МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ БЕНЧМАРКИНГА В МЕНЕДЖМЕНТЕ КАЧЕСТВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ БЕНЧМАРКИНГА В МЕНЕДЖМЕНТЕ КАЧЕСТВА

Василенко М.А. 1, Бойцов Е.А. 2
1ФГБОУ ВО Ростовский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ,
2ФГБОУ ВО РУТ (МИИТ), г. Москва, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные российские условия формируют высококонкурентную среду во многих отраслях экономической деятельности. В настоящее время для того чтобы стать преуспевающей компанией, недостаточно только производить продукцию или предоставлять услуги, необходимо делать это лучше конкурентов, с меньшими затратами, используя последние мировые достижения в науке и технике, в организации производства. Для достижения конкурентных преимуществ необходимо изучать, знать и использовать опыт своих конкурентов, уже добившихся успехов в различных направлениях деятельности. Для определения и корректировки направлений деятельности организации используют метод сравнительного анализа, или бенчмаркинг.

Бенчмаркинг представляет собой инструменты, позволяющие реализовывать непрерывное улучшение процессов, продукции, услуг, и добиваться превосходства над конкурентами [1].

Бенчмаркинг в управлении качеством - это анализ и поиск наиболее выгодных решений у конкурентов и лидеров рынка.

Бенчмаркинг в менеджменте качества - это поиск лучших методов, скоординированных, взаимосвязанных с деятельностью по управлению, выстроенных таким образом, чтобы обеспечить надежную и бесперебойную работу организации, и ведущую к улучшению ее деятельности, это способ в кратчайшие сроки и с минимумом усилий вывести компанию на более высокий конкурентный уровень качества. [2].

Бенчмаркинг обеспечивает [3]:

- эффективный «будильник», который помогает созреть готовности к изменениям;

- практические пути, которыми могут быть достигнуты пошаговые изменения в работе посредством обучения у других, кто уже проводил подобные изменения;

- стимул для поиска новых путей и формирования культуры, восприимчивой к свежим подходам и идеям;

- возможности для персонала учиться новым навыкам и быть вовлеченным в процесс трансформации компании.

Основные цели бенчмаркинга:

  1. Повышение доходности и эффективности;

  2. Ускорение процесса изменений и управление им;

  3. Постановка гибких целей;

  4. Осуществление прорыва в области инноваций;

  5. Создание духа постоянной боевой готовности компании;

  6. Преодоление самодовольства организации;

  7. Расширение ее кругозора;

  8. Осознание достижений мирового класса;

  9. Принятие более обоснованных решений.

Достижение поставленной цели исследования происходит посредством решения выделенных задач. Для бенчмаркинга они определяются сущностью самого процесса эталонного сопоставления, которую раскрывают приведенные ранее определения этого инструмента управления.

Основные задачи, которые решаются в процессе проведения эталонного сопоставления:

  1. Измерение своей деятельности и сравнение показателей с другими;

  2. Изучение и применение лучшего опыта других в своей организации.

Основным источником информации для бенчмаркинга выступают: отраслевые выставки, конгрессы, семинары профессиональные ассоциации, конференции, исследование отрасли и конкурентов, опрос клиентов.

В целом польза бенчмаркинга в менеджменте качества состоит в том, что производственные и маркетинговые функции становятся наиболее управляемыми, когда исследуются и внедряются лучшие методы и технологии других предприятий или отраслей. Это может привести к прибыльному предпринимательству с высокой экономичностью, созданию полезной конкуренции и удовлетворению потребностей покупателей.

Бенчмаркинг как управленческий инструмент имеет свои характерные особенности. Прежде всего это непрерывный процесс, а не разовое действие. Нельзя использовать его методику в короткий промежуток времени, как разовую акцию, только для постановки целей. Бенчмаркинг состоит из определенной последовательности процедур сравнения изделий, услуг, процессов с лучшими результатами деятельности.

Применение бенчмаркинга в менеджменте качества заключается в четырех последовательных действиях, соблюдение которых способствует развитию предприятия (рис.1).

 

Бенчмаркинг в менеджменте качества

 

 

Понимание деталей собственных бизнес-процессов

Анализ бизнес-процессов других компаний

Сравнение результатов своих процессов с результатами анализируемых компаний

Внедрение необходимых изменений для сокращения отрыва

 

Рисунок 1. Действия при проведении бенчмаркинга в менеджменте качества

Управление организацией, применительно к качеству, означает, что вся деятельность подчиняется установленным целям по качеству, и для достижения этих целей в организации разработана система планов, существуют необходимые ресурсы, выполняются действия по достижению поставленных целей [4].

