Высокие спортивные результаты в скалолазании и их дальнейший рост напрямую зависят от уровня и качества взаимодействия всех видов подготовки: технической, тактической и физической [7].
Особое значение имеет физическая подготовка юных спортсменов, проживающих в гипокомфортных условиях Севера [2, 4, 6].
Для детей северного города характерна низкая двигательная активность [1, 2]. В связи с низкими температурами воздуха, длительной зимой и коротким летом – время пребывания на открытом воздухе сокращено до минимума [6]. Известно, что низкая двигательная активность является причиной низкой общей физической подготовленности детей-северян [4]. В литературных источниках отсутствуют данные о физической подготовке юных скалолазов, занимающихся данным видом спорта в условиях Среднего Приобья. В связи с этим изучение и оценка функциональных параметров и их зависимость от особенностей организации процесса физической подготовки представляется нам актуальной.
Цель исследования – исследовать показатели общей физической подготовки общей физической подготовки детей 8-10 лет, занимающихся скалолазанием и туризмом в условиях северного города.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ ДОД СДЮСШОР «Югория» им А.А. Пилояна (скалодром при МБОУ СОШ №32) и МБОУ лицей №1 г. Сургута. В обследование приняло участие 48 учащихся вторых-четвертых классов 8-10 лет.
В экспериментальную группу (ЭГ, скалолазы) вошли учащиеся, занимающиеся по три часа в неделю на уроках физической культуры и посещающие тренировочные занятия в спортивной секции по скалолазанию на базе МБОУ ДОД СДЮСШОР «Югория» им А.А. Пилояна (скалодром при МБОУ СОШ №32) (тренер З.В. Савкина) по три часа в неделю. Объем двигательной активности в данной группе составил шесть часов в неделю.
Скалолазы ЭГ занималась по программе «Скалолазание для ДЮСШ и СДЮСШОР» (2006). Дети ЭГ дополнительно выполняли комплексы специализированных упражнений для повышения показателей общей физической подготовленности. Разработанные специализированные упражнения для развития физических качеств юных скалолазов, включали скоростно-силовые упражнения, направленные на развитие силы мышц ног, рук, брюшного пресса, «цепкости», выносливости и гибкости.
Контрольную группу (КГ, туристы) составили учащиеся, занимающиеся на уроках физической культуры по три часа в неделю и посещающие тренировочные занятия в спортивной секции по туризму при МБОУ лицей №1 (тренер Г.А. Волкова) по три часа в неделю. Скалолазание входит в тренировочный процесс юных туристов.
Содержание занятий по физической культуре соответствует комплексной программе по физическому воспитанию во вторых-четвертых классах. В каждой группе по состоянию здоровья дети принадлежали к одной медицинской группе (основная).
Контрольно-педагогические испытания проводились в начале (в сентябре) и конце (в мае) исследования для определения уровня физической подготовленности и функционального состояния организма исследуемых.
Программа тестирования общей физической подготовки (ОФП) включала следующие упражнения: прыжок в длину с места (см), наклон вперед сидя (см), сгибание-разгибание рук в упоре лежа (количество раз), подтягивания на высокой перекладине (количество раз), бег 30 м (с), бег 6 мин (м), присед «пистолетик» (количество раз), подъем ног в висе на перекладине (количество раз), лазание 9 м (с), вис на прямых руках на фингеборде (с), прыжки вверх из глубокого приседа (см).
Сравнительный анализ показателей ОФП между скалолазами (ЭГ) и туристами (КГ) до эксперимента показал (табл. 1), что значимых различий между группами не обнаружено ни в одном из тестов (p>0,05). Показатели ОФП незначительно отличались друг от друга по каждому их тестов.
Сравнительная характеристика показателей общей физической подготовленности между ЭГ и КГ после эксперимента показана в табл. 2. В показателях ОФП после эксперимента наблюдалась положительная динамика как в ЭГ, так и в КГ. Показатели ОФП ЭГ достоверно превосходили показатели ОФП КГ по всем тестам (при p0,05
Прыжок в длину с места, см
124,06,82
120,46,32
p>0,05
Подтягивания, кол-во раз
2,51,04
2,80,75
p>0,05
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа,
кол-во раз
8,91,34
8,91,98
p>0,05
Бег 6 мин, м
750,035,75
790,034,80
p>0,05
Наклон вперед сидя, см
7,01,88
7,00,86
p>0,05
Присед «пистолетик», кол-во раз
11,20,93
11,11,53
p>0,05
Подъем прямых ног в висе на перекладине, кол-во раз
3,40,83
3,80,42
p>0,05
Лазание 9 м, с
29,81,12
29,91,60
p>0,05
Вис на прямых руках на фингеборде, с
14,30,89
13,51,30
p>0,05
Прыжки вверх из глубокого приседа, см
14,91,19
14,30,91
p>0,05
Таблица 2
Сравнительная характеристика показателей общей физической подготовленности
детей 8-10 лет, занимающихся скалолазанием и туризмом после эксперимента (Mm)
Программа тестов |
Группы |
Достоверность отличия результатов, Р |
|
ЭГ, n=24 |
КГ, n=24 |
||
Бег 30 м, с |
5,60,13 |
6,00,14 |
p |