В целом по стране эффективность социальной поддержки многодетных семей является недостаточной. Многие льготы, субсидии не освобождают родителей от уплаты основной суммы, будь то жилищно-коммунальные услуги, покупка жилья, приобретение детских товаров. Чем больше направлений государственной поддержки многодетных семей будет предусмотрено законодательством, тем больше возможности у родителей использовать свободные денежные средства на культурное образование, развитие, досуг детей, чьи нравственное воспитание и здоровье являются залогом развития страны.
В связи с наличием большого количества проблем, многодетные семьи в России характеризуются высокими социальными рисками, поэтому нуждаются в различных мерах государственной социальной поддержки, предоставляемых как на федеральном, так и на региональном уровне.
Зачастую предоставляемых в настоящее время мер на практике оказывается недостаточно, в том числе в связи с несовершенством нормативной базы и недостаточной информированностью населения. Многим многодетным родителям требуется юридическая помощь для получения права на предусматриваемые социальные денежные выплаты (в том числе детские пособия) и льготы. [4, c.45]
Эффективная государственная поддержка многодетных семей позволит повысить не только демографический потенциал, но и экономический потенциал Российской Федерации. Обеспечение поддержки многодетных семей в сельской местности в перспективе является одним из условий решения проблем социально-экономического развития аграрных регионов.
Рассуждая на тему условий жизни семьи, сторонники многодетности чаще всего приводят в пример патриархальную русскую семью. В России крепкая и многодетная семья, высокий уровень рождаемости и прироста населения были залогом благосостояния страны.
Сторонники иной точки зрения считают, что современные условия жизни и тот этап экономического развития России, который совпал с детородным возрастом современной женщины, экономическая непредсказуемость уровня доходов семьи заставляют более ответственно подойти к вопросу планирования количества детей. При этом, по их мнению, вопрос о начавшемся реально демографическом кризисе следует обращать к правительству, а не к рядовым гражданам, для которых установка на материальную стабильность жизни пока не совпадает с установкой на многодетность. [6, c.11]
Вплоть до начала индустриальной революции многодетная семья была естественной необходимостью. Но затем все стало меняться. Бурный рост промышленности привел к тому, что человеку, чтобы выжить, уже не требовалась поддержка близких. Наоборот, большая семья становилась скорее обузой, мешающей преуспеть в жизни, добиться материального благополучия. Открытия в области медицины привели к резкому снижению детской смертности, и для естественного воспроизводства стало нужно гораздо меньше детей. Если раньше рождение ребенка было явлением более или менее стихийным и незапланированным и семья могла стать многодетной неожиданно для себя, то с появлением надежных методов контрацепции многодетность становится сознательным выбором. Ребенок, все дольше оставаясь объектом родительской заботы, не имеет никаких серьезных обязанностей, не несет ответственности не только за других, но даже за самого себя. Что касается обязанностей, то в современной городской семье они мизерны: убрать, приготовить, купить. Да к тому же занятых по горло учебой детей даже в многодетных семьях стараются не перегружать домашними делами. [9, c.7]
Особая проблема многодетных семей - жилье. Уровень благоустройства жилищ многодетных семей является крайне низким, не приспособленным для проживания семей с большим количеством детей. Почти половина многодетных семей испытывает значительные проблемы с жильем (не отвечающее установленным нормам жилья, либо аварийное, требующее срочного ремонта). Около 60 % многодетных семей проживают в жилье «без удобств», в котором отсутствуют центральное отопление или водопровод, канализация и горячее водоснабжение. В сельской местности доля такого жилья достигает 80 %.
По мнению Быстрова, основными причинами бедности многодетных семей являются относительно низкая конкурентоспособность трудоспособных членов таких семей на рынке труда, отчасти обусловленная занятостью в воспитании детей, низкая привлекательность для работодателей принятия на работу граждан с высокой иждивенческой нагрузкой и существенными семейными обязанностями, а также неадекватно низкий уровень социальной помощи, оказываемой государственными и муниципальными органами социальной защиты.
