ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО ГОРОДА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО ГОРОДА

Бушева Е.Б. 1, Бушев А.Б. 2
1БУ ВО "Сургутский государственный университет"
2МБОУ СОШ №44
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность. Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе своей жизнедеятельности [1, 5]. Двигательную активность можно условно разделить на три составные части: 1) активность в процессе физического воспитания (собственно физическая активность); 2) локомоторная активность, осуществляемая во время обучения, общественно-полезной и трудовой деятельности; 3) спонтанная двигательная активность в свободное время [8, 9]. Эти составляющие тесно связаны между собой и дополняют друг друга [6].

У каждого человека имеется своя суточная величина двигательной активности, которая строго индивидуализирована [3]. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, местных климатических условий, организации учебно-воспитательного процесса, режима дня, мотивации к физической культуре и спорту, спортивного стажа, уровня физической подготовленности, социального статуса и т.д.

Под влиянием многочисленных факторов, таких как: холодная и длительная зима, короткое и нежаркое лето, резкие перепады температур и атмосферного давления, массовая компьютеризация, гаджет-зависимость, высокие умственные, физические и психические нагрузки, стрессовые условия жизни, отсутствие навыков здорового образа жизни в семье, низкокачественная здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении и т.д., двигательная активность детей-северян резко снизилась. При значительной ежедневной умственной нагрузке, хронической усталости большинства школьников, около половины учащихся, кроме как на учебных обязательных занятиях по физическому воспитанию, к физическим упражнениям больше не обращаются, и среди школьников не каждый выходит на оптимальный уровень двигательной активности [2, 3, 4, 9]. Проблему оптимизации двигательной активности школьников, не занимающихся спортом, следует отнести к числу наиболее актуальных проблем теории и методики физического воспитания.

Проблемная ситуация определяется существующими в настоящее время противоречиями между объективно существующей необходимостью повышать двигательную активность детей-северян и недостаточностью научно-обоснованных методик, способствующих решению этой проблемы; необходимостью комплексного подхода к проблеме изучения двигательной активности детей-северян и его отсутствием в практике.

Цель исследования – исследовать индивидуальные особенности двигательной активности детей 7-10 лет в условиях северного города.

Результаты исследования. В исследовании приняли участие 230 детей 7-10 лет, в том числе 106 мальчиков и 124 девочки, уроженцев г. Сургута ХМАО-Югры, занимающихся и не занимающихся спортом, по состоянию здоровья относящихся к основной группе.

Общий объем ежесуточной двигательной активности (ДА) определялась методом шагометрии на протяжении двухнедельного цикла с помощью шагомера Omron HJ – 109, который крепился на груди (на уровне мечевидного отростка). При подобном креплении шагомера погрешность измерения составляет 1%. При помощи данного прибора регистрировали количество локомоций (шагов). На основе ежесуточной шагометрии рассчитывались средненедельные и среднегодовые объемы ДА.

Методом регрессии по объему общей ДА выделены три функциональных типа: НДА – низкая ДА, СДА – средняя ДА и ВДА – высокая ДА.

Полученные данные позволили оценить процентное соотношение детей с различным уровнем ДА. Кроме общей ДА для каждого функционального типа была характерна суточная, недельная и годовая структура двигательной активности.

Оценивая суточную динамику двигательной активности у детей, необходимо отметить, что на протяжении всех дней недели она имела в целом типовой вариант: низкое количество локомоций в первую половину дня, пиком в 15.00 и последующим снижением к 23.00 часам. Вместе с этим, необходимо отметить более пологую кривую распределения суточных локомоций у детей с НДА, а для детей с ВДА отмечается достаточно высокий уровень двигательной активности в вечернее время.

