Понятие «Экологический маркетинг»
Американская Ассоциация Маркетинга(AMA) В 1975 году провела семинар под названием «Экологический маркетинг» , именно тогда впервые было использовано данное понятие.
Что же такое «Экологический маркетинг»? Экологический маркетинг или еще его называют «Green marketing» подразумевает удовлетворение потребностей общества, ориентированное на сохранение окружающей среды и разумного использования ресурсов.
Экологический маркетинг позволяет предприятию выжить и быть конкурентоспособным, в условиях , когда рынок стремится к созданию экологической среды обитания. Традиционно маркетинг удовлетворяет потребности рынка, экологический маркетинг в свою очередь направлен на удовлетворение рыночного сообщества, которое ориентировано на безопасное удовлетворение потребностей и охрану окружающей среды.
Экологический маркетинг предполагает не только реализацию в целом безвредной продукции, но и ее безопасность на всех этапах производства, транспортировки, хранения, потребления, утилизации и т.д.
Возникает экологический маркетинг, тогда, когда на рынке главным критерием выбора товара, услуги является их экологичность и безопасность.
Концепция экологического маркетинга
Концепция экологического маркетинга является неотъемлемой частью концепции социально-этичного маркетинга. Концепция социально-этичного маркетинга, предполагает удовлетворение потребителей наиболее лучшим способом, чем это сделает конкурент, но при этом без вреда для окружающей среды и здоровья человека. Внедрение экологического маркетинга, является важнейшим инструментом в руках предприятия, с помощью которого оно сможет более эффективно и результативно вести свою рыночную деятельность в условии всеобщей борьбы за экологию, управлять всей совокупностью своих источников и факторов воздействия на окружающую среду, а также приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными экологическими требованиями рынка.
Методы реализации концепции экологического маркетинга:
• разработка и внедрение законодательных норм, предписывающих определенные стандарты пользования природными ресурсами;
• экологический PR, обеспечение открытости фирмы, создание положительного имиджа в глазах потребителей, акционеров и инвесторов;
• обеспечение лояльности потребителей – способность эффективно решать экологические проблемы влияет не только на доверие потребителей компании, но и на их лояльность;
• разработке новых безотходных и безопасных технологий, в которых будут применяться менее вредные химические соединения, методы производства и т.д.;
• разработка экологичных товаров и услуг;
• создание устойчивой и результативной обратной связи с потребителями экологичных товаров;
• поддержка инноваций, подразумеемая в изменениях мотивации, культуры поведения и потребления, создание сообщества, заинтересованного в новых экологичных товарах и услугах.
Организации, практикующие экологический маркетинг
Можно привести к примеру некоторые компании, занимающиеся экологическим маркетингом:
1.Забота об окружающей среде со Starbucks
«Принимая меры по сокращению отходов при производстве и переработке, мы можем сохранить природные ресурсы земли и повысить уровень жизни на всем земном шаре» - говорят представители сети кофеен. Данная комания ищет возможности минимизации воздействия на окружающую среду и создания здоровой планеты.
Очередным шагом в этом направлении стал выпуск первых в мире керамических кружек из вторично переработанного сырья. Для их создания были использованы остатки глины от старых выброшенных тарелок и чашек. Упаковка для столь необычной посуды совсем непримечательна, но информативна: на картонной обертке изложена история создания кружек и информация о социальной ответственности компании Starbucks
2.BOMB COSMETICS. С заботой об окружающей среде
Часто покупатели задаются вопросами, почему производительBOMB COSMETICS использует ту или иную упаковку для косметических средств, почему иногда упаковка продуктов, которые имеют в составе действительно ценные ингредиенты, выполнена из плотного картона, а не из более практичного пластика. Ответ кроется в основных принципах производителя. Став членом Этического союза, компания сделала все, чтобы организовать свое производство с учетом этических принципов, важнейшим из которых является принцип бережного отношения к природе и ее ресурсам.
Прежде чем приступить к производству новых косметических продуктов, компания продумывает упаковку для них из расчета, что не менее 75 % будет составлять полностью перерабатываемые компоненты.
3.Окружающая среда и экология PepsiCo
«Мы обещаем быть активными гражданами мира, беречь природные ресурсы Земли с помощью новаторских технологий и более эффективного использования земель, энергии, воды и упаковочных материалов»
Цели и обязательства компании PepsiCo
· К 2015 году повысить на 20 % эффективность использования воды на единицу продукции.
· Повысить на 20 % эффективность использования электроэнергии на единицу продукции.
· Снизить на 25 % затраты горючего на производство единицы продукции.
Экологический маркетинг является сравнительно новой концепцией и направлением в современном маркетинге. Для этого понятия используют большое число синонимов: «зеленый маркетинг», «эко-маркетинг» маркетинг устойчивого, «экологический маркетинг».
На Западе вместо понятия "экологический маркетинг" все чаще используется понятие "green marketing"
Экобюджеты солидных компаний иногда составляют несколько миллионов долларов в год; как же оправдываются столь внушительные расходы?проведя социологические исследования было выявлено , что PR с приставкой «эко» в современном мире весьма эффективен. Большинству потребителей важно знать, что при производстве продуктов использовалось оборудование и сырье, наносящее минимум вреда окружающей среде и их здоровью.
Таким образом, вышеперечисленные компании привлекают внимание, заботясь о состоянии окружающей среды. Они активно уверяют своих потребителей в своей позиции на этот счет. Поэтому эти и многие крупные известные компании пытаются превратить одни убеждения в другие, что в конечном счете должно повлиять на потребительские предпочтения.
Основными инструментами донесения своих идей по защите окружающей среды являются публикации открытой экологической информации, ведение разделов на сайтах, информирующих потребителей о политике добычи материалов, производства товаров, выбора сырья для упаковки, и энергосберегающих способах доставки, изготовление упаковок из экологически чистых материалов (с указанием на вид сырья).
Подводя итог, можно сказать, что все больше и больше компаний стремятся привлекать к себе внимание и улучшать мнение потребителей о своей продукции путем заявлений о своей позиции в отношении защиты окружающей среды. К сожалению, российские компании пока не осознали важность данной концепции для формирования своего репутационного капитала.
Список литературы:
1.Бодуан Ж.П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство. Пер. с франц. -- М.: «ИМИДЖ-Контакт», ИНФРА -- М, 2001. -- 233 с.
2. Бондарь М. Зеленый PR. Три способа заработать на охране окружающей среды //ReklaMasters-- [Электронный ресурс] -- Режим доступа. -- URL:http://www.reklamaster.com.
3. Клюка К. «Зеленые» PR-кампании (2010) // Международный пресс-клуб -- [Электронный ресурс] -- Режим доступа. --URL: httpwww.pr-club.com/2010.
4. Э. В. Гирусов «Экология и экономика природопользования», издательство политической литературы «Единство», Москва 2003.
5. Словарь маркетинговых терминов -- [Электронный ресурс] -- Режим доступа. --URL:http://infosystems.ru/index.php?id=1221