Применение моделирования способствует развитию и формированию у спортсменов логического мышления, т.е. умения рассуждать, сопоставив данные, предлагаемой к решению ситуации, найти необходимый вариант рационального решения.
Цель работы – моделирование технико-тактических действий в дзюдо для спортсменов 15-16 лет.
Результаты исследования. Анализ научно-методической и специальной литературы показал, что под технико-тактическими действиями следует понимать «минимальный перечень обязательных движений из различных групп классификации, освоение которых обеспечивает формирование «искомой» техники и тактики и создает предпосылки быстрого разучивания любого нового движения из состава расширенной (всей основной) техники и тактики борьбы» [21].
Мы провели анализ видеоматериалов 22 схваток Всероссийских турниров (отбор на Первенство РФ, проводимый 24.10-26.10.2014 г., г. Новосибирск) и Первенство РФ до 18 лет (11.02-15.02.2015 г., г. Казань) по дзюдо, проводимые с октября 2014 года по март 2015 года.
Выявили применяемые технико-тактические действия спортсменами 15-16 лет в условиях соревнований чемпионат России.
Нами разработана модель технико-тактических действий дзюдоистов 15-16 лет (рис.).
Рис. Модель технико-тактических действий дзюдоистов 15-16 лет
Модель представлена несколькими блоками: целевой блок, диагностический блок, аналитический блок, содержательный блок, деятельностный блок и результативный блок.
Целевой блок модели предусматривает постановку цели и задач.
Диагностический блок включает в себя изучение часто применяемых технико-тактических действий спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности посредством визуального или технического наблюдения.
Аналитический блок включает анализ результатов наблюдения и подсчет часто применяемых технико-тактических действий спортсменов в дзюдо.
Содержательный блок модели включает в себя отбор и переработку содержания средств педагогического воздействия, необходимого для достижения целей. Отбор содержания материала в модели предполагает относительную самостоятельность элементов модели.
Деятельностный блок предполагает способы взаимодействия участников тренировочного или соревновательного процесса: тренера- спортсмена, спортсмена 1-спортсмена 2. Управление процессом происходит посредством обеспечения систематической обратной связи через коррекцию ТТД как тренером, так и спортсменами. Существует взаимосвязь между коррекцией, ТТД, ОФП и СФП. ТТД представлены подмодулями описанными ранее: группы приемов «броски», «сваливания» и «партер».
Результативный блок представляет получение результата: высокого спортивного результата, повышения показателей ОФП и СПФ дзюдоистов, оценка эффективности достижения цели, представленной в модели.
Разработанная нами модель технико-тактических действий дзюдоистов 15-16 лет была внедрена в тренировочный и соревновательный процесс.
Выводы. Анализ научно-методической литературы показал, что технико-тактическая подготовка включает в себя: борьбу в партере маневрирование, броски, сваливание, защиту и контрприемы. Использование моделей в спортивной подготовке повышает возможность эффективного управления учебно-тренировочным процессом и эффективности применения технико-тактических действий в дзюдо. Нами определены особенности технико-тактических действий дзюдоистов 15-16 лет методом моделирования. Наиболее часто применяемыми приемами технико-тактическими действиями у дзюдоистов 15-16 лет являются броски, сваливания и партер. Нами разработана модель технико-тактических действий дзюдоистов 15-16 лет. В ней представлены подмодули групп приемов «броски», «сваливания» и «партер».