В условиях низкой смертности для возмещения поколений коэффициент рождаемости должен быть чуть выше 2. По данным комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, все расходы на меры государственной поддержки семьи и рождаемости не превышают в России 0,79 % ВВП.[5, c.94]
В Ульяновской области установлена поддержка нуждающимся семьям в виде ежемесячной денежной выплаты в размере регионального прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет. Софинансирование за счет средств федерального бюджета расходных обязательств осуществляется только, если величина суммарного коэффициента рождаемости в субъекте ниже средней по России. Таким образом, в неравных условиях оказались семьи в разных регионах страны и не только в зависимости от даты рождения ребенка, а еще и от демографической обстановки в конкретной местности, что недопустимо с позиции права социального обеспечения. Указанная выплата должна производиться всем многодетным семьям на третьего и последующих детей указанного возраста независимо от даты рождения ребенка и без проверки нуждаемости семьи. Ульяновская область попала в список регионов с неблагоприятной демографической ситуацией, что позволило в 2016 году сохранить в регионе ежемесячные выплаты в размере прожиточного минимума для детей из многодетных семей. Выплаты распространяются на детей из многодетных семей, рожденных после 2012 года, и выплачиваются до момента достижения детьми возраста трех лет. [10]
При этом дети должны получать причитающиеся им блага своевременно, не пребывая годами в очереди, как это имеет место в отношении некоторых предоставляемых услуг.
В многодетных семьях возникают проблемы и с организацией летнего отдыха для детей. Как правило, матерям не удается отправить в один лагерь всех детей сразу, и лето уходит на суету. Одних отправил, других принял. И как признаются многодетные матери, им часто проще уехать с семьей на дачу на все лето, чем связываться с системой. И это еще одно направление, над которым властям стоит поработать. Возможно, было бы целесообразно, если бы существенная часть загородных лагерей вернулась в собственность региональных и муниципальных властей. Вряд ли их расходы на детский отдых в связи с этим увеличились бы, но они могли бы предъявлять требования к наполнению детского отдыха и организовывать его более качественно.
По оказываемой многодетным семьям помощи Ульяновская область долгое время была "впереди планеты всей". В регионе одними из первых начали распределять бесплатные земельные участки, ввели именной капитал "Семья", который выдавали за рождение второго и последующих детей (его размер варьировался от 50 до 700 тысяч рублей). В 2013 году всем семьям с четырьмя и более детьми, а также родителям, у которых на свет появились двойняшки (тройняшки и так далее) начали выдавать миллион рублей - на улучшение жилищных условий. [1]
Но все эти преференции, по мнению самих многодетных, в большинстве своем ожиданий не оправдали. Теперь же дело дошло и до миллиона на жилье.
В июле 2014года депутаты приняли поправки в законопроект в первом чтении, оставив время до окончательного принятия документа - для того, чтобы тщательно взвесить все за и против предлагаемых "непопулярных" корректировок. Согласно внесенным изменениям, на "жилищный" миллион теперь могут претендовать лишь семьи, которые признаны малоимущими и нуждающимися в жилье. По предложению регионального правительства для получения выплаты на одного члена семьи должно приходиться менее восьми тысяч рублей дохода, жилой площади - менее 12 квадратных метров, а также быть в собственности имущества не более чем на 420 тысяч рублей.
«Эти ограничения вызвали справедливые нарекания: семьи, которые находятся чуть выше уровня крайне бедных (в соответствии с предложенными критериями) будут лишены выплаты. Мы внесли поправки для признания нуждающимися семей с доходом на одного члена не более 12 тысяч рублей, площади - не более 12 квадратных метров (а при условии взятия ипотеки - не более 15 квадратных метров) и имущества - не более чем на 600 тысяч рублей» - пояснил депутат законодательного собрания Алексей Куринный.
Эти поправки на четверговом заседании приняты не были. Более того, парламентарии большинством голосов добавили еще и социальный критерий "благополучности", который должен отсечь "люмпенизированные" семьи, ведь они якобы могут пустить выплату не по назначению. Таких, по мнению авторов законопроекта, в числе возможных получателей - около 16 процентов. И здесь мнения депутатов разошлись.
«Как можно за предполагаемую неблагополучность родителей наказывать детей? Ведь выплату на жилье нельзя пропить или обналичить. Она целевая - на приобретение жилья, которое в виде долевой собственности принадлежит всем членам, в том числе детям»- говорит Куринный.
Кроме этого, чтобы претендовать на миллион, родители должны обязательно состоять в официальном браке, а хотя бы один из них должен иметь постоянный источник дохода.
«На мой взгляд, это крайне неверно. Мой первый ребенок родился в гражданском браке. Это личное дело каждого - регистрировать отношения или нет. Если любви нет, то никакой штамп в паспорте супругов не скрепит» - говорит отец пятерых детей Ильмир Валиев. «К сожалению, я все больше убеждаюсь в том, что у чиновников главное - не дать. Они находят тысячи причин, чтобы отказать, а не чтобы помочь». [7, c.1-3]
Выдавать бесплатные участки ульяновским многодетным семьям начали одними из первых в стране. Пять лет назад в регионе разработали процедуру предоставления земли: родителям с тремя и более детьми начали выделять по 15 соток в ближайших пригородах областного центра.
