Устойчивое положение предприятия на рынке товаров и услуг определяются в большей степени именно уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность продукции связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых на первое место выходит качество продукции. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности предприятия: разработка стратегии и миссии, организация бизнес-процессов, маркетинг и др.
Основой обеспечения и контроля качества продукции на строительном предприятии является система управления качеством. Она необходима для успешного функционирования на внешних и внутренних рынках и для повышения конкурентоспособности продукции.
Система управления качеством каждого предприятия разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, специфики производимой продукции и рынка потребления, но в любом случае она должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции.
Следующим этапом после внедрения системы управления качеством является обеспечение её эффективной работы, т.е. проведение анализа, выявление недостатков и принятия мер по их устранению.
Проблема анализа и оценки эффективности системы управления качеством достаточно сложна из-за многоаспектности и многоуровневости (бизнес-процесс, организация в целом, структурное подразделение). На сегодняшний день не существует конкретного метода оценки, поэтому каждое предприятие индивидуально выбирает собственный механизм определения эффективности системы управления качеством.
Приступая к оценке эффективности системы управления качеством, необходимо выполнить следующий алгоритм действий, который представлен на рисунке 1.
Рис.1. Алгоритм действий при оценке эффективности
системы управления качеством
Разнообразие задач и объектов для оценки их уровня качества определило применение различных методов и подходов. На рисунке 2 представлен ряд методик при оценке эффективности системы управления качеством продукции.
Рис. 2. Методы, применяемые к оценке
системы управления качеством продукции
Таким образом, благодаря широкому спектру методов, применяемых к оценке эффективности системы управления качеством можно дать адекватную оценку состояния существующей системы и определить перспективы её дальнейшего развития.
Структуры, функции и методы системы управления качеством меняются после её разработки и внедрения из-за внутренних и внешних условий, в т.ч. в связи с новыми достижениями в области технологии производства и организации работ, поэтому требуется изменение системы управления качеством, её совершенствование. На рисунке 3 показаны инструменты и методологические подходы в совершенствовании системы управления качеством.
Рис. 3. Инструменты и методологические подходы в совершенствовании
системы управления качеством на строительном предприятии
Постоянное совершенствование системы управления качеством и повышение качества выпускаемой продукции является важным условием для поддержания высокого уровня конкурентоспособности любого предприятия. Повышение качества всегда способствует повышению эффективности производственных процессов, приводя к снижению затрат и увеличению доли рынка.
Список литературы:
Азаров В.Н., Майборода В.П., Панычев А.Ю., Усманов Ю.А. Всеобщее управление качеством: учебник. М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. – 572 с.
Василенко М.А., Кузина Е.Л. Методы в управлении конкурентоспособностью корпораций // Инженерный вестник Дона. – 2017. – № 3 (46). – 35 с.
Майборода В.П., Азаров В.Н., Панычев А.Ю. Основы обеспечения качества: учебник. — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015. — 314 с.
Смирнова Э.Е. Гуляева Н.И. Внедрение современных методов измерений и испытаний в строительстве как инструмент повышения эффективности управления качеством // «Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки»: Материалы Всероссийской конференции с международным участием. Москва, Российский университет транспорта (МИИТ). – М.: Издательство «Перо», 2017 [Электронный ресурс].