Для улучшения финансового состояния предприятия необходимо четко контролировать и управлять как дебиторской, так и кредиторской задолженностью, следить за их качеством и соотношением. Дебиторская задолженность является источником погашения кредиторской задолженности предприятия. Если на предприятии будут заморожены суммы в расчетах с покупателями и заказчиками, то оно может почувствовать большой дефицит денежных средств, что приведет к образованию кредиторской задолженности, просрочкам платежей в бюджет, внебюджетные фонды, отчислениям по социальному страхованию и обеспечению, задолженности по заработной плате и прочим платежам. Это в свою очередь повлечет за собой уплату штрафов, пеней, неустоек. Нарушение договорных обязательств и несвоевременная оплата продукции поставщикам приведут к потере деловой репутации фирмы и в конечном итоге к неплатежеспособности и неликвидности. Поэтому каждому предприятию для улучшения финансового состояния необходимо следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, находить пути и способы, позволяющие сократить величину задолженности на предприятии. Для того, чтобы на предприятии не образовывалось необоснованной кредиторской задолженности, оно должно, прежде всего, грамотно управлять дебиторской задолженностью. Об этом и пойдет речь далее.Большинство российских компаний платят НДС и налог на прибыль по методу начисления. По окончании налогового периода компания-поставщик обязана признать для целей исчисления налога на прибыль и НДС доходы от отгрузки продукции независимо от того, оплачена ли она покупателями. В бюджет следует перечислять денежные средства, но чем платить, если они от покупателей не получены? В такой ситуации особое значение приобретает контроль за долгами, эффективность которого заключается, на мой взгляд, в комплексном подходе. Своевременный контроль и анализ позволят вовремя выявить просроченную задолженность и своевременно принять меры по ее взысканию. Работа с дебиторской задолженностью требует планирования, а также четко выстроенного процесса управления рисками неплатежей. Эта работа начинается с организации документооборота внутри компании и с контрагентами. Важно определить круг сотрудников, отвечающих за работу с дебиторами. Не менее важно проводить регулярный анализ дебиторской задолженности, прав на изменение условий поставки; составлять регламентирующие документы с описанием порядка действий по возврату долгов. Обязательно нужно предусмотреть меры поощрения, мотивирования сотрудников на работу по минимизации задолженности. На основе полученных данных производится предварительная оценка платежеспособности потенциального покупателя, проверяется его деловая репутация; определяются возможные формы поставки и оплаты, целесообразность включения в текст договора положений о санкциях за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, необходимость использования обеспечительных мер (поручительство, залог, неустойка и т.п.). Работа по управлению дебиторской задолженностью внутри компании включает в себя определение ее предельных размеров – критической и рабочей (допустимой). Эти показатели являются индикаторами, которые сигнализируют о необходимости усилить работу с должниками. Необходимо разработать обоснованную политику предоставления товарного кредита и инкассации задолженностей для различных видов продукции и групп покупателей. Также нужно провести ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты и впоследствии своевременно их пересматривать с учетом мониторинга спроса на продукцию. Управлять дебиторской задолженностью можно, стимулируя покупателей к досрочному погашению задолженностей. Обычно для этого предоставляются скидки с цены продажи или стоимости поставки, если платеж осуществлен ранее договорного срока. Преимущество поставщика состоит в том, что, получив выручку раньше условленного срока и используя ее в денежном обороте, он возмещает предоставленную скидку. При определении политики продаж необходимы предварительный расчет и сопоставление дополнительных расходов от продаж в долг и расходов, связанных с риском неоплаты в установленный договором срок или превращения дебиторской задолженности в безнадежную к взысканию. С установленной периодичностью специалисты компании должны анализировать дебиторскую задолженность по персональному списку контрагентов, срокам образования и размерам; контролировать расчеты по отсроченной или просроченной задолженности; оценивать реальность наличия дебиторской задолженности; определять приемы и способы ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов. Анализ может включать оценку абсолютных и относительных показателей состояния, структуры и движения дебиторской задолженности. Для этого определяются доли конкретных дебиторов, а также каждого вида дебиторской задолженности (краткосрочной, долгосрочной, просроченной свыше трех месяцев) в общей совокупности долгов, рассматривается динамика изменений каждой составляющей, темп роста остатка и т.п. Однако значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской увеличивает потребность в оборотных средствах для обеспечения текущей деятельности компании, вынуждает обращаться к заимствованиям и создает угрозу финансовому состоянию предприятия. А значительное превышение кредиторской задолженности над дебиторской приводит к снижению финансовой независимости и устойчивости предприятия. Целесообразно сопоставлять показатели оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности. Если оборачиваемость дебиторской задолженности опережает оборачиваемость кредиторской, то это, как правило, означает, что при одновременном возникновении сопоставимой суммы кредиторской и дебиторской задолженности последняя поступит раньше, чем наступит срок погашения кредиторской задолженности. Это позволяет производить своевременные расчеты с поставщиками и подрядчиками.
