Также, говоря о понятии «кадастр недвижимости», можно резюмировать, что это государственная информационная инфраструктура и инструмент для решения основных целей земельных отношений Российского государства [2].
Государственный кадастр недвижимости создается и ведется в целях информационного обеспечения:
государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
государственного контроля за использованием и охраной земель;
мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
землеустройства;
экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
установления обоснованной платы за землю;
иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности [3].
Органом, осуществляющим создание и ведение государственного кадастра на федеральном уровне, в настоящее время является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На уровне субъекта Российской Федерации государственный кадастр недвижимости находится в ведении комитетов по земельным ресурсам и землеустройству и органов власти субъектов Федерации. Исходя из этого, можно понять, что данные государственного кадастра недвижимости являются совместной собственностью государства и субъекта Федерации [2].
Подробней данные можно представить в виде таблицы (табл. 1) [2, 4].
Таблица 1 – Уровни ведения государственного кадастра недвижимости
Уровень ведения |
Орган, осуществляющий создание и ведение кадастра |
Полномочия, решаемые вопросы |
Компетенции |
1 |
2 |
3 |
4 |
Федеральный |
Росреестр |
- утверждение федеральных программ создания и развития системы государственного земельного кадастра; - установление порядка финансирования государственного земельного кадастра; - определение предельного размера платы за учет и предоставление сведений государственного земельного кадастра; - определение порядка использования средств, поступающих от платы за учет и предоставления сведений государственного земельного кадастра; - определение перечня сведений государственного земельного кадастра, доступ к которым ограничен, и порядка их предоставления потребителям. |
- утверждение порядка ведения государственного земельного кадастра; - руководство и контроль за деятельностью органов по земельным ресурсам и землеустройству в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра; - разработка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы ведения государственного земельного кадастра; - утверждение состава, типовых форм и порядка ведения документации государственного земельного кадастра; - утверждение инструкций и методических документов по процедурам ведения государственного земельного кадастра; - ведение государственного земельного кадастра на уровне Российской Федерации; - научное обеспечение ведения государственного земельного кадастра: - создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра Российской Федерации; - организация подготовки |
кадров для ведения государственного земельного кадастра; - организация лицензирования деятельности по проведению проектно-изыскательских и картографических работ для целей государственного земельного кадастра; - обеспечение защиты сведений государственного земельного кадастра; - разработка и представление в Правительство Российской Федерации Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель, предоставление в установленном порядке сведений о земельных ресурсах в заинтересованные министерства и ведомства; - хранение кадастровой документации. |
|||
Субъекта РФ |
Росреестр |
- принимает региональные законы и нормы относительно земельных отношений; - собирает и хранит сведения о границах муниципалитетов, входящих в состав региона, о недвижимых объектах и территориальных зонах, находящихся в зоне его регулирования; - контролирует работу региональных кадастровых палат; - определяет средний уровень кадастровой стоимости земли в собственности субъекта и муниципалитетов с учетом их целевого назначения и типа использования. |
- утверждение программ создания и развития системы государственного земельного кадастра в субъекте Российской Федерации; - определение перечня сведений, дополнительно включаемых в государственный земельный кадастр на территории субъекта Российской Федерации; - установление платы за предоставление сведений государственного земельного кадастра на территории субъекта Российской Федерации |
Муниципальный |
Росреестр |
- инвентаризация участков и недвижимости населенных пунктов, входящих в муниципалитет; - оценка объектов, при этом используется средний уровень кадастровой стоимости, установленной на уровне субъекта РФ; - присвоение земельным участкам и недвижимым объектам уникальных идентификаторов, определение их качественных характеристик; - проведение землеустроительных работ; - обслуживание населения и предоставление сведений по запросам от органов государственной власти; - составление карт и планов территорий, пополнение и ведение базы данных кадастровых сведений. |
- формирование сведений обо всех объектах кадастрового учета, расположенных на территории муниципального образования; - ведение реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности муниципального образования. |
Город Новочеркасск Ростовской области относится к уровню муниципальных образований. Ведение государственного кадастра недвижимости в данном муниципальном образовании велось с помощью местного филиала Росреестра. Но, к сожалению, в последнее время появляются новости о расформировании Новочеркасского филиала Росреестра. В связи с этим полномочия приняли на себя МФЦ г. Новочеркасска и филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области.
С помощью этих органов осуществляются полномочия по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости а также приему запросов о предоставлении всех видов сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и выдаче документов по результатам рассмотрения таких запросов на территории региона [5].
Получить выше перечисленные услуги можно лично посетив данные организации либо же в сети Интернет на официальных сайтах Росрееста, МФЦ, а также Госуслуг.
Таким образом, можно сделать вывод, что значение государственного кадастра недвижимости и органов, с помощью которых происходит его ведение, очень велико. При чем, очень важно, что ведение кадастра распределяется на три уровня (федеральный, субъектов РФ, муниципальный). Данное распределение способствует оптимизации обработки данных от малого к большему, сбор более подробной информации и формирование одного единого реестра данных. Также ведение кадастра обеспечивает рациональное использование земельных ресурсов, хранение достоверных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении [6].
Библиографический список
1. Государственный кадастр недвижимости [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Государственный_кадастр_недвижимости.2. Кадастр земель муниципальных образований [Текст]: метод. указ. для практич. занятий с использ. интерактивных форм обучения / Сост.: А.В. Дутова О.В. Погребная, Е.В. Соколова; Новочерк. инж.-мелиор. ин-т ДГАУ. – Новочеркасск, 2014. – 60 с.
3. Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 №218-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182661/.4. Уровни кадастра [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://advokat-malov.ru/gosudarstvennaya-registraciya-i-kadastr-nedvizhimosti/urovni-kadastra.html.
5. Управление Росреестра по Ростовской области [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/about/struct/territorialnye-organy/upravlenie-rosreestra-po-rostovskoy-oblasti/.
6. Кадастр земель муниципальных образований [Текст]: курс лекций для студ. обуч. по нрапр. «Зелеустройство и кадастры» / А.В. Дутова; Новочерк. инж.-мелиор. инст-т ДГАУ, 2014. – 86 с.