КОНЦЕПЦИЯ СТОИМОСТИ В УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КОНЦЕПЦИЯ СТОИМОСТИ В УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИЙ

Парушин А.А. 1
1Консультант, KPMG, г. Москва, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы широкое развитие получила концепция максимизации стоимости, основанная на выявлении и оценке финансовые и нефинансовых факторов, влияющих на рост стоимости компании, и учете интересов заинтересованных сторон, связанных с компанией взаимными интересами.

Приоритетное значение отдается решению таких вопросов, как определение понятий «стоимость» и «акционерная стоимость компании», разработка методики анализа формирования акционерной стоимости, оценка влияния на акционерную стоимость стейкхолдеров компании и другие. Актуальными остаются проблемы формирования методического инструментария анализа акционерной стоимости компании, и его использования для оценки влияния стейкхолдеров на всей цепочке создания стоимости. Решение обозначенных вопросов важно для обеспечения устойчивого процесса формирования стоимости и ее роста, а также определения той информации, которую необходимо раскрывать в отчетности для привлечения дополнительного капитала [1,2].

Дискуссионность этих вопросов, отсутствие единых подходов и пробелы методического обеспечения анализа формирования акционерной стоимости компаний с позиций удовлетворения требований заинтересованных сторон в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе, обусловили актуальность и значимость решения этих вопросов для приращения знаний теории и практики.

Эффективное управление процессами создания стоимости компании базируется на разработке и практической адаптации методики анализа, которая была бы универсальна для изучения результатов деятельности и определения стратегии будущего развития. Особенностью методики анализа формирования акционерной стоимости и ее отличием от традиционных методов анализа акционерного капитала является включение в методику таких элементов, как анализ бизнес-модели, требований заинтересованных сторон, нефинансовых факторов формирования стоимости, рисков отдельных бизнес-процессов [3,4].

Последовательность этапов анализа формирования акционерной стоимости и ожидаемые результаты выполнения аналитических процедур на каждом этапе обоснованы необходимой интеграцией анализа тактической и стратегической стоимости компании для учета интересов всех пользователей в долгосрочной перспективе. Необходимо отметить, что выделение и включение в методику экономического анализа этапов по выявлению и отбору факторов для комплексной оценки обусловлено трактовкой акционерной стоимости как стоимости создаваемой компанией и учитывающей интересы заинтересованных лиц под влиянием финансовых и нефинансовых факторов. Акционерная стоимость трактуется, как стоимость, формирующаяся в результате первоначальных инвестиций в капитал компании и ее последующего изменения под воздействием взаимодействия с заинтересованными сторонами. Следовательно, механизм формирования акционерной стоимости требует от аналитика использования методического инструментария с учетом ретроспективы и будущего ожидаемого приращения капитала в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Практическая апробация применения методического инструментария предполагает его использование на каждом из выделенных этапов анализа формирования акционерной стоимости, в зависимости от задач, поставленных перед аналитиком.

Научная новизна методики анализа формирования акционерной стоимости заключается во включении этапа декомпозиции акционерной стоимости с учетом воздействия нефинансовых факторов, выявленных по результатам анализа интересов и требований всех заинтересованных сторон, предварительно определенных и сгруппированных субъектом анализа.

Формирование стоимости проходит этапы на основе той бизнес-модели, которая функционирует в компании. На этапе анализа бизнес-модели компаний определяются стейкхолдеры, которые потенциально влияют на процесс формирования акционерной стоимости этих компаний. Классификация и группы стейкхолдеров, влияющих на формирование акционерной стоимости схематично могут быть описаны посредством построения дерева стейкхолдеров. Анализ требований каждой группы заинтересованных сторон проводится в разрезе из влияния на ключевые бизнес-процессы, присутствующие в цепочке создания стоимости. Использование аналитических карт для выявления требований заинтересованных сторон позволило определить факторы, оказывающие влияние на акционерную стоимость.