При оценке недельной двигательной активности у детей с НДА на фоне низкого уровня общего количества локомоций отмечалось некоторое снижение ДА к середине недельного цикла (минимум в среду-четверг) и повышение в выходные дни (суббота-воскресенье). У детей со СДА отмечалось постепенное нарастание ДА от понедельника до четверга с последующим снижением в пятницу и субботу и повышением в воскресенье. У детей с ВДА отмечалось некоторое снижение общего количества локомоций к концу учебной недели (пятница) с последующим восстановлением в выходные дни. Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что дети с НДА на фоне низкой двигательной активности на протяжении рабочей недели также имеют малую активность в выходные дни. Дети со СДА и ВДА несколько снижают двигательную активность к концу учебной недели, но быстро восстанавливаются и имеют достаточно высокий уровень двигательной активности в выходные дни.

При наличии типовой характеристики, были установлены различия локомоторной активности у детей 7-10 лет с различными двигательными режимами. Суточный и недельный объем двигательной активности у детей младшего школьного возраста является стабильным индивидуальным признаком при относительном постоянстве расписания уроков в условиях образовательного учреждения, в том числе занятий по физической культуре и спорту, режиме дня и недели. При этом необходимо отметить, что практически не было различий по общему объему двигательной активности у мальчиков и девочек с НДА и СДА, а у мальчиков с ВДА суточный объем ДА был выше, по сравнению с девочками данного функционального типа. Полученные нами данные в целом соответствовали данным других авторов [7, 8, 10] по показателям индивидуальных различий двигательной активности.

Выводы. Нами выявлены особенности двигательной активности у детей в условиях северного города. По объему общей двигательной активности выделены функциональные типы – с низкой, средней и высокой двигательной активностью. Практически не было различий по общему объему двигательной активности у детей с НДА и СДА, а у мальчиков с ВДА суточный объем ДА был выше, чем у девочек с ВДА.

Установлено, что суточный и недельный объем двигательной активности у детей младшего школьного возраста является стабильным индивидуальным признаком при относительном постоянстве режима дня и недели.

Результаты исследования свидетельствуют о существовании различий в двигательной активности детей 7-10 лет в зависимости от пола, режима дня и недели, организации занятий по физической культуре и спорту, что следует учитывать при разработке учебных программ по физическому воспитанию школьников, проживающих в специфических климатических и неблагоприятных экологических северных условиях.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с.

  2. Гребнева Н.Н. Экологический портрет современных детей и подростков в условиях Тюменской области: монография. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. – 240 с.

  3. Койносов А.П. , Блинникова А.Е. Физическое развитие детей ХМАО-Югры с различным уровнем выполняемой двигательной активности // Научный медицинский вестник Югры. – 2013. – № 1 (3). – С. 14-18.

  4. Литовченко О.Г. Возрастная динамика основных морфологических, физиологических и психофизиологических параметров уроженцев Среднего Приобья: методическое пособие. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2009. – 92 с.

  5. Логинов С.И. Физическая активность и здоровье человека на Югорском Севере: медико-биологические и социально-экономические проблемы // Научный медицинский вестник Югры. – 2012. – № 1-2. – С. 193-196.

  6. Ainsworth B.E., Haskell W.L., Herrmann S.D. et al. Compendium of physical activities: a second update of codes and MET values // Med. Sci. Sports Exerc. – 2011. – V. 43. – P. 1575-1581.

  7. Birgit W.S., Ingo F. Physical Activity during Work, Transport and Leisure in Germany – Prevalence and Socio-Demographic Correlates // PLoS ONE. – 2014. – V. 11. – P. 1-9.

  8. Oddie S., Fredeen D., Williamson B., DeClerck D., Doe S. and Moslenko K. Can Physical Activity Improve Depression, Coping & Motivation to Exercise in Children and Youth Experiencing Challenges to Mental Wellness? // Psychology. – 2014. – V. 5. – Р. 2147-2158.

  9. Parfitt G., Pavey T. and Rowlands A. Children’s physical activity and psychological health: The relevance of intensity // Acta Paediatrica. – 2009. – V. 98. – Р. 1037-1043.

  10. Schuler J., Brunner S. Dynamic Activity-Related Incentives for Physical Activity // Advances in Physical Education. – 2012. –V. 2. – Р. 1-9.

Просмотров работы: 153