Международный маркетинг определяет маркетинговую деятельность фирмы прежде всего при перемещении капиталов, товаров, услуг через границу государств, т.е. выступает прежде всего как экспортный маркетинг, маркетинг на рынках зарубежных стран. Но в то же время международный маркетинг нельзя понимать только как экспортный, внешнеторговый маркетинг или как ггростую форму эффективной организации продаж товаров за рубежом. Это более широкое и емкое понятие.
В связи с развитием процессов интернационализации и глобализации бизнеса в настоящее время справедливее рассматривать международный маркетинг как представительный и типичный маркетинг современного мира рыночной экономики. Если до последнего-времени было обычным считать основным видом маркетинга внутренний национальный маркетинг, который, будучи развитым в отдельных странах, формировал совокупность понятия международного маркетинга, то в современный период именно международный маркетинг является основной формой маркетинга, а внутренний маркетинг, характеризующийся национальными особенностями местной предпринимательской среды, локального рынка и спецификой запросов местных потребителей, является его частным проявлением и составной частью,
Сущность международного маркетинга
рыночная концепция управления международной деятельностью фирмы
ориентация на запросы конечных потребителей различных стран
формирование международных рынков в соответствии с международными стратегическими целями оптимизации и расширения бизнеса фирмы
образ мышления, философия, подход компании к предпринимательству с международных, глобальных позиций
маркетинговая деятельность фирмы прежде всего при перемещении капиталов, товаров, услуг через границу государств
Субьекты международного маркетинга
фирмы, осуществляющие международную деятельность
транснациональные компании (ТНК)
■ фирмы, являющиеся частью организации иди компании, работающей и за рубежом (если это ее филиал или дочерняя фирма и т.д.)
• фирмы, испытывающие влияние и/или контроль за своей деятельностьюиз-за рубежа
Для обеспечения эффективности и высокой конкурентоспособности своей работы фирмы вынуждены прибегать к технологиям международного маркетинга. Причем при организации международного маркетинга для каждого отдельного вида товаров и услуг существует своя специфика и предполагается владение специальными навыками и компетентной информацией, в том числе и по соответствующим странам.
Итак, международный маркетинг предполагает расширение, интернационализацию и глобализацию в мировом масштабе маркетинговой деятельности фирмы и в настоящее время является основным видом маркетинга успешного бизнеса.
Развитие интернационализации и глобализации производства, рост объемов международной торговли и прямых инвестиций способствовали повышению значения международного маркетинга в управлении компаниями. Так, в 90-е гг. XX в. темпы роста международной торговли примерно в пять раз превышали темпы роста мирового производства, и к 1996 г. объем мировой товарной торговли вырос по сравнению с 1950 г. в 16 раз, В то время как ВВП увеличился за этот период в 5,5 раза. Такой бурный рост мировой торговли привел к качественному изменению роли международного маркетинга и повышению его оценки как основного вида маркетинга в современный период
Значение международного маркетинга в мировом масштабе подчеркивают следующие статистические данные по США Например, У4 рабочих мест в промышленности США связана с экспортом, который в 1990 г. составил почти 15% ВВП При этом почти 80% экспорта приходится на 250 крупнейших компаний США. Американские компании, как и ТНК других стран, зарабатывают за рубежом больше, чем в собственной стране.
Настоящее время характеризуется значительными изменениями
характера и форм международной торговли, что также способствует
повышению значения, а также развитию и совершенствованию форм и
методов международного маркетинга Это связано с.
усилением роли ТНК и глобальных компаний и вместе с этим тенденций глобализации международной торговли,
более, высокими темпами роста международной торговли по сравнению с темпами роста ВВП и промышленного производства;
усложнением объектов международной торговли ростом торговли высокотехнологичными, наукоемкими товарами, ростом доли услуг и интеллектуальной собственности, поставками комплектного оборудования, куплей-продажей компаний
Развитие процессов интернационализации и глобализации мирового рынка и рынков отдельных стран, процессов сближения запросов и предпочтений потребителей независимо от стран их проживания подчеркивает особую значимость международного маркетинга и его определяющую роль среди других видов маркетинга. Происходит расширение поля международного маркетинга. Так, многие транснациональные компании получают доходов больше за рубежом, чем в своей стране. Например, Coca-Cola имеет 77% доходов от продаж в 155 странах В компаниях Colgate-Palmolive, Kellogg, IBM, Digital Equipment, Gillette, Johnson & Johnson, Pfizer и других доля доходов от зарубежных продаж составляет 60%.
В раде случаев международные маркетинговые стратегии отдельных крупных ТНК оказывают большее влияние на развитие тех или иных стран, чем государственная экономическая политика их правительств.
В настоящее время практически каждая компания в своей деятельности испытывает конкурентное воздействие со стороны мирового рынка и поэтому может рассматриваться как участник мирового рынка и международный поставщик или покупатель, т.е субъект международного маркетинга.
В России экспортная квота составляет 42% и является одной из самых высоких в Европе, однако положение в экономике остается крайне сложным В начале века основными участниками международных экономических отношений с российской стороны являлись восемь так называемых интегрированных бизнес-групп* «ЛУКойл», «Юкос», «Интеррос», «Сургутнефтегаз», «Альфа-групп — Ренова», «Сибирский алюминий», — «Сибнефть», «Северсталь»1, АФК «Система», на долю которых приходилось практически 90% российского экспорта.
К сожалению, номенклатура российского экспорта узкоспециализирована на сырье и энергоносителях, которые вследствие своего стратегического характера в меньшей степени требуют особых маркетинговых усилий Эти товары легко продать, поскольку большинство из них находятся в относительном или абсолютном дефиците и весьма востребованы на мировом рынке Это прежде всего нефть, газ, лес, алмазы, золото и тд. Кроме того, в результате серьезных ошибок при реформировании внешнеэкономической сферы России она за 90-е гт потеряла многие зарубежные рынки или в значительной степени сократила на них свое присутствие
Поэтому необходимость в специалистах по международное маркетингу, профессионалах по маркетингу различных стран пока еще не ощущается остро, но со временем, при переориентации российской экспортной специализации на готовые машинотехнические изделия потребность в специалистах, которые разбираются в специфике международной маркетинговой среды, особенностях запросов потребителей в отдельных странах, несомненно будет возрастать .Тем более что запасы сырьевых товаров в ближайшем или отдаленно будущем исчерпаемы. Имеются, например,, прогнозы, что запасов нефти в России осталось всего на 30 лет.
Список литературы
1.Гайдукевич Л.М. Хомич С.А. Аношко Я.И. и др. География международного туризма: Страны СНГ и Балтии [Текст]: учеб. пособие / Л.М. Гайдукевич, С.А. Хомич, Я.И. Аношко и др. - Мн.: Аверсэв, 2004. - 252 с.
2.География туризма [Текст]: учебник / кол. Авторов; под ред. А.Ю. Александровой. - М.: КНОРУС, 2008. - 592 с.
3..Горохов А.Ф. Методические положения по формированию бренда туристической дестинации [Текст] // Проблемы современной экономики, N 3(19)