«Идея выдавать многодетным бесплатные земельные участки, в том виде, как это планировалось изначально - с инфраструктурой, всеми сетями, дорогами и так далее - просто замечательная. Используя материнский капитал, льготные кредиты, собственные накопления, на такой земле можно было построить дом для большой семьи. Тем более, что это бы решило несколько проблем: разгрузило город, "оживило" пригороды, вместе с жилищным строительством развивался бы придорожный сервис. Для семей, где много детей, загородный дом - настоящий подарок. Однако эту чудесную идею превратили в кошмар. Ощущение, что ее реализуют люди, которые не понимают, как это должно происходить на деле. Я вхожу в число одни из первых получателей бесплатной земли. На территории, которую нам выделили, до сих пор не построен ни один дом - из-за отсутствия инфраструктуры. За несколько лет поставили электрические столбы, все остальное - в "дорожных картах". Мы сейчас даже не можем продать участок - он будет стоить от силы 200 тысяч рублей, да и за такие деньги его никто не купит. Возможно, когда мои сыновья пойдут в армию, тогда удастся эту землю использовать по назначению - когда наконец-то проведут коммуникации»- говорит многодетный отец Ильмир Валиев.
Самые первые получатели земли под Ульяновском, в районе поселка Ишеевка, отчаялись ждать, пока к их участкам подведут коммуникации.
Многим многодетным семьям в Ишеевке предложили совершить обмен на Луговое. Большинство многодетных семей от переезда отказались, т.к. уже достаточно вложили денег в свою землю.
«Мы с мужем подсчитали, что в общей сложности вложили в строительство около двух миллионов рублей»- говорит многодетная мама.
В Луговом все пока только на бумаге. Лишь в перспективе - школы, детсады, магазины. До центра города добираться на порядок дольше и проблематичнее. Парадокс: когда первые родители выбирали участки, им советовали взять именно Ишеевку. Мол, здесь и экологичнее, и план застройки шикарный. У чиновников свои расчеты - на обеспечение инфраструктурой трех тысяч участков в Луговом и 53-х - в Ишеевке нужна одинаковая сумма. А потому первая очередь работ запланирована, разумеется, в Луговом. Вывод неутешительный: тем, кто получил участки в Ишеевке, придется, в лучшем случае, ждать до 2016-2017 года. А может и дольше.
Самое интересное, ранее расчеты были совсем другие. Согласно "Информации по инженерному обеспечению земельных участков, выделенных многодетным семьям", подготовленной управлением по строительству администрации Ульяновска, инженерные сети и дороги для ишеевцев обошлись бы в 95 миллионов рублей. Правда, в этом документе есть одна оговорка: "Если администрация р.п. Ишеевка не в состоянии выполнить реконструкцию водопроводных сооружений и капитальный ремонт инженерных сетей поселка, и выполнение данных работ будет поручено администрации города Ульяновска, то общая стоимость внеплощадочных сетей увеличиться". Видимо, город с райцентром так и не договорился. Громкий проект, распиаренный на всю страну, обернулся головной болью. Пострадали в итоге многодетные родители. [8, c.1-4] Не справедливо и то, что земельные участки выдают только тем многодетным семьям, которые состоят на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. [2]
Решение о выдаче пособия в виде молочных продуктов на молочно-раздаточных пунктах принимают органы местного самоуправления, по этой причине представлены они не в каждом регионе и устроены по-разному.
Иногда получать смесь и другое питание мамам предлагает раздаточный пункт по месту прописки, даже если семья проживает совсем в другом месте.
Главная причина отказа от посещения детской кухни заключается в условиях их работы: для многих мам проезд к пункту раздачи туда и обратно стоит дороже тех продуктов, которые там дают. У кого-то просто нет возможности оставить грудного ребенка, чтобы ехать за положенным ему питанием. Поэтому правительство РФ с 1-го января 2016 года провело «монетизацию» всех мам с маленькими детьми, а также беременных женщин. Как заявляют власти, эти меры необходимы, чтобы использовать средства бюджета эффективнее.
Многие регионы уже перешли на денежные компенсации молочного питания для детей возрастом до двух лет и беременных мам. Но, к сожалению, эти суммы существенно уступают цене набора обязательных продуктов от молочной кухни.
Большинство родителей против таких изменений, так как на эти деньги тех продуктов, которые выдают на детских кухнях, не купишь. Формулы для расчета денежного эквивалента до сих пор нет.
Изменение формы льгот для беременных и молодых мам с 1-го января 2016 года властям экономически выгодно.
