ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ

Миронова М.А. 1
1Дагестанский Государственный Педагогический Университете
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Нетрадиционные формы уроков обществознания помогают ученикам учиться разбираться в проблемах обществоведческого характера, не понижая их интереса к предмету и развивая творческий подход к учению. Полученные знания становятся более прочными, подобные уроки позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям основами обществоведческих знаний. Широкое использование подобных форм уроков предполагает применение методики деловых и ролевых игр, уроков – практикумов, дискуссий, «круглых столов», «юридических консультаций». Обучение базируется на деятельностном подходе, через практическое применение полученных знаний.

Рассмотрим подробнее некоторые виды нестандартных форм уроков, применяемых на уроках обществознания в старших классах:

Экскурсия – древняя форма учебной работы, особенностью которой является то, что процесс обучения реализуется не в условиях учебной аудитории, а во время непосредственного восприятия обучающимися окружающего мира. Педагог должен определить её содержание, цель, задачи, довести их до учащихся; грамотно подобрать объекты, с которыми будет знакомить обучающихся; продумать методики показа объекта экскурсии и рассказа о нем, способы вовлечения учащихся в активное восприятие.

Проводить экскурсию может сам преподаватель или экскурсовод, но независимо от того кто будет вести экскурсию, именно педагог останется организатором и руководителем познавательной деятельности учащихся на протяжении всего мероприятия.

Большое значение при подготовке проведения экскурсии имеет готовность учащихся. Она заключается в четкой постановке перед ними целей, которые должны быть достигнуты ими в ходе экскурсии и в последующей обработке собранного материала; формулировании общих и индивидуальных заданий; информирование о способах сбора информации во время экскурсии, об использовании знаний о характеристиках объекта экскурсии на уроках по смежным предметам. Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняются задания, определяются формы, порядок, сроки, время проведения экскурсии. Педагог договаривается с учащимися о материалах, документах, фотографиях, которые им необходимо собрать для отчетности. Особое внимание в ходе этой беседы нужно уделить правилам поведения и технике безопасности.

Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии. В основе экскурсионной методики лежит наглядный показ и рассказ. Также урок-экскурсия должен включать самостоятельную работу обучающихся по плану – наблюдение, составление схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного материала (фотографирование) и т.д.

Неотъемлемая часть урока-экскурсии – рассказ. Рассказ педагога всегда должен иметь четкий композиционный план. В ходе проведения экскурсии можно использовать и другие приемы, позволяющие донести до учащихся содержание материала темы. Заканчивается урок-экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное.

Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние: развивают эстетические чувства учащихся, позитивные эмоции, доброту, отзывчивое отношение ко всему живому, к разным народам, историческому, культурному наследию, предыдущим поколениям.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра дает возможность обучающемуся, включаясь в игровую ситуацию, испытать яркие эмоциональные переживания успеха или неудачи. Учащиеся в процессе игры развивают способности, необходимые в области деловых и социальных отношений, проявлять инициативу, ставить и решать проблему, планировать деятельность, решать коммуникативные задачи; учатся самостоятельности, кооперативности, толерантности, чувству товарищества и партнерства, вести диалог, идти на компромисс.

Игра способствует также развитию личности, формируя такие качества, как уверенность в себе, инициативность, стремление к творчеству. Поэтому, можно сказать, что учебные игры обладают большой эффективностью, дают возможность глубже познать окружающую действительность, погрузиться в профессию, ситуацию и т.д.

Игра – это своего рода репетиция производственной или общественной жизни, примерка социальных ролей на себя. На ней можно проиграть в лицах практически любую жизненную или производственную ситуацию, а это позволит понять психологию людей, что они могут чувствовать и что ими движет в тот или иной момент реального события.

Функции, которые выполняет игровая деятельность – развлекательная, коммуникативная, терапевтическая, диагностическая, коррекционная и социализация.

Хорошие результаты дают уроки - дискуссии. На уроках с дискуссионным действием каждый ученик ищет свою истину, свое решение проблемы, защищает свою точку зрения. Учащиеся при этом овладевают ораторскими умениями, искусством доказательной полемики. Целесообразно использовать уроки–дискуссии по следующим темам: «Добро и зло», «Деньги и их функции», «Воинская обязанность», «Права и обязанности родителей и детей».

Дискуссия – это хороший интеллектуальный тренинг, который заставляет максимально напрячься учащихся и проявить свои умственные способности для доказательства, находясь в сторонниках одного или другого подхода к обсуждаемой проблеме. На этих уроках не навязывается «правильный ответ», а участники дискуссии получают опыт самовыражения, учатся уважать чужое мнение.

Дискуссия – это обмен мнениями по тому или иному вопросу, проблеме в соответствии с более или менее определенными правилами, процедурой и с участием всех или отдельных её участников. Её существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения – спора, столкновение различных точек зрения, позиций.

Урок – исследование - это деятельность обучающихся и педагога, связанная с решением учащимися творческой и исследовательской задачи, ограниченная временными рамками урока, которая предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Главная цель урока-исследования - приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно значимыми, а значит прочными), развитие исследовательского типа мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Уроки-исследования – прогрессивная форма нетрадиционного занятия, которая открывает в молодых людях способность генерировать идеи, вести научный поиск, использовать межпредметные связи и в дальнейшем вносить свой вклад в инновационное развитие науки, техники, культуры нашей страны.

В основе урока-соревнования лежит командное состязание при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем. Существуют различные формы проведения урока-соревнования: поединок, бон, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, «Брейн-ринг», «Счастливый случай», «Звездный час» и др.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и над чем думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет постоянный обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не, только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокую ступень сотрудничества.

Нетрадиционные формы обучения на уроках обществознания предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника урока задач. Такие формы исключают доминирование как одного выступающего (учителя), так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Уроки обществознания обеспечивают приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования обществоведческой информации; формируют умения сравнительного анализа философских, культурологических, экономических и правовых понятий и норм; позволяют оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия норм общественной морали и нравственности.

Список литературы:

  1. Махмутов М. И. Современный урок. - М., 2011. - С.191

  2. Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. // Специалист -2012- №2, – С. 13-16

  3. Соколова Л. Н. Нестандартный урок в старших классах: сущность, признаки, типология, функции // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2008. - №11.- С. 109 - 112.

  4. Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. 2013 - № 1 – С.11-14

Просмотров работы: 289