РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Винокурова В.Д. 1
1Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосовас
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка.

Семья – ячейка первичной социализации ребенка. Родители передают детям свой жизненный опыт. Именно в атмосфере семьи ребенок проходит первые шаги социализации. Нравственно-психологический потенциал, заложенный в ребенке с первых лет жизни в семье. Остается на всю жизнь и играет важную роль в дальнейшей его судьбе. Воспитательная функция семьи происходит в процессе повседневного общения.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в любви и заботе со стороны близких людей – родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер.

Большую роль играют этнопедагогические основы воспитания детей в семье. В якутской семье детей воспитывали в традициях народной педагогики. Трудовое, умственное, духовно-нравственное, физическое, эстетическое воспитание на идеях народной педагогики передается от поколения к поколению [2].

Но вместе с тем наблюдаются и негативные факторы воздействия семьи на личность ребенка. Например, у тревожных матерей часто вырастают тревожные дети. Честолюбивые родители подавляют своих детей, что приводит к появлению комплекса неполноценности, вины.

Несдержанный, агрессивный отец, формирует такой же тип поведения у детей.

Психологи различают 4 тактики воспитания в семье и 4 типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмешательство», сотрудничество [1].

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (взрослыми) инициативы и использования таких методов воздействия, как приказ, принуждение. Такой тип воспитания вызывает сопротивление у ребенка, и он может проявлять обман, грубость, лицемерие, а иногда ненависть. Ломаются такие личностные качества, как чувство собственного достоинства, самостоятельность, вера в себя, в добро.

Чрезмерная авторитарность родителей, игнорирование мнения ребенка, его права голоса – ведет к негативным последствиям в воспитании ребенка.

Опека в семье – система отношений, при которых родители обеспечивают удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от всяких забот, усилий и трудностей. При таком стиле воспитания не формируется активная личность. Такие дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе [3].

Тактику невмешательства придерживаются пассивные родители, которые не интересуются делами детей, живут своей жизнью, безразличны к интересам и чувствам детей.

Сотрудничество предполагает в межличностных отношениях детей и родителей общие цели и задачи совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.

Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, она становится группой высокого уровня развития – коллективом [3].

На детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей, но и поведение родителей в повседневной жизни, причем ни взрослые, ни дети этого не осознают.

Психологические критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье: выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми; ощущение свободы, автономности при общении с родителями; уверенность в своих силах и самодостаточность; умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих; вера в добро и справедливость; уверенность в любви и поддержке со стороны близких, положительное отношение к окружающей действительности; открытость и приветливость к людям.

Литература

  1. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студ. сред. и выс. пед.учеб. Заведений.-М.: Академия, 1999.-232 с.

  2. Николаева Л.В. Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста. – Якутск: ИД СВФУ, 2013

  3. Прокопьева М.М. Система социаьно-педагогической самоорганизации семьи: монография. –М.:Изд.МПСИ, 2007.-365с.

Просмотров работы: 132