ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ СКАЛОЛАЗОВ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО ГОРОДА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ СКАЛОЛАЗОВ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО ГОРОДА

Бушева Е.Б. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальностьработы. Спортивное скалолазание получило признание не только как соревновательный вид спорта, но также возросла его общественная роль, в связи с его включением в школьную программу во многих странах, а также в специальные программы, которые разрабатываются для людей с ограниченными возможностями [3, 5, 7].

Высокие спортивные результаты в скалолазании и их дальнейший рост напрямую зависят от уровня и качества взаимодействия всех видов подготовки: технической, тактической и физической [7].

Особое значение имеет физическая подготовка юных спортсменов, проживающих в гипокомфортных условиях Севера [2, 4, 6].

Для детей северного города характерна низкая двигательная активность [1, 2]. В связи с низкими температурами воздуха, длительной зимой и коротким летом – время пребывания на открытом воздухе сокращено до минимума [6]. Известно, что низкая двигательная активность является причиной низкой общей физической подготовленности детей-северян [4]. В литературных источниках отсутствуют данные о физической подготовке юных скалолазов, занимающихся данным видом спорта в условиях Среднего Приобья. В связи с этим изучение и оценка функциональных параметров и их зависимость от особенностей организации процесса физической подготовки представляется нам актуальной.

Цель исследования – исследовать показатели общей физической подготовки общей физической подготовки детей 8-10 лет, занимающихся скалолазанием и туризмом в условиях северного города.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ ДОД СДЮСШОР «Югория» им А.А. Пилояна (скалодром при МБОУ СОШ №32) и МБОУ лицей №1 г. Сургута. В обследование приняло участие 48 учащихся вторых-четвертых классов 8-10 лет.

В экспериментальную группу (ЭГ, скалолазы) вошли учащиеся, занимающиеся по три часа в неделю на уроках физической культуры и посещающие тренировочные занятия в спортивной секции по скалолазанию на базе МБОУ ДОД СДЮСШОР «Югория» им А.А. Пилояна (скалодром при МБОУ СОШ №32) (тренер З.В. Савкина) по три часа в неделю. Объем двигательной активности в данной группе составил шесть часов в неделю.

Скалолазы ЭГ занималась по программе «Скалолазание для ДЮСШ и СДЮСШОР» (2006). Дети ЭГ дополнительно выполняли комплексы специализированных упражнений для повышения показателей общей физической подготовленности. Разработанные специализированные упражнения для развития физических качеств юных скалолазов, включали скоростно-силовые упражнения, направленные на развитие силы мышц ног, рук, брюшного пресса, «цепкости», выносливости и гибкости.

Контрольную группу (КГ, туристы) составили учащиеся, занимающиеся на уроках физической культуры по три часа в неделю и посещающие тренировочные занятия в спортивной секции по туризму при МБОУ лицей №1 (тренер Г.А. Волкова) по три часа в неделю. Скалолазание входит в тренировочный процесс юных туристов.

Содержание занятий по физической культуре соответствует комплексной программе по физическому воспитанию во вторых-четвертых классах. В каждой группе по состоянию здоровья дети принадлежали к одной медицинской группе (основная).

Контрольно-педагогические испытания проводились в начале (в сентябре) и конце (в мае) исследования для определения уровня физической подготовленности и функционального состояния организма исследуемых.

Программа тестирования общей физической подготовки (ОФП) включала следующие упражнения: прыжок в длину с места (см), наклон вперед сидя (см), сгибание-разгибание рук в упоре лежа (количество раз), подтягивания на высокой перекладине (количество раз), бег 30 м (с), бег 6 мин (м), присед «пистолетик» (количество раз), подъем ног в висе на перекладине (количество раз), лазание 9 м (с), вис на прямых руках на фингеборде (с), прыжки вверх из глубокого приседа (см).

Сравнительный анализ показателей ОФП между скалолазами (ЭГ) и туристами (КГ) до эксперимента показал (табл. 1), что значимых различий между группами не обнаружено ни в одном из тестов (p>0,05). Показатели ОФП незначительно отличались друг от друга по каждому их тестов.

Сравнительная характеристика показателей общей физической подготовленности между ЭГ и КГ после эксперимента показана в табл. 2. В показателях ОФП после эксперимента наблюдалась положительная динамика как в ЭГ, так и в КГ. Показатели ОФП ЭГ достоверно превосходили показатели ОФП КГ по всем тестам (при p0,05

Прыжок в длину с места, см

124,06,82

120,46,32

p>0,05

Подтягивания, кол-во раз

2,51,04

2,80,75

p>0,05

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа,

кол-во раз

8,91,34

8,91,98

p>0,05

Бег 6 мин, м

750,035,75

790,034,80

p>0,05

Наклон вперед сидя, см

7,01,88

7,00,86

p>0,05

Присед «пистолетик», кол-во раз

11,20,93

11,11,53

p>0,05

Подъем прямых ног в висе на перекладине, кол-во раз

3,40,83

3,80,42

p>0,05

Лазание 9 м, с

29,81,12

29,91,60

p>0,05

Вис на прямых руках на фингеборде, с

14,30,89

13,51,30

p>0,05

Прыжки вверх из глубокого приседа, см

14,91,19

14,30,91

p>0,05

Таблица 2

Сравнительная характеристика показателей общей физической подготовленности

детей 8-10 лет, занимающихся скалолазанием и туризмом после эксперимента (Mm)

Программа тестов

Группы

Достоверность

отличия

результатов, Р

ЭГ, n=24

КГ, n=24

Бег 30 м, с

5,60,13

6,00,14

p

Просмотров работы: 85