Материальная выгода заключается:
В экономии на содержании пунктов раздачи детского питания с начала 2016 года;
В необходимости контроля их работы с соблюдением всех норм санитарной гигиены;
В выплате зарплаты персоналу.
Многодетным семьям предоставляются бесплатные лекарственные средства детям до трех лет, но в аптеках они просто отсутствуют. Проблема в том, что финансирование на бесплатные лекарства детям до 3-лет должно осуществляться из местных бюджетов наших регионов, а как обычно, в этих бюджетах частенько не хватает средств для финансирования таких постановлений. Поэтому не во всех поликлиниках, не все врачи данный закон афишируют, хотя по правилам, во всех детских поликлиниках он должен висеть, в распечатанном виде, на информационных стендах. Но на самом деле, конечно, этого не происходит, и поэтому родители остаются в полной неосведомленности о своём праве на бесплатное лекарство детям до 3-х лет.
Так же бюджет многодетных семей не располагает средствами на образование, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-художественное образование и даже на отдых.
А размер ежемесячного пособия на ребенка, выплачиваемого в размере 200 рублей оставляет желать лучшего. [3]
Всесторонне изучив ситуацию по обеспечению бесплатным питанием детей из малообеспеченных и многодетных семей, можно обозначить следующие проблемы:
- отсутствие нормативно – правовой базы, регламентирующей порядок организации и предоставления бесплатного питания детям из малообеспеченных и многодетных семей;
- низкий охват обеспечением бесплатным питанием детей из малообеспеченных и многодетных семей (60 % от числа детей из малообеспеченных и многодетных семей);
- ежемесячная денежная выплата в размере 150 рублей, установленная Законом Ульяновской области от 01.01.01 г. «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области» не соответствует ежемесячной реальной потребности (на 09.01.2013 г. средняя стоимость горячего питания на одного обучающегося в месяц составляет от 390 до 1300 рублей в месяц).
И так, подводя итоги, можно констатировать следующее: всех мер социальной поддержки многодетных семей недостаточно, поэтому особое внимание нужно уделить вопросам расширения списка мер по решению жилищного вопроса многодетных семей, а также предоставление государством льготных условий ипотечного кредитования, схем его льготного погашения, упрощения процедур выделения земельного фонда для индивидуального жилищного строительства. Помимо этого, нужно обратить внимание на предоставление льгот по предоставлению и оплате жилищно-коммунальных услуг, медицинских услуг, общественного транспорта и на перечень мер, направленных на повышение доступности как начального, так и высшего образования для детей из многодетных семей. И еще на такие меры как организация содействия нормальному питанию в многодетных семьях, обеспечение совместного отдыха и досуга многодетных семей, меры по повышению доступности услуг учреждений культуры и спорта и многое другое.
Все вышеперечисленные проблемы многодетной семьи очень сильно влияют на каждого члена семьи, особенно на подрастающих детей, и чтобы более или менее сгладить влияние отрицательных факторов многодетности, необходимо изучать положение многодетной семьи с различных сторон.
ЛИТЕРАТУРА
Закон Ульяновской области от 7.07.2014 года № 106-ЗО "О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области" (ред. от 03.10.2014) // Ульяновская правда. 10.07.2014 N 98
Закон Ульяновской области от 17.11.2003 N 059-ЗО "О регулировании земельных отношений в Ульяновской области" (ред. от 03.06.2015) // Деловой Вестник. 19.11.2003 N 135
Закон Ульяновской области от 01.11.2006 N 152-ЗО "О пособиях на детей в Ульяновской области" (ред. от 22.04.2014) // Ульяновская правда. 08.11.2006 N 86
Право социального обеспечения: диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук // Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы. / Т.С. Гусева; науч. конс. Э. Г. Тучкова. -М., 2012. 254 с.
Быстров А. А. Материнский капитал не стимулирует рождаемость? // Социальное исследование. 2010. № 12. С. 149-151
Ржаницына Л.С. О социальных приоритетах и планах // Человек и труд. 2012. №6. С. 16-18
Чернышева В.А. В Ульяновске ограничили список многодетных, претендующих на миллион // Редакция Российской газеты. 2014. С. 3-4
Чернышева В.А. Ульяновским многодетным выделили землю, непригодную для жилья / Многодетных оставили в чистом поле // Редакция Российской газеты. 2012. С. 4-5
Штейн А. Многодетная семья в постиндустриальном мире // СОЦис, 2007. № 4. С. 14-16
Новости. Сохранят выплаты многодетным.15.10.2015 URL:http://www.mnogodetok73.ru/index.php/412-sokhranyat-vyplaty-mnogodetnym (дата обращения 23.11.2017)