.- 2000.- стр. 2-9.

5. Макарова, Е.В. Современные технологии логопедической работы с детьми, имеющими стертую форму дизартрии// Логопед.- 2011.-№7.-с.27-34.

Просмотров работы: 268