Бенчмаркинг весьма дорогостоящее мероприятие, поэтому необходимо соблюдать баланс между стоимостью внедрения найденных решений и их потенциальной выгодой.

Успех проекта бенчмаркинга заключается в строгом соблюдении последовательности и ответственном выполнении каждого из его девяти этапов (рис.2).

 

Этапы бенчмаркинга в менеджменте качества

 

 

  1. Разработка концепции проекта бенчмаркинга: определение объектов, для анализа, принятие решений о проведении проекта

 

 

2. Планирование проекта: определение сферы проведения бенчмаркинга и его целей, разработка плана проекта

 

 

3. Сбор предварительных данных: о товарах и процессах

 

 

4. Выбор компаний, лучших в данном классе: выбор конкурентов и партнеров

 

 

5. Сбор данных о компаниях, лучших в данном классе: сбор данных о продукции, о процессах, о компании

 

 

6. Оценка: сравнение параметров собственных процессов и процессов компаний, лучших в данном классе

 

 

7. Планирование реализации: разработка планов улучшения процессов для достижения поставленных целей

 

 

8. Реализация: реализация планов улучшения процессов и постоянный мониторинг достигнутых улучшений

 

 

9. Реализация: обновление найденных решений и оценка степени достигнутых улучшений процессов предприятия

 

Рисунок 2. Этапы проведения бенчмаркинга в менеджменте качества

Предлагаемый подход к проведению бенчмаркинга, включающий 9 этапов, позволит обследуемому предприятию: опираться на опыт других организаций, учитывать современный опыт, значительно снизить издержки от повторной работы, дублирования, улучшить понимание того, что делается и насколько эффективно осуществляется деятельность, организовывать более эффективно управление, ставить реальные цели, определить необходимые изменения, усилить ответственность сотрудников [5].

Следует реально оценивать ресурсы фирмы для осуществления бенчмаркинга. У многих организаций нет достаточных ресурсов, чтобы провести полный бенчмаркинг по всем параметрам. В этом случае следует определить те направления, которые требуют немедленного внимания. Но даже те направления, которые были определены как менее важные, не должны игнорироваться. К ним могут применяться более дешевые виды бенчмаркинга [6].

Причинами популярности бенчмаркинга являются: глобальная конкуренция, вознаграждение за качество, необходимость адаптации и использования мировых достижений [6].

Бенчмаркинг сегодня - это неотъемлемый элемент управления компанией. Особое значение он имеет в управлении качеством, позволяя постоянно контролировать уровень качества, отслеживать новейшие тенденции в производстве товаров и оказании услуг. Данный инструмент дает компаниям, его использующим, возможность непосредственно изучить, посмотреть новинки, лучший опыт других компаний, так как предусматривает сотрудничество между компанией-инициатором и компанией-партнером по бенчмаркингу.

Развитие бенчмаркинга способствует открытости бизнеса, повышению его эффективности, является мощным инструментом повышения эффективности бизнес-процессов и выявления передовых методов работы, что необходимо для развития экономики в настоящее время.

Литература:

  1. Михайлова Е.А. Бенчмаркинг. М.: Благовест–В, 2002. 176 с.

  2. Сamp R.C. Benchmarking. The Search for Industry Best Practices That Lead to Superior Performance. - ASQC Industry Press, Milwaukee, Wisconsin, 1989.

  3. Руденко М., Дорофеева А. Технология бенчмаркинга // Маркетинг. — 2013. — № 2(129). — С. 57-66.

  4. Михайлова Е.А. Основы бенчмаркинга. — М.: Юристъ, 2008. — 112 с.

  5. Губарев А.В. Совершенствование системы менеджмента качества организации на основе улучшения ее информационного обеспечении. Брянск, 2010. - 20-25 с.

  6. Кузина Е.Л. Управление экономической устойчивостью хозяйствующего субъекта на примере системы железнодорожного транспорта // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2010. № 2. – С. 75-81.

  7. Смирнова Э.Е., Рябчик Т.А., Ладынин А.И. Методология оценки степени удовлетворенности потребителей в системе менеджмента качества [Текст] /Смирнова Э.Е., Рябчик Т.А. // Экономика и предпринимательство. № 8 (ч.4) – М.: Редакция журнала "Экономика и предпринимательство", 2017, с. 827-835.

Просмотров работы: 183