Для достижения цели определения факторного влияния на формирование акционерной стоимости проводится декомпозиция финансовых и нефинансовых факторов, выявленных по результатам анализа требований стейкхолдеров компании на каждом из бизнес-процессов. Необходимо отметить, что количественным измерителем акционерной стоимости компании выбрана рыночная капитализация, рассчитанная на основе стоимости одной акции на рынке. Однако, учитывая ажиотажный и в ряде случаев спекулятивный характер ожиданий инвесторов на фондовом рынке, в целях выявления комплекса факторов, обеспечивающих не только рост стоимости, но и ее устойчивое развитие, был использован показатель совокупной акционерной доходности. Необходимо отметить, что в рамках разработанной методики в качестве интегрального показателя акционерной стоимости компании могут использоваться различные количественные измерители в зависимости от целей анализа.

Для формирования и факторного анализа влияний стейкхолдеров на стоимость компании проводится работа по оценке выявленных финансовых и нефинансовых факторов с использованием анализа показателей. Результаты исследования аналитических сведений о цепочке создания стоимости показали ограниченность и низкую полезность раскрываемой информации о цепочке создания стоимости в отчетности исследуемых компаний [5,6,7]. До сих пор имеются проблемы информационно-аналитического характера, которые приводят к ограниченности данных для комплексного исследования стоимости фирмы: отсутствует единый подход к формату, содержанию, структуре и последовательности раскрытия информации; единые методические подходы к отбору и определению показателей, раскрываемых в отчетности; отмечается недостаток аналитической информации о значениях и развитии нефинансовых факторов в отчетности.

Предложены рекомендации и направления совершенствования раскрытия информация о факторах создания акционерной стоимости, которые основаны на представлении информации в интегрированной отчетности и факторах создания стоимости. Практическая значимость полученных научных результатов заключается в том, что разработанные теоретические положения, позволяют сформировать комплексный подход к идентификации факторов влияния, анализу и управлению акционерной стоимостью компаний разных сфер деятельности. Самостоятельное практическое значение имеют:

- методика выявления, отбора и группировки финансовых и нефинансовых факторов, основанных на удовлетворении требований стейкхолдеров;

- методика организации, проведения экономического анализа влияния отобранных финансовых и нефинансовых факторов на формирование акционерной стоимости компании на основе анализа ожиданий заинтересованных сторон и их влияния на бизнес-процессы компании.

- рекомендации по формированию и раскрытию информации о формировании акционерной стоимости компании.

Таким образом, комплексность и системность в решении проблем анализа и управлению акционерной стоимостью влияет на качество, достоверность и полезность информации для всех заинтересованных лиц и влияют на приращение стоимости и ценности компании.

Список использованных источников:

  1. Бариленко В.И., Ефимова О.В., Бородина Е.И., Бердников В.В. Актуальные проблемы аналитического обеспечения управленческих решений . Под общей редакцией проф. В.И. Бариленко; Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" (Финансовый университет), Кафедра экономического анализа. Москва, 2010.

  2. Бариленко В., Ефимова О., Никифорова Е., Сергеева Г. Информационно-аналитическое обеспечение механизма устойчивого развития экономических субъектов // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2015. № 2. С. 128-135.

  3. Ефимова О.В. Стратегия устойчивого развития компании: аналитический аспект//Сибирская финансовая школа. 2011. № 3 (86). С. 36-40.

  4. Ефимова О.В. Дисконтированная стоимость: расчет и анализ //Бухгалтерский учет. 1998. № 10. С. 97-102.

  5. Мельник М.В., Когденко В.Е. Концепция экономического анализа, ориентированного на оценку цепочки создания стоимости //Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 7. С. 2-9.

  6. Рожнова О.В., Марков В.В., Игумнов В.М.Транспарентность как приоритетное направление повышения качества отчетности предприятий //Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2013. Т. 5. № 1 (15). С. 80-84.

  7. Рожнова О.В. Актуальные проблемы финансовой отчетности // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2013. № 3. С. 18-23.

Просмотров работы: 45