Рассмотрим совершенствования дебиторской и кредиторской задолженности в
ООО «Башинвест»
Чтобы уменьшить дебиторскую задолженность покупателей и заказчиков, а значит и кредиторскую задолженность, необходимо провести отбор потенциальных покупателей и определить условия оплаты товаров, предусмотренных в контрактах, договорах.
Отбор можно осуществлять с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого ими объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые возможности предприятия, т.е. степень нуждаемости в денежной наличности и т.д.
Предоставление услуг в кредит лучше представлять постоянным клиентам. Например, можно использовать такую форму продажи товаров в кредит: покупатель получает скидку в случае оплаты товара в течение десяти дней с момента его получения.
Если задолженность уже перешла в ранг просроченной, то можно предложить такие методы расчетов как: зачеты взаимных требований, переуступка задолженности (документ, составленный для отчуждения права на задолженность по кредиту иным физическим или юридическим лицам, исходя из законодательства РФ. Если говорить иначе, это соглашение о переданной материальной ответственности и определенных обязательств без одобрительного решения лица, имеющего долг) . Также в случае неуплаты задолженности покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьироваться в зависимости от момента оплаты. Крайней мерой является выставление претензий и обращение в суд.
Наиболее употребительным способом воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности является направление писем, телефонные звонки, персональные визиты. Особое внимание следует уделять анализу данных о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с непогашением дебиторской задолженности.
Также предлагается ввести в штатное расписание отдел внутреннего контроля. Основными задачами которого будет проверка правильности оформления документов, договоров и др. Это позволит исключить возможность неплатежей, связанных с неправильным оформлением первичных документов.
В связи с высоким влиянием соотношения дебиторской и кредиторской задолженности на финансовое состояние организации, ОАО «Башинвест» необходимо контролировать периоды оборачиваемости задолженностей. При проведении анализа периодов оборачиваемости было установлено, что период оборачиваемости дебиторской задолженности почти в два раза меньше, чем кредиторской, это говорит о том, что ООО «Башинвест» платит чаще, чем получает. Чтобы этого не происходило необходимо выстраивать работу таким образом, чтобы сроки получения долгов совпадали со сроками оплат. Этого можно добиться путем правильного оформления договоров в части условий оплаты и грамотного планирования движения денежных средств.
Также необходимо ранжировать кредиторскую задолженность для того чтобы в первую очередь гасить задолженность перед банками, бюджетом, государственными внебюджетными фондами, персоналом и т.д. Это необходимо для того, чтобы избежать штрафных санкций, процентов и др.
Указанные выше рекомендации помогут выявить недопустимые виды дебиторской и кредиторской задолженности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Васильчук, О.И. Бухгалтерский учет и анализ: Учебное пособие / О.И. Васильчук, Д.Л. Савенков; Под ред. Л.И. Ерохина. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 496 c.
Самохвалова, Ю.Н. Бухгалтерский учет: Практикум: Учебное пособие / Ю.Н. Самохвалова. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 232 c.