Реклама - это целенаправленная деятельность рекламодателя, имеющая целью информировать или расширить знания потребителей о существовании предмета рекламы, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в их памяти.
Перед рекламой могут поставить множество задач в области коммуникации и сбыта. Их можно классифицировать в зависимости от того, предназначена ли реклама информировать, увещевать или напоминать. Некоторые из задач рекламы перечислены в таблице:
Вид рекламы |
Задачи рекламы |
Информативная |
-Рассказ рынку о новинке или о новых применениях существующего товара; -Информирование рынка об изменении цены; -Объяснение принципов действия товара; -Описание оказываемых услуг; -Формирование образа фирмы; |
Увещевательная |
-Формирование предпочтения к марке; -Переключению на вашу марку; -Убеждение потребителя совершить покупку не откладывая; |
Напоминающая |
-Потребителям о том, что товар может потребоваться им в ближайшем будущем; -Напоминание потребителям о том, где можно купить товар; -Удержание товара в памяти потребителя в периоды межсезонья; -Поддержание осведомленности о товаре на высшем уровне. |
С помощью рекламы, решаются следующие маркетинговые проблемы:
• распространение знаний о фирме, ее истории, достижениях;
• получение запросов о более полной информации относительно рекламируемого товара;
• воздействие на лиц, влияющих на принятие решений о закупке товара, в пользу фирмы - рекламодателя;
• помощь работникам службы сбыта во время их переговоров с клиентами;
• формирование положительного отношения к фирме;
• выявление причин предубежденности по отношению к товару;
• поддержание положительных эмоций у лиц, купивших товар, укрепление у них сознания, что они сделали правильный выбор;
• распространение сведений о сервисе;
• демонстрация солидности фирмы.
Конечные цели рекламы однозначно связаны со спросом на товары - это может быть:
Создание спроса;
Поддержание спроса;
Развитие спроса.
Изменение целей рекламы в течение жизненного цикла продукта -ЖЦП
Стадии жизненного цикла продукта |
Цели рекламы |
Введение |
Сформировать осведомленность о продукте, стимулировать общий спрос и привлечь дистрибьюторов |
Рост |
Создать принятие продукта и марочное предпочтение при наличии конкурирующих продуктов |
Зрелость |
Поддерживать и улучшать марочную лояльность, конвертировать покупателей и дистрибьюторов конкурирующих марок |
Спад |
Вывод продукта с рынка с минимумом затрат |
Из всего многообразия современной рекламы можно выделить шесть основных видов, рассмотрим их преимущества и недостатки:
Средство рекламы |
Преимущества |
Недостатки |
Газеты |
Гибкость, своевременность, хороший охват местного рынка, широкое признание и принятие, высокая достоверность |
Кратковременность существования, низкое качество воспроизведения, незначительная аудитория читателей |
Телевидение |
Сочетание изображения, звука и движения, высокая степень привлечения внимания, широта охвата, возможность показать применение товара на практике |
Высокая стоимость, перегруженность рекламой, мимолётность рекламного контакта, меньшая избирательность аудитории |
Радио |
Избирательность аудитории, массовость использования, высокая географическая и демографическая избирательность, относительная дешевизна |
Отсутствие возможности наглядно показать товар, степень привлечения внимания ниже, чем у телевидения, мимолётность рекламного контакта |
Наружная реклама |
Не высокая стоимость, слабая конкуренция, высокая частота повторных контактов |
Отсутствие выбора аудитории, ограничение творческого характера |
«Директ мейл» |
Изобретательность аудитории, отсутствие рекламы конкурентов в отправлении, личностный характер. |
Относительно высокая стоимость. Необходимость составления классификации и внесения постоянных изменений в список клиентов-адресатов |
Журналы |
Высокая географическая и демографическая избирательность, достоверность, престижность, высокое качество воспроизведения, длительность существования, значительное число читателей |
Длительный временной разрыв между покупкой места и появлением рекламы, наличие бесполезного тиража, отсутствие гарантии размещения объявления в предпочтительном месте |
Итак, реклама в маркетинге играет ключевую роль. С некоторыми допущениями, можно сказать, что реклама стала своего рода базисом, вокруг которого сформировался маркетинг как сфера деятельности и научная дисциплина.
В целом, создание и размещение рекламы является творческим процессом, где нужно учесть много факторов - содержание, форму, носитель, время. Они должны быть гармонично соединенными. Вместе с тем, восприятие потребителем маркетингового обращения тоже является творческим, индивидуализированным процессом, все нюансы которого предсказать просто невозможно. Поэтому любая реклама воплощает для ее инициатора, как шансы, так и риски.
Использованная литература
1. Головлева Е.Л. Основы рекламы. – М.: «Феникс», 2004г.
2. «Современная реклама», Москва 2001 г.
3. Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: Искусство, теория, практика. –Петрозаводск: Фолиум, -1994.
4. http://www.asfin.ru/ Аналитические статьи.
5. http://www.reklamigo.ru/ Статьи.