Актуальность данной темы обусловлена стремлением розничных предприятий сохранить движение товарооборота в стабильном состоянии, в то же время наиболее полно удовлетворять потребности покупателей.
В настоящий момент каждое предприятие нуждается в маркетинговой службе для нормального функционирования в тех или иных условиях рыночной системы. Выгодность использования маркетинговых услуг на предприятиях с каждым временем возрастает. Это обусловлено тем, что потребности людей безгранично возрастают, а ресурсы предприятий ограничены, что более явно выражается в условиях кризиса.
Объектом статьи выступают все предприятия, осуществляющие розничную торговлю на территории республики Дагестан.
Предметом исследования является маркетинговый комплекс коммерческих работ предприятий розничной торговли.
Цель исследования – на основании теоретических предпосылок маркетингового комплекса работ, анализа их состояния на рынке розничной торговли республики, найти способы наиболее эффективного их использования в условиях данной рыночной системы.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
Изучить понятие и роль маркетингового комплекса коммерческих работ;
Ознакомиться с ситуацией на розничном рынке республики;
Проанализировать состояние рынка в момент экономического кризиса;
На основании проведенного анализа предложить мероприятия, направленные на повышение эффективности комплекса работ на рынке розничной торговли.
Понятие и роль маркетингового комплекса коммерческих работ.
Объектом существования всех типов торговли является товар. «Товар», «продукт», «изделие» - различные термины, обозначающие результат производственной деятельности, выставленный на продажу.
С точки зрения маркетолога, товар характеризуется тремя основными свойствами:
- предназначается для удовлетворения конкретных потребностей;
- производится определенным производителем для продажи;
- приобретается потребителем по сложившейся на рынке цене.
Следует отметить, что между изделием и товаром существует огромная разница. Изделие создается на базе технических знаний, а товар, пользующийся спросом, – на базе специальных знаний по маркетингу. И изделие следует рассматривать как основу товара.
Таким образом, товаром является изделие необходимого качества с применением обслуживающих, обеспечивающих и ограничивающих элементов и комплекса элементов маркетинга.
Рассмотрим более подробно понятие комплекса маркетинга.
Маркетинговый комплекс коммерческих работ представляет собой набор практических мер, способных изменять деятельность фирмы или воздействовать на рынок, в зависимости от условий рынка, или своевременной реакции на изменения рыночных условий.
Комплекс маркетинга (часто называют маркетинг-микс) — это некий набор инструментов (объектов, процессов и функций), манипулируя которыми маркетологи стараются наилучшим образом удовлетворить клиентов.
В комплекс маркетинга включают 4 элемента, название которых в английском языке начинаются на букву «P»:
Product – продукт;
Price – его цена (в соотношении с конкурентами и потребностью рынка);
Place – то, как доходит (доводится) продукт до потребителя;
Promotion – то, как продвигается продукт.
Различают две системы планирования:
• Стратегическое. Исходит из того, что любое предприятие имеет несколько сфер деятельности, но не все одинаково привлекательны. Некоторые производства растут, другие стабилизируются на одном уровне, третьи приходят в упадок. Цель: удостовериться, что предприятия находят, развивают сильное производство и сокращают слабое.
• Тактическое. Разработка планов для каждого отдельного производства, товара или товарной марки фирмы.
Существует пять групп мероприятий, из которых состоит комплекс маркетинга:
Приобретение товара;
Установление приемлемой цены;
Распределение товара;
Методы стимулирования;
Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.
А для реализации этих программ необходимо создать приток информации, наладить стратегическое и тактическое планирование, определиться со структурой организации отдела маркетинга и создать систему контроля.
Состояние розничного рынка республики Дагестан и анализ его состояния в момент кризиса.
Несмотря на санкции, выдвинутые против РФ и ее антисанкционные меры, рынок республики насыщен товарами, в некоторых областях идет наблюдается превышение предложения над спросом. В торговых центрах и магазинах используются различные методы стимулирования продаж, вырабатывается дисконтная система обслуживания, объявляются разного рода акции и скидки.
Преобладание мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей – посредников приводит к нерегулярным поставкам и к значительному завышению цен на товары. Дополнительной преградой для стабильности розничного рынка является отсутствие в пределах республики современной логистической системы, что приводит к дополнительным временным и материальным затратам на транспортировку товаров. Также одной из проблем формирования розничной торговли является слабый уровень развития инфраструктуры, отсутствие кадров и недостаточная квалификация и т.д.
Значительное влияние оказывает и теневая экономика, широко распространенная в республике.
Применение мероприятия, направленные на повышение эффективности комплекса работ на рынке розничной торговли.
На каждом рынке существует надбавка на интерактивные навыки участвующих людей. Тут и должна быть тесная связь между маркетинговым комплексом и продажами. В розничной торговле необходимо предпринять ряд маркетинговых действий до, во время и после продажи товаров, чтобы наиболее полноценно удовлетворить потребности людей.
Список использованной литературы
1. Акулич И.А. Маркетинг. Мн.: БелИПК., 2002.264 с.
2. Андреева О.Д. Технология бизнеса. М.: Инфра-М, 2001.370 с.
3. Аткинсон Дж. Все о продажах. М.: Инфра-М., 2001.174 с.
4. Богиев Г.Л. Международный маркетинг. СПб.: Питер, 2001.176 с.
5. Бурцев В.В. Сбытовая и маркетинговая деятельность. М.: Тенс, 2001.76с
6. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 2001.324 с.
7. Бодруиов С.Д. Маркетинг информационный услуг. М.: Юрист, 2004.68 с.
8. Вирский Е.Л. Маркетинг. Мн.: Армита, 2003.280 с.