ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Титова П.А.1Жиркова А.А.1
1Тамбовский государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обеспечение безопасности в различных сферах, в том числе и информационной, является одной из значимых составляющих существования субъекта правовых отношений. В Российской Федерации одним из первых был принят закон «О безопасности», которым определено понятие безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важными интересами являются потребности, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития как общества и государства, так и личности.

К основным объектам безопасности относятся: для личности - это ее права и свободы; для общества - его материальные и духовные ценности; для государства - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Именно государство является основным субъектом обеспечения безопасности, оно осуществляет функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Угроза представляет собой совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

- законность;

- соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

- взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

- интеграция с международными системами безопасности.

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации, который возглавляет специально организованный для этого орган - Совет безопасности Российской Федерации. Совет безопасности РФ рассматривает различные вопросы, в том числе и информационной безопасности.

Рисунок 1 - Место информационной безопасности в системе безопасности РФ

В 2000 году, ввиду вступления России в информационное общество, была принята «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации». Доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, служит основой для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности страны, подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности, разработки целевых программ в этой области.

Современный этап развития общества характеризуется возрастающейролью информационной сферы, представляющей собой совокупностьинформации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих оборот информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной, социальной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет только возрастать.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере:

- соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею;

- информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации;

- развитие современных информационных технологий;

- защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:

- угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;

- угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;

- угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

- угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние. К внешним источникам относятся:

- деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур;

- стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков;

- обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;

- деятельность международных террористических организаций;

- увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;

- деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств разведки иностранных государств;

- разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

К внутренним источникам относятся:

- недостаточная экономическая мощь государства, кризисное состояние отечественных отраслей промышленности;

- неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере;

- недостаточная координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности;

- недостаточная разработанность нормативной правовой базы в этой сфере, а также недостаточная правоприменительная практика;

- неразвитость институтов гражданского общества;

- снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности;

- недостаточная активность государственных органов в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан;

- отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации.

Общими методами обеспечения информационной безопасности страны являются - правовые, организационно-технические и экономические.

Рисунок 2 - Нормативно-правовое обеспечение информационной безопасности

Жизнь общества и граждан многогранна, информационная безопасность должна обеспечиваться в различных сферах деятельности. В каждой из них имеются свои особенности обеспечения информационной безопасности, связанные со спецификой объектов обеспечения безопасности, степенью их уязвимости в отношении угроз. В каждой сфере жизнедеятельности общества и государства наряду с общими методами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации могут использоваться частные методы и формы, обусловленные спецификой факторов, влияющих на состояние объектов.

Сфера экономики. Особо подвержены воздействию угроз в этой области система государственной статистики; кредитно-финансовая система; системы бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности; системы сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации и информации о внешнеэкономической деятельности государства, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.

Сфера внутренней политики. Наиболее важными объектами являются конституционные права и свободы человека и гражданина; конституционный строй, национальное согласие, стабильность государственной власти, суверенитет и территориальная целостность России; открытые информационные ресурсы государственных органов и средств массовой информации.

Сфера внешней политики. Наиболее важные объекты - информационные ресурсы государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, реализующих внешнюю политику Российской Федерации; блокирование деятельности российских средств массовой информации по разъяснению зарубежной аудитории целей и основных направлений государственной политики страны, ее мнения по социально значимым событиям российской и международной жизни.

Сфера науки и техники. Это результаты фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, потенциально важные для научно-технического, технологического и социально-экономического развития страны; открытия, незапатентованные технологии, промышленные образцы, полезные модели и экспериментальное оборудование; научно-технические кадры и система их подготовки; системы управления сложными исследовательскими комплексами (ядерными реакторами, ускорителями элементарных частиц, плазменными генераторами и другими).

Сфера духовной жизни. Основными объектами угроз являются достоинство личности, свобода совести, свобода мысли и слова (за исключением пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду), а также свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; свобода массовой информации; неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна; русский язык как фактор духовного единения народов многонациональной России; языки, нравственные ценности и культурное наследие народов и народностей Российской Федерации; объекты интеллектуальной собственности.

В сфере общегосударственных информационных и телекоммуникационных систем. Это, прежде всего, информационные ресурсы, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, и конфиденциальную информацию; средства и системы информатизации программные средства, автоматизированные системы управления, системы связи и передачи данных; технические средства и системы, обрабатывающие открытую информацию, но размещенные в помещениях, в которых обрабатывается информация ограниченного доступа, а также сами помещения, предназначенные для обработки такой информации; помещения, предназначенные для ведения закрытых переговоров, а также переговоров, в ходе которых оглашаются сведения ограниченного доступа.

В сфере обороны. К объектам обеспечения информационной безопасности относятся информационная инфраструктура центральных органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, научно-исследовательских учреждений Министерства обороны Российской Федерации; информационные ресурсы предприятий оборонного комплекса и научно-исследовательских учреждений, выполняющих государственные оборонные заказы; программно-технические средства автоматизированных систем управления войсками и оружием; информационные ресурсы, системы связи и информационная инфраструктура войск.

В правоохранительной и судебной сферах. Представляют интерес информационные ресурсы органов, реализующих правоохранительные функции, судебных органов, ресурсы, содержащие специальные сведения и оперативные данные служебного характера; информационно-вычислительные центры, их информационное, техническое, программное и нормативное обеспечение; информационная инфраструктура.

В сфере чрезвычайных ситуаций. Наиболее уязвимыми объектами обеспечения информационной безопасности являются система принятия решений по оперативным действиям, связанным с развитием таких ситуаций и ходом ликвидации их последствий, а также система сбора и обработки информации о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций.

В связи с вступлением человечества в эпоху глобализации, одной из черт которой является свободный международный оборот информации, влияние информации на состояния международной и национальной безопасности будет только возрастать. В России должны быть разработаны адекватные меры по парированию угроз в области информационной безопасности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Андреев Б.В., Пак П.Н., Хорст В.П. Расследование преступлений в сфере компьютерной информации. – М: Издательство «Юрлитинформ», 2001. – С.89. 2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1. – М., 1978. – С.67. 3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1986. – С.38. 4. Гражданское право. Учебник. Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. – М.: Проспект, 1997. – С.214-215. 5. Российская криминологическая энциклопедия. Под общей редакцией А.И. Долговой. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2000. – С.67. 6. Методы и средства защиты информации: Методические указания. – К: КМУГА, 1997. – С.17. 7. Матвеева А.А. Информационная безопасность и проблемы совершенствования уголовного законодательства // Уголовное право в ХХІ веке: Материалы Международной научной конференции на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова 31 мая – 1 июня 2001 г. – М.: «ЛексЭст», 2002. – С.181-186.

 

Просмотров работы: 70