Республика Дагестан по своим физико-географическим особенностям и наличию богатых естественных лечебных и рекреационных ресурсов является одной из наиболее перспективных регионов России для развития индустрии туризма и отдыха. Для развития туризма у нас в республике необходимы большие инвестиционные вложения и создание современной инфраструктуры . Но для формирования конкурентоспособного туристского рынка усилий по развитию только инфраструктуры недостаточно. Необходима эффективная стратегия по продвижению отечественного туристского продукта, сосредоточенная на ключевых направлениях туристских рынков и носящая маркетинговый характер, что позволит сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей всей экономики Республики Дагестан.
Однако существующий негативный фон в освещении ситуации в Дагестане в федеральных и зарубежных СМИ значительно затрудняет усилия по продвижению позитивного образа республики, заставляет искать новые формы работы и новые стратегические решения.
Для формирования эффективной программы развития регионального туризма в первую очередь необходимо разработать основные положения включающие в себя:
Анализ регионального туристского рынка;
Основные финансовые показатели туристского бизнеса характеризующие его эффективность;
Разработку алгоритма действий по продвижению пассивных объектов в туризме;
Усиление роли государства в деятельности туристских предприятий;
Капиталовложения и инвестирование в туристскую отрасль;
Разработка благоприятных и безопасных маршрутов в туристской индустрии;
Создание условий для безопасного туризма;
Разработка эффективных туристских проектов региона.
Для реализации программы развития регионального туризма необходимо разработать принципиальный комплекс в котором все вышеперечисленные положения будут выполняться на 100% и с учетом их исполнения реализация программы будет проходить без остановок.
Для каждого из перечисленных положений необходимо создание четкой позиции в области туризма. Например, анализ туристского рынка необходим для выявления слабых и сильных сторон, а также выявление наиболее прибыльных туристских фирм продвигающих данную отрасль.
Положение о финансовых показателях необходимо учесть специфические особенности деятельности тур фирмы. Например, по видам туризма, по направлениям в туризме и т.д.
На основании разработанной программы развития регионального туризма экономически выгодно создать эффективную модель туристской отрасли в народном хозяйстве. Эта модель помимо программы развития будет в себя включать основные стратегические пункты в период финансового кризиса.
Список литературы
1. Тайгибова Т. Т. Анализ состояния и перспективы развития въездного туризма в современной России / Т. Т. Тайгибова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — М.: РИОР, 2011. — Т. 2. — С.218-223.
2. Рубаник А. Н. Технологии въездного туризма. — 2-е изд., исп. / А. Н. Рубаник, Д. С. Ушаков. — Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ»; Феникс, 2010. — 384 с.
3.Горячев В. Туриндустрия Америки / В. Горячев // Туризм: практика, проблемы, перспективы. — 2008. — № 8. — С. 24-26.
4.Туризм в России: стат. сб. / Гос. ком. РФ по статистике. — М., 2007. — 94 с.