транспортировка в цеха материалов, комплектующих и других изделий;
между цехами - заготовок, деталей, сборочных единиц;
из цехов в соответствующие пункты назначения - готовой продукции и отходов.
Внутри цехов заготовки, детали и сборочные единицы перевозятся между кладовыми и участками, с одного участка на другой, а на участках - между рабочими местами.
Структура транспортного хозяйства завода зависит от: 1) характера выпускаемой продукции (габаритные размеры, масса); 2) состава цехов; типа и масштаба производства.
На средних и крупных промышленных предприятиях обычно формируется транспортный отдел, который включает несколько хозрасчетных единиц по видам транспорта и подчиняющийся заместителю генерального директора по общим вопросам или по маркетингу и сбыту.
Планово-экономическое бюро:
Разрабатывает план производственно-хозяйственной деятельности (транстехплан).
Определяет грузооборот по предприятию и объем погрузочно-разгрузочных работ.
Рассчитывает потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах.
Определяет потребность в кадрах и фонд заработной платы.
Составляет смету затрат по транспортному хозяйству и калькуляцию себестоимости на отдельные виды услуг.
Техническое бюро ведет техническую подготовку производства; разрабатывает транспортно-технологические схемы, обеспечивающие стыковку отдельных звеньев транспортной сети предприятия и технологического оборудования; формирует альбомы чертежей по каждому виду подъемно- транспортного оборудования для изготовления запасных частей и проведения ремонтных работ.
Бюро учета ведет паспортизацию всех видов транспортных средств, бухгалтерский учет и отчетность работы транспортного хозяйства.
Диспетчерское бюро осуществляет оперативно-производственное планирование работы транспорта (составление квартальных, месячных и суточных планов перевозок, оперативное регулирование транспортных работ).
Материальной базой транспортного хозяйства предприятия является транспортный цех, типичная структура которого описана ниже.
Грузовая и коммерческая служба курирует погрузочно-разгрузочные операции, ведет учет поступающих и отправляемых грузов, оформляет перевозочные документы и расчеты с внешними перевозчиками.
Служба движения осуществляет приемку и отправку подвижного состава, подачу под погрузку и выгрузку на погрузочно-разгрузочных пунктах.
Служба технического обслуживания и ремонта отвечает за содержание и ремонт подвижного состава и подъемно-транспортных средств, за обеспечение запасными частями и горючесмазочными материалами.
Служба дорожного хозяйства ведает содержанием и ремонтом заводского дорожного хозяйства, включая транспортные магистрали, инженерные сооружения, средства связи и сигнализации, дорожную разметку и указатели.
Оперативное управление работой транспортного хозяйства осуществляет дежурный диспетчер, взаимодействующий с дежурным диспетчером предприятия. При наличии на предприятии централизованной службы логистики (управления цепью поставок) транспортное хозяйство входит в ее состав.
На предприятиях используют различные виды транспортных средств (таблица 1).
Таблица 1 - Классификация транспортных средств промышленного предприятия
Признак |
Состав |
Вид транспорта |
Железнодорожный Автомобильный Водный Трубопроводный Электротранспорт Подъемно-транспортные средства Специальный (технологический) |
Принцип действия |
Непрерывного действия (конвейеры, рольганги, транспортеры) Периодического действия (железнодорожный, автомобильный, погрузчики, самоходные тележки и т.п.) |
Направление перемещения грузов |
Горизонтальный Вертикальный (лифты, подъемники) Горизонтально-вертикальный (мостовые краны, кран-балки, погрузчики) Наклонный (монорельсовые и канатные дороги, конвейеры) |
В крупносерийном и массовом производстве широко применятся специальный (технологический) транспорт непрерывного действия. При условии равномерного грузопотока в течение рабочего дня и постоянных точек погрузки-выгрузки используются средства непрерывного транспорта в виде различных конвейеров и монорельсовых путей с электрическими тельферами. В поточном производстве в качестве средств межоперационного транспорта используются конвейеры различной конструкции. На автоматических поточных линиях (станочных и других) применяются специальные встроенные транспортные устройства (транспортные роторы и конвейеры, автооператоры, кантователи и т.д.).
На предприятиях единичного и серийного производства в обрабатывающих и сборочных цехах применяются электрические мостовые краны, кранбалки с тельферами, консольные краны, мультикары. В дополнение к универсальным подъемно-транспортным средствам для оснащения цехов со специфическим производством часто требуются специальные подъемно- транспортные устройства, приспособления и тара (например, в литейных цехах для перемещения формовочных земель, форм, жидкого металла). В гибких производственных системах создаются транспортно-накопительные подсистемы, в которых используются специальные автоматические устройства (промышленные роботы-загрузчики, роботы-штабелеры, роботокары, поворотные столы-перегружатели, транспортеры и т.п.).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:1. Антикризисное управление: учебник. под ред.проф. Э.М. Короткова, М.: Инфра-М., 2006. – 620с.
2. Горелов Н.А. Экономика трудовых ресурсов. М.: Высшая школа, 1989 г. – 284 с.
3. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента, М.: Новое знание, 2005. – 336с.
4. Ковалев В.В. Финансовый анализ. М.: Финансы и статистика, 1998 г. – 324 с.
5. Кравченко Л.И. Анализ финансового состояния предприятия. Мн.: ПКФ «Экаунт», 1994 г. – 268 с.
6. Любушин В.Р. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: «Юнити-Дана», 2000 г.–471 с.
7. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экон. специальностей/Э.А. Лутохина и др, под ред. Э.А. Лутохиной, Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. – 400с.
8. Медвецкая Е.И. Анализ хозяйственной деятельности, Мн.: "Вышэйшая школа", 2005, - 223с.
9. Мировая экономика: социально ориентированный подход: учеб.пособие для студентов экон.специальностей/В.В. Козловский, Э.А. Лутохина; под ред. Э.А. Лутохиной. Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. – 352с.
10. Савицкая Г.В. Экономический анализ, М.: Новое знание, 2006. – 679с.
11. Теория финансов: Учеб. пособие/Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко и др., под ред.проф.Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Мн.: БГЭУ, 2005. – 351с.
12. Экономика предприятия/ под ред В.И. Станкевича, М.: Новое знание, 2005. – 698с.